Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Холодная война» между Западом в целом и официальным Баку, в частности, продолжается. Ну а если быть точным, это мы объявили «холодную войну» всему Западному миру. Как иначе понимать обвинение представителем Азербайджана Европарламента в «политической агрессии» против Азербайджана?!

«Холодная война» между Западом в целом и официальным Баку, в частности, продолжается. Ну а если быть точным, это мы объявили «холодную войну» всему Западному миру. Как иначе понимать обвинение руководителем делегации Азербайджана в ПА «Евронест» Эльханом Сулеймановым Европарламента, который потребовал освобождения всех оккупированных Арменией территорий, в «политической агрессии» против Азербайджана?!

А вот про Россию, которая, по сути, является гарантом оккупации Арменией этих территорий, никто не осмеливается даже вспоминать, не говоря уже о Сулейманове.

По поводу Европарламента вообще складывается курьезная ситуация. Он потребовал от Армении освобождения всех оккупированных территорий, притом в увязке с выполнением требований четырех резолюций Совбеза ООН от 1993 года. Наша газета уже писала о позитивных последствиях того, что, кроме Баку, еще кто-то вспомнил о существовании резолюций Совбеза ООН двадцатилетней давности. Цена подобного напоминания становится на несколько порядков выше, если речь идет не просто об отдельных политиках, даже влиятельных, а в целом о Европарламенте. И это еще не все…
Хотелось бы нашим патриотам различных мастей напомнить о том, что, в отличие от принятого Европарламентом документа, упомянутые резолюции Совбеза ООН не рассматривают Армению в качестве государства, оккупировавшего часть территорий Азербайджана. Тогда у нас не хватило сил, чтобы добиться признания Армении агрессором со стороны Совбеза ООН. Но и это еще не все…

Резолюции Совбеза ООН от 1993 года, по сути, не признавали межгосударственной составляющей карабахского конфликта. То есть конфликт в целом рассматривался в качестве внутренней проблемы Азербайджана. И, как следствие, мало того, что Армения не признавалась в качестве агрессора, так Совбез еще и призывал официальный Ереван использовать собственный «миротворческий потенциал» в урегулировании карабахского конфликта, то есть в освобождении этих оккупированных территорий. А в резолюции Европарламента основной упор делается на межгосударственный характер данного конфликта и недопустимость оккупации со стороны Армении территорий Азербайджана.

Поддержка такой авторитетной международной структурой, как Европарламент, данного подхода усиливает позиции официального Баку, если мы обратимся в Совбез ООН с требованием подвергнуть ревизии собственные резолюции двадцатилетней давности, другими словами, привести их в соответствие с реалиями, которые имеют место.

Ведь нам на самом деле намного выгоднее иметь, хотя бы на данном этапе, в качестве «партнера» по конфликту Республику Армения, которая, как и гарант оккупации этих территорий, имеет четкие международно-правовые обязательства, в отличие никем не признанной «НКР». В этом случае Армении очень сложно оправдать оккупацию территорий вокруг Нагорного Карабаха, не имеющих никакого отношения к анклаву, который пытается «самоопределиться». Да и Кремлю будет очень сложно поддерживать подобную позицию, если выработают механизм, гарантирующий безопасность армян Нагорного Карабаха.

И, наконец, резолюция Европарламента позволяет усовершенствовать так называемые Мадридские принципы, притом в выгодном для нас направлении. Но об этом чуть позже. В целом же мы должны от всей души поблагодарить Европарламент за эту резолюцию, но мы обвиняем Европарламент «в политической агрессии», притом переходящей «в территориальную» против Азербайджана. Оказывается, позиция Европарламента по выборам рассчитана на то, чтобы добиться передачи оккупированных территорий Армении. Логика, конечно, убийственная.

При таком подходе к резолюции Европарламента, думаю, лучшего подарка для официального Еревана быть не может, особенно с учетом обострения отношений между Арменией и Евросоюзом. Однако перейдем к США…

Запад в целом и США, в частности, пытаются «замять» скандал вокруг президентских выборов. Они обозначили четкую позицию. Им было важно именно это. Вот и все. Они не заинтересованы в продолжении спектакля. Посол США однозначно заявил, что критическая оценка выборов как электорального процесса вовсе не означает, что Вашингтон отказывается признавать и ставить таким образом под сомнение результаты. Кроме того, точно так же однозначно было заявлено, что Вашингтон призывает закрыть эту тему и начать серьезное сотрудничество в других направлениях, в том числе в урегулировании карабахского конфликта.

