Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Безопасность Прибалтики и действия России

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Изменение геополитической обстановки — это шанс для Польши увеличить активность в регионе. Закрепление гарантий безопасности для стран Балтии было бы связано с нашим дальнейшим участием в Air Policing, развитием военного сотрудничества с Литвой, которой Польша собирается поставить зенитно-ракетные комплексы «Гром», а также возможным созданием в Люблине совместной польско-литовско-украинской бригады.

Инструментальное использование Москвой вопроса русскоязычного меньшинства в ходе украинского конфликта вызвало особенно сильную обеспокоенность в Латвии и Эстонии, а Литва активнее всего требовала от НАТО усилить гарантии региональной безопасности. Россия, руководствуясь принципом «разделяй и властвуй», наверняка обострит отношения со странами Балтии, и особенно с Литвой, а одновременно постарается сохранить прежнее политическое и социально-экономическое влияние.

Страны Балтии широко трактуют понятие безопасности, начиная от чисто военной сферы, экономической и энергетической областей и заканчивая такими современными вызовами, как защита от киберугроз. Российская аннексия Крыма заставила эти страны активизировать в первую очередь военные действия, направленные, в частности, на размещение на их территории дополнительных сил. В ходе трехсторонней встречи стран Балтии в Таллине 26 мая министры обороны Раймондс Вейонис (Raimonds Vējonis) (Латвия), Юозас Олекас (Juozas Olekas) (Литва) и Свен Миксер (Sven Mikser) (Эстония) официально заявили о необходимости повысить меры по обеспечению коллективной безопасности и обеспечить постоянное присутствие НАТО и союзников в регионе. Они также высказались в поддержку усиления миссии Air Policing и участия войск Альянса в региональных военных учениях. Кроме того они объявили, что в 2016 году в силы быстрого реагирования НАТО будет включен балтийский батальон, а сотрудничество в планировании и командовании операциями Baltic Combined Joint Staff Element будет продолжено.

Скромные финансовые возможности и кадровые резервы стран Балтии вынуждают их, с одной стороны, вырабатывать узкую специализацию, например, в сфере кибербезопасности, а с другой, склоняют к более тесному взаимодействию на региональном уровне. С этой целью были выработаны такие институциональные механизмы как Baltic Military Committee (BMC), а также системы Joint Baltic Air-space Surveillance System (BALTNET) и Baltic Naval Squadron (BALTRON).

(Бес)ценное членство в НАТО

Из-за ограниченности собственных средств страны Балтии считают главным гарантом своей безопасности НАТО. Несмотря на участие в международных миссиях, например, ISAF в Афганистане, они до сих пор остаются «потребителями безопасности». Это касается в особенности периода последовавшего за экономическим кризисом 2008-2010 годов, когда в 2012 году бюджетные ассигнования на оборону были уменьшены на 21-36%.

Лишь Эстония выделяет на оборону необходимые 2% от ВВП, тогда как для Литвы (0,8%) и Латвии (1% ВВП) эта планка из-за последствий экономического спада и необходимости проведения реформ (в частности, налоговой и пенсионной) остается практически недосягаемой. В связи с изменениями геополитической обстановки страны Балтии получили аргумент в пользу более активного присутствия НАТО, хотя это выльется для них в увеличение собственного вклада (Литва и Латвия заявили, что до 2020 года они увеличат расходы на оборонную сферу).

Несмотря на сложности с финансированием обороны страны Балтии активно принимают участие в военных учениях на своей территории и выступают их соорганизаторами. 9 июня начались учения Saber Strike 2014, организованные под руководством военных сил США в Европе. В мае в Литве прошли маневры «Железный волк» с участием полутора тысяч литовских военных и представителей стран НАТО, а в Эстонии — «Весенний шторм» (Steadfast Javelin), в которой, в частности, принимал участие польский контингент. Учения сил специальных операций «Пылающий меч 2014», проходившие в Литве и Латвии, были дополнены сценарием быстрого реагирования на случай кризисных ситуаций на территории стран-членов НАТО.

Москва и страны Балтии

Россия неоднократно демонстрировала, что считает т.н. Прибалтику — своей сферой влияния: в первую очередь в геополитическом плане, чему способствует близкое соседство и стратегическая роль Калининградской области. С момента эскалации украинского кризиса участились проблемы с функционированием гражданского морского судоходства в приграничной специальной экономической зоне Литвы. В ходе недавних военных учений три корабля российского Балтийского флота вошли в литовские воды, — инцидент завершился обменом дипломатическими нотами. Проблематичным (не только с точки зрения стран Балтии) выглядит также нарушение воздушного пространства самолетами российских ВВС, летающими в Калининградскую область. С 2011 года число стартов патрулей воздушного пространства значительно возросло. В мае 2014 года, когда воздушное пространство стран Балтии нарушили два российских самолета Су-27, пришлось, в частности, поднять в воздух польские истребители. Помимо этого Россия в одностороннем порядке приостановила действие российско-литовского соглашения о дополнительных мерах по укреплению доверия и безопасности от 2001 года, которое предусматривало обмен информацией и взаимные инспекционные проверки. С российской стороны соглашение распространялось на войска, находящиеся в Калининградской области.

