Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Премьер Иванишвили о причинах и целях своего ожидаемого ухода из политики

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили 2 сентября опубликовал пространное открытое письмо, в котором разъясняет обществу цели его ожидаемого ухода с должностей главы правительства и лидера правящей коалиции и перехода в общественный сектор.

Премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили 2 сентября опубликовал пространное открытое письмо, в котором разъясняет обществу цели его ожидаемого ухода с должностей главы правительства и лидера правящей коалиции и перехода в общественный сектор.

«Думаю, после этого письма не должны оставаться вопросы о причинах или целях моего ухода из политики. Что касается времени ухода, об этом я заранее сообщу обществу после того, как буду уверен, что успешно прошли президентские выборы. Верю, что в первом же туре этих выборов победит кандидат правящей коалиции Георгий Маргвелашвили. Я уйду тогда, когда буду уверен, что никто и ничего не сможет изменить наш избранный курс, когда все государственные органы и должностные лица будут работать исправно и когда буду уверен, что страна развивается стабильно», - заявляет Иванишвили.

По его словам, новый премьер-министр, «которого я предложу собственной команде и обществу, уверяю вас, будет очень интересной личностью, который успешно справиться с возложенными обязательствами».

Иванишвили заявляет, что дает «гарантию», что правительство останется дееспособным, европейского типа, некоррумпированყым и поведет страну в правильном направлении», а он вместе с обществом сможет «публично дать команде такие замечания, которые, уверяю вас, будут более болезненными и более эффективными, и не только замечания, но и позитивные оценки, что не менее важно»

«Нашей очередной, самой важной задачей является развитие именно гражданского общества, здорового, обладающего собственной функцией, восполненного собственной ответственностью, которое не только критикует, но и само участвует, воспитывает и тем самым, содействует окончательному формированию государства европейского типа, демократического, ориентированного на гражданина», - заявляет Иванишвили, по словам которого, уход из власти «именно сейчас» необходим и для обеспечения того, что «сам не превратился бы в мессию».

Вместе с тем, «для самых больших скептиков» премьер отмечает, что если наступит необходимость, «я обязательно вернусь в активную политику».

Ниже приводится перевод с грузинского языка (перевод Civil.ge) полной версии открытого письма Бидзины Иванишвили:

За моим решением об уходе из политики последовало столько волнений и интерпретаций, что считаю необходимым, сделать определенные разъяснения для того, чтобы обосновать последовательность моего решения. Предлагаю отрывок из моего первого заявления, которое было сделано после перехода в политику:

«Тотальная монополизация власти Михаилом Саакашвили и осуществленные конституционные изменения, согласно которым, четко проявляется желание Саакашвили, несмотря на истечение всех конституционных сроков, сохранить власть и остаться во главе власти, вынудило меня принять решение, создать политическую партию и принять участие в парламентских выборах 2012 года... Я убедился, что без своего личного участия, очень трудно будет получить результат, поэтому, я решил, в течение определенного времени, примерно в течение 2-3 лет самому лично координировать политические процессы:

·    Объединив созданную мной новую политическую партию и существующие здравые политические силы, одержать победу абсолютным большинством на парламентских выборах 2012 года.

·    Выяснить и вместе с народом разработать оптимальную модель управления страной, произвести такие конституционные изменения, чтобы в будущем не только возможности, но и желания не возникло у кого-либо, выкроить Конституцию под себя.

·    Принять участие в формировании нового правительства в качестве премьера или председателя правительства и взять ответственность за его нормальное функционирование, чтобы до конца искоренить элитарную коррупцию такого масштаба, в которую погрязли высшие эшелоны нынешнего правительства Саакашвили.

·    Начать создание независимой судебной системы и довести это до необратимого процесса.

·    Сделать перспективной восстановление государственной юрисдикции Грузии на территориях Абхазии и Южной Осетии.

·    Создать реальную интересную инвестиционную среду и вместо монополизированного одной группой бизнеса, заложить основу для возрождения бизнеса в стране.