Очень важно, чтобы и Армения, и Азербайджан избегали шагов, которые могли бы привести к усилению напряженности на линии соприкосновения. Об этом заявил в интервью Turan посол США в Азербайджане Ричард Морнингстар, комментируя учащение случаев нарушений режима прекращения огня в зоне нагорно-карабахского конфликта.

«Мы надеемся, что после прошедших в начале года в Армении и недавно в Азербайджане президентских выборов появятся новые возможности для переговоров по нагорно-карабахскому конфликту», – сказал дипломат. США, как отметил посол, очень надеются, что встреча между президентами Азербайджана и Армении состоится до конца текущего года.

Посол прежде всего отметил, что с пониманием относится к разочарованию азербайджанского общества безрезультатностью и стагнацией процесса урегулирования, несмотря на то, что с начала конфликта прошло более 20 лет, и заверил в сильной заинтересованности госсекретаря Керри решить эту проблему. Отметил он и деятельность посла Уорлика, привнесшего новый подход к разрешению конфликта.

По словам господина Морнингстара, приоритетами политики США в отношении Азербайджана являются безопасность, энергетические поставки и демократия: «Я считаю, что достижения в области демократии способствуют решению проблемы Нагорного Карабаха. Это касается всех стран. Мы решительно будем и впредь работать над проблемами демократии и другими важными вопросами. Демократия важна не только для США, но также для Азербайджана и его граждан».

При этом необходимо отметить, что из Вашингтона раздаются заявления и противоположного содержания. Аналитики и эксперты в США не могли не заметить антизападную риторику и высказывания официального Баку, а также ответную критику из Вашингтона в связи с нарушениями в ходе президентских выборов.

«К сожалению, политическое руководство в Баку ставит себя в положение оскорбленного. Тем самым оно демонстрирует свою отключенность от событий в мире и непонимание европейских и американских приоритетов и ценностей, как, например, верховенство закона». Об этом заявил известный эксперт, член Американского совета по внешней политике Уэйн Мери, комментируя агентству Turan перепалки между Баку и Вашингтоном.

Отвечая на вопрос, как американо-иранское сближение может отразиться на американских приоритетах в регионе, Мэри сказал, что значение не только Азербайджана, но и Южного Кавказа в целом для США снижается. Частично это связано с завершением американской миссии в Афганистане и обязательствами США в других регионах мира. «Поэтому последующие пять лет Азербайджан будет в более низком статусе в вопросе американских интересов, чем он имеет сейчас, и намного ниже, чем это было в прежние годы», – отметил Мери. Эксперт также призвал Баку не умиляться своей ролью поставщика нефти и газа, учитывая реалии и новые вызовы. «Легкие годы процветания благодаря доходам от нефти завершаются, и впереди намного более сложные годы экономических вызовов», – подчеркнул Уэйн Мери.

Начну с негатива. Не знаю, кто дезинформировал высшее политическое руководство, что наши западные партнеры должны были признать выборы соответствующими самим высоким международным стандартам. Видимо, все же кому-то удалось заставить всех поверить в возможность подобного. Ну а сейчас приходится расплачиваться. Так не бывает. С одной стороны, надо учесть, что им там на Западе необходимо сохранить лицо на будущее. А с другой – можно «договориться» с частью депутатов ПАСЕ и Европарламента. Но со всеми «договориться» невозможно. Не надо было тратить ресурсы, в том числе и политические, на это бесполезное дело. Для того чтобы добиться результата в данном направлении, необходимо иметь в наличии следующие составляющие: хотя бы частично соответствующую международным стандартам цивилизованную политическую среду и проявление доброй воли к диалогу и договороспособности со стороны ведущих внутриполитических игроков. То есть договариваться необходимо с внутриполитическими партнерами. Но этого нет и пока что быть не может. По той простой причине, что договариваться не с кем. Соответствующая политическая среда не имеет места быть.

Отсутствие серьезной конкуренции, сопротивления правящей политической силе, к несчастью, не является показателем демократии. А теперь перейдем к более основательному рассмотрению угроз, обозначенных Уэйном Мери, которого, кстати, нельзя считать антиазербайджански настроенным. Во-первых, как он утверждает, ситуация вокруг Афганистана, а точнее, вывод американских войск снижает интерес Вашингтона к Азербайджану. Позволю себе с этим не согласиться. Тут следует ожидать, скорее, обратного. Первое – процесс вывода начнется в 2014 году. США же нуждаются в надежном маршруте вывода этих войск. Итак, Афганистан граничит с Ираном на западе, с Пакистаном – на юге и востоке, с Туркменистаном, Узбекистаном и Таджикистаном – на севере, с Китаем – в самой восточной части страны, с Индией (точнее, оспариваемой Индией, Китаем и Пакистаном территорией Джамму и Кашмир) – на юге.