Важное значение имеют также связи экономического характера, поскольку экономика и энергетика — это стратегические секторы, в которых России удалось сохранить свое влияние в Литве, Латвии и Эстонии несмотря на их европейскую интеграцию. Введение против Москвы экономических санкций может обернуться для стран Балтии серьезными последствиями. Россия остается для них одним из основных экономических партнеров. Особенно это касается Латвии (12% экспорта и около 10% импорта), где находится больше всего российского капитала, вложенного преимущественно в недвижимость. То же самое наблюдается в Литве. Недвижимость располагается в основном в балтийских курортах в окрестностях латвийской Юрмалы и литовской Паланги.

Влияние на экономику ощущается также в транспортной отрасли, которая приносит эстонскому бюджету 800 млн. евро в год, при этом транзит примерно 70% продуктов, обслуживающийся эстонской железнодорожной компанией Eesti Raudtee, идет в восточном направлении. Латвийское министерство благосостояния подчеркивает, что введение новых санкций против России может привести к ликвидации примерно 20 тысяч рабочих мест, что станет особенно болезненным для латвийских железных дорог (транспорт создает 12% ВВП страны).

В марте Россия сообщила Вильнюсу о приостановке поставок продуктов питания через порт в Клайпеде. Ранее через этот порт в Россию экспортировалось и реэкспортировалось более миллиона тонн продуктов, а российские товары составляли около 20% от всех грузов. Страны Балтии также находятся в абсолютной зависимости от поставок российского газа, хотя Литва уже приступила к более решительной политике в отношении Газпрома, введя в действие третий энергетический пакет ЕС и стремясь к диверсификации поставок благодаря терминалу по приему сжиженного природного газа в Клайпеде. В свою очередь, литовский Совет по конкуренции наложил на Газпром штраф за монополистские практики в связи со спором вокруг покупки газа в 2012 году литовской энергетической компанией Lietuvos energijos gamyba без посредничества российской компании.

Политическое влияние России в странах Балтии остается значительным, о чем свидетельствует тот факт, что в них ведут свою деятельность промосковские организации и партии (латвийское «Единство», эстонская Центристская партия, литовская Народная партия). Одновременно в отношениях с балтийскими государствами Россия использует тему русского меньшинства, выдвигая, например, обвинения в дискриминации русского населения в этих странах (5% в Литве, 25% в Эстонии, более 30% в Латвии). Это находит отражение в агрессивной российской медиаполитике, что ведет за собой необходимость усилить информационную безопасность и найти методы противостояния российской пропаганде.

Будущее безопасности региона


Хотя российская интервенция кажется маловероятной, следует ожидать, что Россия будет стремиться сохранить прежнюю позицию в Прибалтике и подпитывать эскалацию кризиса, например, под предлогом защиты якобы подвергающегося дискриминации русского меньшинства. Поэтому страны Балтии будут добиваться от НАТО усиления гарантий безопасности в регионе и продолжения миссии Air Policing с включением в нее на постоянной основе эстонской базы в Эмари или размещения дополнительных сил по меньшей мере до момента стабилизации ситуации.

Изменение геополитической обстановки — это шанс для Польши увеличить свою активность в регионе. Закрепление гарантий безопасности для стран Балтии было бы связано с нашим дальнейшим участием в Air Policing, развитием военного сотрудничества с Литвой, которой Польша собирается поставить зенитно-ракетные комплексы «Гром», а также возможным созданием в Люблине совместной польско-литовско-украинской бригады. Помимо этого Польша могла бы завязать более тесные контакты с эстонскими центрами, занимающимися кибербезопасностью, в том числе с таллинским киберцентром НАТО (NATO Cooperative Cyber Defence Centre of Excellence). В контексте сильных экономических связей с Россией, следует сосредоточить внимание на роли российского капитала в развитии всего региона и стремиться к увеличению его прозрачности, чему может послужить, в частности, более жесткий банковский надзор за компаниями с его участием. О необходимости таких шагов говорит, в частности, банкротство национализированного литовского банка Snoras (со значительным российским капиталом) и дальнейшее банкротство его латвийского филиала. Особым вызовом станет информационная безопасность. Польша благодаря привлечению специалистов по СМИ и опытных журналистов могла бы помочь странам Балтии в создании русскоязычного информационного канала, продвигающего европейский подход, в частности, к событиям в Восточной и Центральной Европе. По оценкам эстонского общественного вещателя ERR, работа такого канала может обойтись каждому из государств в 2,5 миллионов евро в год.