·    Довести до конца начатый первый проект, который касается восстановления сельского хозяйства и приблизить к реальности второй проект – об основании технологического университета и создании высокотехнологических рабочих мест .

·    Начать улаживание отношений с Россией.

·    Углубить дружбу и интеграцию с США и ЕС…

По моему мнению, на урегулирование вышеуказанных проблем понадобится от двух до трех лет. После этого я намереваюсь уйти из политики, чтобы активно участвовать в общественной жизни страны и ее развитии... Мы, общество должны научиться, как избирать и более важному – как контролировать главу государства и его правительство... В ближайшее время мы должны суметь и сформировать ту критическую массу гражданского общества (на развитие которой в дальнейшем понадобятся годы и десятилетия), с которой любое правительство должно считаться и у него даже не должно возникать желание, которое позволяет сегодняшнее правительство Саакашвили», - именно такими были те цели и причины, ради которых я пришел в политику.

«После больших раздумий и анализа я понял, что у меня уже не было выбора», - это также отрывок из тогдашнего моего заявления. Сегодня, спустя почти два года после этого заявления, со своеобразным удовлетворением заявляю, что и у меня и у общества есть и право и возможность, сделать выбор. И каковым является этот выбор, хочу сказать вам об этом.

Я пришел к власти потому, чтобы защитить общество и мне это удалось успешно тем, что сегодня власти лучше, чем все предыдущие и общество намного сильнее защищено от своеволия власти. Но общество не должно жить в надежде на добрую волю власти и не должно ждать постоянно спасителя или мессию. Спасение общества заключается в его эффективности, навыке высокой ответственности и политической зрелости. Общество должно найти механизм, которым будет контролировать и сможет быть партнером власти.

Своим личным примером хочу показать обществу, что необходимо быть адекватным вызовам и к конкретной реальности. Два года назад у нашей страны был совсем другой вызов и я встал там, где мог сделать больше всего. Сегодня перед страной стоит совсем другой вызов и я должен поступить в соответствии с этим вызовом.

По положению на сегодняшний день, мои функции могут быть определены по трем направлениям: 1. властных (премьер-министр страны); 2. Политические (лидер коалиции «Грузинская мечта»); общественные (активный гражданин). Я собираюсь отказаться от первых и вторых (властных и политических) функций и весь освободившийся ресурс привлечь к третьей (общественной) функции. Я собираюсь сделать это потому, что по первому (эффективное управление государством) и второму (многопартийная демократия) направлениям свою я уже выполнил свою скромную роль и верю, что члены моей команды с начатым делом справятся лучше без меня. А вот по третьему, самому важному направлению необходимо еще сделать многое, а делающих дело мало, и я лично могу сделать многое по определенным обстоятельствам.

Таким образом, я не ухожу куда-нибудь в «другое место», а остаюсь «тут же» и собираюсь лишь оптимизировать мои общественные функции и роль, во-первых, потратиться там, где страна сегодня более всего нуждается во мне; и во-вторых, поделится с политическими партнерами и единомышленниками той властью и ответственностью, без чего страна вновь останется подвешенной на одного человека и продолжит крутиться по заколдованному кругу.

Попытаюсь объяснить более детально, что является моей ролью по всем трем направлениям публичных функций и что измениться вскоре и почему улучшится обстановка.

1. Государственное управление

Думаю, министры подобраны довольно хорошо и если с учетом реальности проанализируем обстановку, деятельность правительства является максимально эффективной. Я, как глава правительства, принял активное участие в формировании стратегических вопросов каждого министерства и в рамках этой стратегии каждому министру я предоставил полную свободу действия и принятия решений. На сегодняшний день можно сказать, что я занят контролем выполнения основных параметром и все министры сами справляются с доверенным ему делом.

Новый премьер-министр, которого я предложу собственной команде и обществу, уверяю вас, будет очень интересной личностью, который успешно справиться с возложенными обязательствами.

