Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Путина уговорят не принимать поспешных решений относительно Армении

Интервью с учредителем и гендиректором «Фонда национальной энергетической безопасности» России, экономическим и политическим аналитиком Константином Симоновым

© East News / AP Photo/PanARMENIAN, Karo SahakyanПротесты против вступления Армении в Таможенный союз в Ереване
Протесты против вступления Армении в Таможенный союз в Ереване
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Среди политических сил Москвы относительно членства Армении в евразийских интеграционных союзах, в частности относительно необходимости этого, существуют разные позиции. Некоторые из них думают, что это членство бессмысленно, но это не позиция Москвы или Путина, между тем, он принимает решения.

- Господин Симонов, после заседания  Евразийской экономической комиссии, состоявшегося в Сочи, первый  вице-спикер России Игорь Шувалов  отметил, что если Армения успешно  присоединится к Евразийскому  формату, подпишет соглашение, и  ратифицирует его, то в этом случае, должна начать переговоры с Всемирной торговой организацией. Некоторые эксперты и политические деятели это считают поводом для России, чтобы временно приостановить Евразийскую интеграцию Армении. На ваш взгляд, действительно ли есть необходимость переговоров с ВТО, или Москва пытается этим затянуть процесс?
- Я, конечно, считаю, что на пути присоединения  Армении к Таможенному союзу  и единому Евразийскому пространству  есть определенные серьезные  проблемы, но я не думаю, что  позиция Москвы окончательно сформирована.
 
Членство Армении было важно для Москвы, когда был вопрос Украины, и, когда ситуация вокруг Украины была не столь напряженной. В то время главная проблема заключалась в следующем: решить вопрос Украины, была поставлена задача убедить Украину присоединиться к евразийским интеграционным проектам, но нужно было показать хорошую историю. То есть, нужно было показать положительную историю, чтобы убедить Украину. К этому относится также и тема газа. Естественно, что в Белоруссии и в Армении, хотя Армения еще не присоединилась, газ недорогой. Нужно было показать, что эти страны осознанно приняли правильное решение, что есть положительный прогресс для тех стран, которые приняли такое решение. Но потом Украина пошла по другому пути, и события привели эту страну в другое место, поэтому в случае Армении также возникли проблемы, то есть, начали думать, а нужно ли членство Армении, или нет. Ведь нет общей границы, и в связи с этим, существует множество вопросов. То есть, начали думать, а есть ли смысл в присоединении Армении, потом поднялся также вопрос недовольства Азербайджана, вопрос Нагорного Карабаха, как должна присоединиться Армения – с Нагорным Карабахом или без него.
 
Некоторые силы, естественно, остановились именно на этих вопросах: нужно ли членство Армении этим союзам или нет? Но точно не могу сказать, что решила Москва. Я думаю, что в Москве пока нет точного видения ситуации и четкой единой позиции.
 
Среди политических сил Москвы относительно членства Армении в этих союзах, в частности относительно необходимости этого, существуют разные позиции. Некоторые из них думают, что это членство бессмысленно, но это не позиция Москвы или Путина, между тем, он принимает решения.
 
Вы знаете, что в ЕАЭС (Евразийский экономический союз) также возникли разногласия, в частности, в вопросе санкций против Украины. Довольно странно было то, что неожиданным образом стало ясно, что партнеры России выступают против мероприятий, предпринимаемых Россией в отношении Украины. Это первый сигнал, звонок, который показывает, что Россия имеет серьезные проблемы, то есть, если страны-партнеры России думают, что это клуб лояльных, где плательщиком является Россия, а они должны играть в лояльность, то это уже серьезно, и нет смысла в этом.
 
Возвращаясь к вашему вопросу, скажу, что вопрос ВТО, с одной стороны, да, формально действительно должны быть переговоры, нужно пройти эти процессы. Но при желании естественно, мы могли бы обойти этот вопрос. Это повод, чтобы вопрос Армении затягивался. Но посмотрим, что скажет Путин в конце.
 
По моему мнению, в конечном итоге, Россия убедит Армению присоединиться к этим проектам, но ряд политических деятелей в Москве не воодушевлены всем этим, особенно те, кто ответственен за финансы, они попытаются убедить Путина не принимать поспешных решений.
 
- А есть ли смысл в расширении  проектов, когда именно между  тремя Евразийскими странами  существуют разногласия подобного  характера?
- С одной  стороны, это действительно серьезная  проблема, с другой стороны, это  рабочая атмосфера. Это не впервые, когда в подобных союзах бывают разногласия. С президентом Белоруссии Лукашенко было столько разногласий в связи с определенной группой товаров, что Боже упаси. Поэтому, это не первый случай, это еще не конец, к ним нужно было подготовиться. Я думаю, что стороны готовы к этому.
 
Вопрос не столько в расширении, сколько в том, а нужно ли расширяться за счет таких стран, как Таджикистан, Киргизия. Я до сих пор не понимаю, в чем экономическая причина таких решений. В случае Армении также существует такой вопрос.
 
Политическая составляющая членства Армении понятна, но то же самое нужно сказать и об экономической составляющей. Зачем создавать таможенные зоны между странами, у которых нет общей границы, в этом нет смысла. Другими словами, есть над чем задуматься. В том же Таможенном союзе есть такие проблемы. Нужно быть готовыми к ним, и принимать разумные решения.
 
- Господин Симонов, отдельные американские  чиновники продолжают угрожать  России санкциями; возможные новые  западные санкции в отношении  России, новая ситуация вокруг Ирана не будут препятствовать интеграционным проектам, которые по вашему же утверждению дорогостоящие, и основным плательщиком является Россия?
- Это естественно, отрицательно отразится на нашей  экономике. США во многом могут  ограничить прибыли России. Многие американские компании в 90-ых годах выбрали российский сервис, значит, кто будет осуществлять санкции? Кому это выгодно? Санкции нанесут большой урон, они неприятны, но кто их осуществит? Это в первую очередь станет сокрушительным ударом для Запада, поэтому излишне это обсуждать. И Европа, и США связаны с Россией прочными экономическими нитями, и трудно найти альтернативы.