По тем или иным причинам американцы не могут выводить войска транзитом по территории Ирана, Китая, Индии. Маршрут через территорию Пакистана и сейчас используется. Но этот маршрут очень опасный и ненадежный. Можно выводить войска по маршруту страны Средней Азии-Россия. Но американцы не собираются использовать территорию России для транспортировки грузов из Афганистана.

Соединенные Штаты не планируют использовать комбинированный транспортный узел в Ульяновске при выводе своих войск и грузов из Афганистана, сообщил в интервью ИТАР-ТАСС глава Транспортного командования (ТРАНСКОМ) вооруженных сил США Уильям Фрейзер.

На вопрос о том, есть ли у США планы начать в полной мере использовать потенциал узла в Ульяновске в обозримом будущем, Фрейзер также ответил отрицательно.
Таким образом, остается всего один маршрут – Средняя Азия-Южный Кавказ. А тут без Азербайджана не обойтись.

Второе – войска НАТО, а значит и американские, не выводятся из Афганистана полностью. Они, уходя, остаются. А это значит, что необходимость в надежных коммуникациях не отпадает.

Во-вторых, вряд ли можно «бить во все колокола» по поводу нормализации ирано-американских отношений. Не стану во всех подробностях рассматривать эту проблему. Укажу всего на одну причину – Израиль против.

Иран способен в течение нескольких недель получить оружейный высокообогащенный уран, заявил в воскресенье глава правительства Израиля Биньямин Нетаньяху на встрече с министрами, в очередной раз призвав не доверять мирной риторике. «Иран готов отказаться от обогащения урана до 20%, следовательно, дискуссии по этому вопросу несущественны. Важно то, что усовершенствованные технологии позволяют Ирану обогатить уран с 3,5% до 90% в течение нескольких недель», – цитирует канцелярия слова премьера.

Нетаньяху в очередной раз призвал «усилить давление на Иран, который продолжает обогащение урана и одновременно с этим ведет переговоры», передает «Интерфакс».
Новый раунд переговоров «шестерки» (Россия, Великобритания, Китай, США, Франция и Германия) с Ираном пройдет в Женеве 7 и 8 ноября.

Еврейское же лобби имеет определяющее влияние на формирование внешней политики США. И это прекрасно знают в Баку.

Хотя бы по двум этим причинам вряд ли мы будем наблюдать снижение интереса США к Азербайджану.

В-третьих, вышеизложенное вовсе не означает, что официальный Баку по поводу и без должен демонстрировать свою «крутизну». США имеют достаточно рычагов, чтобы наказать нас за строптивость. Наша экономика не менее, чем российская зависит от высоких цен на энергоресурсы. Первое – надо осознать, что наши энергоресурсы уже никуда, кроме как на Запад, не потекут.

Второе – именно Запад «определяет» цены на эти энергоресурсы. МВФ опубликовал Regional Economic Outlook по субрегиону Кавказа и Центральной Азии (CCA). Согласно оценкам фонда, росту добычи нефти и газа в регионе, в частности, будет способствовать ожидаемое восстановление добычи после недавних сбоев в Азербайджане. МВФ также указывает на уменьшение доходов от углеводородов, особенно в Азербайджане.

«Цены для стран-экспортеров нефти и газа, при которых достигается сбалансированный бюджет, в настоящее время находятся в диапазоне примерно от $43 за баррель в случае с Туркменистаном и до $90 в случае с Азербайджаном. Такой диапазон предоставляет им достаточный буфер для смягчения умеренных колебаний цен на нефть. При этом цены, при которых достигается сбалансированный бюджет, в большинстве стран повышаются с 2011 года, указывая на уменьшение бюджетных буферных резервов», – сказано в отчете МВФ.

Фонд также констатировал, что снижение внешнего спроса и цен на нефть и газ оказывает давление на внешнеэкономические позиции некоторых стран региона CCA. Уменьшению торговых профицитов при этом наиболее подвержены Азербайджан и Казахстан.