Даю гарантию, что правительство останется дееспособным, европейского типа, некоррумпированным и поведет страну в правильном направлении. Но гарантия, как правило, должна быть подкреплена чем-нибудь. В моем случае, дело обстоит немного сложнее, так как я ответственен той должностью, которую собираюсь оставить. Поэтому остается только мое честное слово, которому я придаю такое же значение, которое ему придавали наши предки. Находясь в обществе и с обществом, мы сможем публично дать команде такие замечания, которые, уверяю вас, будут более болезненными и более эффективными, и не только замечания, но и позитивные оценки, что не менее важно. И что самое главное,если у нас будут здоровые идеи развития страны или отдельных министерств, подача этих идей правительству и Парламенту также не будет сложна.

Кроме осуществленной непосредственно правительством деятельности, мы предложили обществу кандидата в президенты, носителя европейских ценностей, который свободен от традиционных мессианистско-авторитарных склонностей.

Мы приняли соответствующие решения, которые обеспечат сбалансированную Конституцию, реальное самоуправление, независимый суд и свободные СМИ.

2. Политическое лидерство коалиции и партии

Сегодня никто не сомневается, что при строительстве коалиции «Грузинская мечта» моей целью было не создание очередной суперпартии, сросшейся с государством, а формирование многопартийной системы. Соответственно, коалиция «Грузинская мечта» не является «моей партией», а является коалицией входящих в ней партий. В такой обстановке и политическая власть и ответственность принадлежит не лидеру коалиции, а входящим в коалицию партиям и лидерам этих партий. Поэтому уход лидера сегодняшней правящей коалиции нельзя сравнивать с уходом существовавших до этого лидеров правящих партий. Мы создали коалицию «Грузинская мечта» на срок, минимум, до следующих парламентских выборов и она просуществует не меньше и после моего ухода. Я хорошо осознаю свою роль в создании коалиции и в ее успехе, но также хорошо знаю, по каким критериям я выбирал соратников, кем являются они и с какой ответственностью они подходят к делу. В входящих в коалицию партиях много опытных политиков и не будет трудно выбрать нового председателя Политического совета коалиции, который будет первым среди равных и обеспечит деятельность коалиции в соответствии с озвученной политической программой.

В то же время, мы не должны исключить и то, что кто-то до будущих парламентских выборов решит продолжить активную политическую деятельность за пределами коалиции. Думаю, это будет политической ошибкой конкретного лица или группы, вследствие которой пострадают только они сами. От таких отдельных явлений коалиция не застрахована и в период моего лидерства и не будет застрахована и без меня.

Намного усилий мне понадобится для того, чтобы завершить организационно-структурное строительство партии «Грузинская мечта – Демократическая Грузия», но это нам удастся обязательно. Несмотря на то, что я никогда не был менеджером председателем этой партии, естественно, чувствую большую ответственность в отношении тех сограждан, которые откликнулись на мою инициативу и вошли в партию. В партии собрана довольно интересная и сильная команда, которой в справедливой конкуренции с другими придется добиться успеха на будущих выборах, естественно, с учетом одного моего голоса.

3. Активное гражданство

Когда говорю об активном гражданстве, я не подразумеваю только эмоционально патриотического человека, который каждую секунду готов пожертвовать жизнью ради родины. Я имею в виду патриота по разуму человека, который всю жизнь готов думаю, спорить и трудиться по злободневным вопросам для страны и своего близкого. От количества людей – патриотов по разуму зависит, получим ли мы от народа массу, которая легко управляется властью, или гражданское общество, которое будет держать власть на службу себе.

Гарантом того, чтобы правительство осталось дееспособным, европейского типа, некоррумпированным и чтобы страна развивалась в правильном направлении – не должен быть один человек, ни у власти и ни за пределами власти.

Гарантом этого может быть только эффективное, восполненное ответственности, как раз европейского типа общество. Думаю, сегодня это является нашим самым важным, я бы сказал, эпохальным вызовом – вместе строить такое общество.

Соответственно, вектор моего интереса направлен к обществу и свою функцию я вижу именно в том, чтобы сформировать такое общество, которой, с одной стороны, с ответственностью делает выбор и на выборах фиксирует свою позицию, какую страну желает, и с другой стороны, после выборов, в постоянном режиме контролирует эффективность избранного правительства.

В условиях доминирования эмоционального патриотизма в обществе граждане: а) на выборах фиксируют эмоциональную позицию, в какой стране больше не желают жить после выборов; б) после выборов утопают в болоте нигилизма или пытаются незамедлительно сменить власть, что в обоих случаях способствует формированию авторитаризма и беспредела власти.

О том, что в Грузии господствует эмоциональный патриотизм, свидетельствуют все случаи избрания или смены власти Грузии до этого времени, включая выборы 1 октября 2012 года. Давай взглянем в глаза правде и признаем, что вы нас выбрали по диктовке сердца и эмоции, а не из-за нашей программы. Вы отказались от оков прежней власти, насилия, нищеты и поддержали того, кто, по вашему мнению, мог одержать победу над этим. Что касается будущего, мы все ждали исполнения наших индивидуальных мечтаний и в малой степени интересовало на самом деле то, как и посредством кого сделало бы это новая власть. «Не Миша, а Бидзина круче!» - это обусловило результат парламентских выборов. Во время прежних изменений власти именно за такими лозунгами следовало гражданское противостояние, кровопролитие и революция.

Для демонстрации того, как нам «удается» контролировать правительство, достаточно проанализировать хотя бы действия правительства Саакашвили: переполненные тюрьмы, 300 тысяч пробационеров, обнищавшее и разрушенное село, полностью контролируемый бизнес и СМИ, доведенные до нуля права человека...

А в это время этим людям удавалось за пределами страны – в Европе и Америке – представить нашу страну, как маяк демократии в регионе. Мы не должны допустить ошибку и не должны винить в наших ошибках Европу и Америку. Наоборот, нашей неспособностью и неправильными действиями мы позволили избранному нами правительству через нанятых на награбленные у нас деньги лоббистов выдавать за пределами страны за демократию существовавшее внутри страны невиданное насилие и попрание верховенства закона.

Кружение по этому заколдованному кругу должно закончиться. Так мы больше никого не должны выбирать. А для этого необходимо незамедлительно начать строительство гражданского общества быстрыми темпами и подвести власть под постоянный общественный контроль. Таким путем мы не только будет содействовать эффективности сегодняшней власти, но и обеспечим существенно высокое качество будущей власти.

У меня ничего нет лично против Михаила Саакашвили или какого-нибудь другого политика. Моей миссией является завершение миссий мессий в Грузии. А для этого недостаточно победить существующую мессию – необходимо обеспечить то, чтобы самому не превратиться в мессию. Поэтому я должен уйти именно сейчас. В той части общества, которую беспокоит мой уход из политики, много таких, кто как раз не хочет взять на себя ответственность за общие процессы – им лучше быть пассивно спокойно и чтобы за все отвечал кто-то другой.

Именно поэтому, если я (я, который, можно сказать, обладаю преувеличенным доверием общества) останусь у власти, это будет не то чтобы полезным, а наоборот, вредным для будущего, так как не ускорится, а притихнет и пригаснет то, необходимость чего почувствовало общество в течение последних 22 лет, крутясь по заколдованному кругу – это формирование гражданского сектора, восполненного собственной ответственностью.