По оценкам МВФ, в Азербайджане ускорился рост частного кредитования, и хотя рост начинается с низкого уровня, такое развитие ситуации подчеркивает необходимость в обеспечении надежного надзора на основе перспективного подхода. Также важно, по оценкам фонда, обеспечение устойчивости пенсионной системы в Азербайджане. МВФ отметил, что в 2013 году рост ВВП Азербайджана прогнозируется на уровне 4,6%, в 2014 году – 4,8%. Инфляция при этом ожидается на отметке 3,7 и 6,3% соответственно.

Наши расходы растут. Но серьезных источников поступлений, кроме как нефте- и газодолларов все еще нет. Поэтому будет расти и зависимость от экспорта энергоресурсов. За последние 10 лет трансферты из Государственного нефтяного фонда АР (ГНФАР) в госбюджет Азербайджана составили 43 млрд. 425 млн. манатов (по текущему курсу – 55 млрд. долларов). Отметим, что трансферты из Нефтяного фонда в госбюджет страны начались с 2003 года.

Если в первый год (в 2003 году) доля трансфертов из Нефтяного фонда в доходной части госбюджета составляла всего 8,2%, то в 2011-2012 годах этот показатель вырос до отметки 57,3%. Согласно прогнозам текущего года, доля трансфертов из Нефтяного фонда в доходной части госбюджета уже достигает 59,3%. По итогам 2013 года, в госбюджет планируется перечислять более 11 млрд. манатов средств из Нефтяного Фонда. По итогам 9 месяцев текущего года объем трансфертов составил 8 млрд. 339,9 млн. манатов.

Азербайджанская экономика не выдержит резкого падения цен на энергоресурсы с учетом постоянного увеличения расходов. А это нам могут устроить.

В-четвертых, именно ровные партнерские отношения с Западом спасают Азербайджан от политико-экономической экспансии России, притом, на длительную перспективу. Азербайджан не представляет особого интереса в качестве источника энергоресурсов. Запасы невелики, притом как нефти, так и газа. Но Азербайджан представляет огромный интерес в качестве транзитного узла по транспортировке энергоресурсов из Средней Азии на мировые рынки. Как известно, против становления Азербайджана в качестве транзитного узла выступают Россия и Иран.

Евросоюз навязывает Азербайджану и Туркмении проект Транскаспийского трубопровода. Как сообщает АПА со ссылкой на ИТАР-ТАСС, об этом заявил вчера глава МИД России Сергей Лавров, выступая в Донском государственном техническом университете.

«Наши партнеры из ЕС буквально навязывают Азербайджану и Туркмении проект Транскаспийского газопровода, игнорируя, что такие вопросы должны решать прикаспийские государства, а не в Брюсселе», – заявил министр.

Напомним, в сентябре 2011 года Европейский Союз выдал мандат Еврокомиссии на ведение переговоров по правовой базе проекта Транскаспийского газопровода с Азербайджаном и Туркменистаном. Предполагается, что Транскаспийский газопровод соединит туркменский и азербайджанский берега Каспия для экспорта газа через Азербайджан в европейские страны. По маршруту Тенгиз (Казахстан) – Туркменбаши (Туркмения) – Баку (Азербайджан) – Тбилиси (Грузия) – Эрзурум (Турция) планируется ежегодно транспортировать 20-30 миллиардов кубометров газа. Стоимость проекта оценивается в 7,9 миллиарда евро.

МИД России, комментируя начало переговоров между ЕС, Азербайджаном и Туркменистаном, заявил, что реализация проекта невозможна до тех пор, пока пять прикаспийских стран не определят правовой статус Каспия. Проще говоря, нам мало Карабаха, Россия пытается ограничить государственный суверенитет Азербайджана также и на Каспии. И этой агрессии не замечают ни господин Сулейманов, ни высокопоставленные государственные чиновники.

Однако, вернемся к урегулированию карабахского конфликта с учетом принятой Европарламентом резолюции. Посол США открытым текстом заявляет о разработке новых подходов к урегулированию конфликта со сменой американского сопредседателя МГ ОБСЕ. Тут необходимо отметить, что пакетно-поэтапный подход к урегулированию конфликта, лежащий в основе мадридских, принципов провалился. В течении последних более чем десяти лет посредники руководствовались этим подходом и завели урегулирование конфликта в тупик. Нельзя не заметить, что резолюция Европарламента по своей политико-правовой логике «отрывает» вопрос освобождения оккупированных вокруг Нагорного Карабаха районов от определения окончательного статуса этой территории, что и было основой пакетно-поэтапного подхода…