Зародыш гражданского общества давно существует в Грузии, но до сегодняшнего дня не удалось приблизить его качественный и количественный уровень к европейскому. В Европе образовательную и культурную роль аристократической элиты взяла на себя «демократическая элита» (гражданское общество), которое, в отличие от предшественника, во-первых, уже не является вооруженной властью, и во-вторых, не является закрытой для каких-то социальных или интересгрупп. Этот процесс в Грузии был прекращен господством коммунизма на целые 70 лет, из-за чего мы потеряли собственные традиции и откололись от европейской интеллектуальной и ценностной пищи. Для примера, сравним общества хотя бы колониальной Грузии 1913 года и уже свободной Грузии 2013 года – в неправительственных и экспертных (по сегодняшним понятиям) кругах вековой давности ценностные стандарты европейского типа создавались лучше, чем сегодня. Тогдашние хозяева грузинской прессы из сегодняшних журналистов на службу взяли бы лишь нескольких за профессионализм и отсутствие лжи. Тогдашнее слово больше ценилось, чем сегодняшнее, тогда в вовлечение более половины населения в систему фальсификации выборов трудно поверил бы человек, чем в полет человека на луну.

Сегодня в неправительственных организациях, экспертных кругах или СМИ занято множество граждан, которые своими публикациями или беседами оказывают серьезное влияние на формирование общественного мнения и позиций. Но часто чувствуется недостаток квалификации или/и честности, что вызывает непоследовательность, поверхностность в фундаментальных вопросах, перемешивание частного и общественного. В результате, не создается и не удается сохранить правильные ориентиры и стандарты.

И мы получили картину, когда гражданское общество, в больше степени оставляет за собой право критиковать, указывать (что важно), но отказывается от ответственности, самому вмешиваться, воспитывать и строить. Поэтому, для того, чтобы грузинское общество состоялось, как рациональное общество, спорящее по обдуманным вопросам, а не бранящее или критикующее друг друга эмоционально, необходимо, чтобы свою долю ответственность взяли все, каждый гражданин Грузии. Все мы должны выйти из режима ожидания и активно вовлечься в процесс строительства государства.

По моему мнению, сегодня, когда власть уже стабильна, когда она идет в правильном направлении и у нее есть все шансы, успешно справиться с намеченными задачами, нашей очередной, самой важной задачей является развитие именно гражданского общества, здорового, обладающего собственной функцией, восполненного собственной ответственностью, которое не только критикует, но и само участвует, воспитывает и тем самым, содействует окончательному формированию государства европейского типа, демократического, ориентированного на гражданина, о чем мечтал великий Илия (Чавчавадзе) – «все вместе и каждый по отдельности должны знать, что он является неотъемлемой частью нации и поэтому свое благополучие должен искать только в благополучии всей нации, а не отдельно».

Целью моего перехода в гражданское общество является по мере возможности, ускорить:

·    профессиональный рост акторов гражданского общества – «лидеров мнения»;

·    привлечение человеческого ресурса, новых лиц в гражданский сектор и содействие появлению у них мотивации; аккумулирование и внедрение инновационных идей;

·    разработка эффективного механизма контроля власти, что подразумевает не только критику, но и предложение ей здоровых идей для развития страны или любой ветви власти.

Таким путем мы создаем и самый эффективный механизм контроля власти и предоставляем обществу рычаг – взять на себя ответственность за происходящие в стране процессы.

В то же время, я собираюсь много работать с молодежью, чтобы как можно больше усилить их активность и вовлеченность, и соответственно, ответственность в процессах, происходящих в государстве и обществе. Вместе с тем, с появлением новых акторов вырастит конкуренция, откроется путь новым лицам и ни у кого не будет постоянно гарантированное место. В то же время, когда мы испытываем постоянный кадровый голод, это будет плодотворным кадровым ресурсов, как для частного, так и для государственного сектора.

В конце концов, надеюсь, что мы ускорим рост политической культуры общества, что, само по себе, упрочит гарантии стабильного развития нашей страны и приблизит нас к европейским ценностям.

А сейчас, дополнительно для тех, кому не достаточно моих разъяснений.

Когда мы доверились друг другу и стояли бок о бок друг с другом, мы смогли невозможное – впервые за новую историю Грузии мы не только мирно и конституционным путем сменили власть, но и без особых колебаний или ошибок, с парламентских выборов до сегодняшнего дня вели нашу страну к стабильности и прогрессу и это было не так уж легко решаемой задачей. Наша победа основывалась на одном – на нашем взаимном доверии. И этот опыт диктует мне, и на этот раз попросить вас, отнестись с доверием к моему решению и поддержать меня. Уверяю вас, что с взгляда из будущего это будет шагом вперед и успешным шагом для развития общества Грузии.

То, что мы уже создали, думаю, действительно является основной доверия к моим решениям. Я точно знаю, что я хочу сделать и что это принесет обществу. Буду дерзким и напомню – с первого же дня после моего прихода к власти я почти без ошибок сделал все, даже прогнозы.

Первое, давайте, будем искренними: разве многие верили, что путем выборов, без крови смогли бы вынудить Саакашвили, уступить власть?! Все мы помним предшествующие Саакашвили власти – с намного слабым государственным аппаратом, с менее организованными и централизованными правоохранительными структурами, и потом Саакашвили – с авторитарным стилем управления, с неоднократно сфальсифицированными выборами, 7 ноябрем, погромом «Имеди» или 26 мая...

Соответственно, если вспомним, как удалось нашему обществу сменить два прежних правительства, практически, не оставалось шанса, мирно проводить власть Саакашвили.

Мы, фактически, смогли невозможное. Странно, но никто не задавал вопроса, как нам это удалось. Никто не пытался проанализировать те факторы, благодаря которым впервые за свою историю независимая Грузия смогла путем выборов, конституционным путем привести новую власть. Как: Позже на этот вопрос обязательно отвечу. Одно очевидно – мы победили страх, огромную государственную машину, опирающуюся на террор, весь избирательный аппарат, настроенный на фальсифицирование выборов. Хочу, чтобы власти научились быть честными и с законом, и с собственным народом и с партнерами. Нам это удалось в самом сложном процессе коабитации – мы сохранили и поддержку нашего общества и в то же время, углубили отношения с нашими американскими и европейскими партнерами. Поверьте мне, это не было легко. Обстановка почти везде требовала совместить несовместимое: с одной стороны, было безусловное и совершено справедливое требование нашего общества – прежняя власть должна была ответить за совершенные в течение 9 лет перед собственным народом, ан самом деле неслыханные преступления; с другой стороны – обостренный взгляд наших западных партнеров и неоднократно высказанное желание, воздержаться от массового преследования представителей прежней власти и в процессе исполнения правосудия не отходить от требований закона. То есть, не вставать на тот же путь, которым начала власть Саакашвили – когда «националы» во время арестов совершенно игнорировали требования закона. А потом жертвой беззакония стало все общество. Думаю, мы нашли золотую серединку и тем самым смогли сделать беспрецедентное для грузинской политической и правовой культуры – правосудие исполняем в соответствии с требованиями закона. И уверяю вас, что этим добром общество еще долго будет пользоваться.

Второе, всю мою сознательную жизнь я искренне служил моей родине. Кажется, честно исполнял свой долг перед страной. Переходом в политику 4 октября 2011 года, в прямом значении, пожертвовал собой и своей семьей. Неужели после этого кому-то может прийти мысль, что сейчас я отвернусь спиной к своей родине, в такое интересное время, когда начинается возрождение, и не сделаю максимума для моей страны?!

И наконец, для самых больших скептиков:

Несмотря на то, что я уверен, что необходимости в этом не наступит, если этого потребует необходимость, я вернусь в активную политику.

Думаю, после этого письма не должны оставаться вопросы о причинах или целях моего ухода из политики. Что касается времени ухода, об этом также заранее сообщу обществу после того, как буду уверен, что успешно проведены президентские выборы. Верю, что на этих выборах в первом же туре побелит кандидат коалиции Георгий Маргвелашвили. Я уйду тогда, когда буду уверен, что никто и ничто не изменит наш избранный курс, когда все государственные органы и должностные лица будут работать исправно и когда буду уверен, что страна развивается стабильно».