Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Мир ненавидит Россию — и она отвечает ему тем же

© AP Photo / Ivan SekretarevВладимир Путин на экране телевизора в магазине
Владимир Путин на экране телевизора в магазине
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пропаганда российского президента Владимира Путина, направленная на зарубежную аудиторию, плодов не приносит: по последним данным, Россию не любят почти везде. Но точно так же не работают и не будут работать никакие западные контрмеры, направленные на россиян. Новый доклад Исследовательского центра Пью проливает свет на то, почему дела обстоят именно таким образом.

Пропаганда российского президента Владимира Путина, направленная на зарубежную аудиторию, плодов не приносит, но точно так же не работают и не будут работать никакие западные контрмеры, направленные на россиян. Новый доклад Исследовательского центра Пью проливает свет на то, почему дела обстоят именно таким образом.

В период с марта по май социологи опросили 45 435 респондентов из 40 стран и выяснили, что почти везде люди плохо относятся к России.


Европейцы, которых Кремлю нравится считать обманутыми жертвами Америки, зачастую думают о России хуже, чем американцы — причем, это относится не только к полякам, которых больше, чем прочих затрагивает конфликт на Украине, но и к некогда дружелюбно настроенным к России немцам и французам. На Ближнем Востоке и в Латинской Америке у России тоже мало друзей. Среди турок тех, кто относится к Москве отрицательно, больше, чем тех, кто относится к ней положительно, — несмотря на дружбу президента Реджепа Тайипа Эрдогана с Путиным. Венесуэльцы — тоже далеко не русофилы, невзирая на антиамериканский консенсус, существующий между их правительством и Москвой. Иорданцы, судя по всему, крайне недовольны поддержкой, которую Россия оказывает сирийскому диктатору Башару Асаду (тем более, что беженцы из его разоренной войной страны сейчас наводняют королевство).

Отношение к России в марте-мае 2015 года


У России относительно неплохие показатели в Азии и Африке, но это — по крайней мере, отчасти, — наследие Советского Союза, позиции которого в этих регионах были довольно прочными. Во всех прочих местах отношение к России в последние годы сильно ухудшилось — и началось это еще до вторжения в Крым. В 2011 году России симпатизировали 49% американцев, сейчас — всего 22%.


К Путину мировое общественное мнение относится еще хуже, чем к его стране. По данным Центра Пью, выше всего уровень доверия к нему в Африке — он составляет 32%, — а ниже всего в Европе (15%). Отрицательный рейтинг российского президента зачастую превышает 75%: в глазах мира он — несомненный злодей. Барак Обама обгоняет его везде, даже на Ближнем Востоке, где американский президент наименее популярен.

В феврале госсекретарь США Джон Керри, выступая перед сенатским подкомитетом, назвал «крайне важным» то, что Россия ведет сейчас «самую открытую и широкую пропаганду со времен разгара холодной войны». Он также добавил, что эта пропаганда успешна, «потому что никто ей не противодействует». Конгрессмен Эд Ройс (Ed Royce), в свою очередь, заявил в комитете Конгресса по иностранным делам, что «Россия тратит больше полумиллиарда долларов в год на то, чтобы с помощью телеканала RT вводить публику в заблуждение, сеять разногласия и распространять теории заговора».

Хотя RT, кремлевский канал для пропаганды на иностранных языках, утверждает, что в реальности его затраты вдвое меньше, пропагандистский бюджет в целом — с учетом таких распространяющих за рубежом информацию о России организаций, как Информационное агентствo «Россия сегодня» и Россотрудничество, — близок к названной Ройсом сумме. Однако, судя по результатам проведенного Центром Пью опроса, эти полмиллиарда в год уходят на ветер — тем более, что российская пропаганда фокусируется на Европе и США, где ее показатели хуже всего, а не на Азии и Африке. Можно было бы предположить, что она хорошо работает в странах с крупными русскоязычными диаспорами — таких, как Германия и Израиль, — однако данные социологов говорят об обратном.

Похоже, с тем же успехом можно было потратить эти деньги на часы за 600 000 долларов для путинского пресс-секретаря Дмитрия Пескова.

При этом в самой России Путин действительно выигрывает свою пропагандистскую войну. Здесь он тоже не скупится на деньги и вдобавок контролирует популярные масс-медиа. В этом году российские СМИ получат из федерального бюджета в общей сложности 72,1 миллиарда рублей (1,1 миллиарда долларов). В том числе поэтому многие в России верят, что малайзийский авиалайнер был сбит прошлым летом над Восточной Украиной украинскими силами — или даже американцами, и что Россия борется с разветвленным мировым заговором.

Керри и его подчиненные пытаются выбить себе бюджеты на противодействие российской пропаганде. Кроме того, существуют смутные европейские планы по борьбе с исходящей от России дезинформацией. Известный эксперт по России Петр Померанцев (Peter Pomerantsev), написавший книгу о том, как он работал в российской пропагандистской машине, постоянно призывает Запад активнее бороться с Путиным за «сердца и глаза» аудитории — особенно на постсоветском пространстве, где многие смотрят московское телевидение. «Высококачественные программы недешевы, — пишет он в вышедшей вчера в Financial Times статье. — Канал типа BBC Russia будет стоить больше 20 миллионов евро в год. На первый взгляд, это много, но примите во внимание, что один истребитель Eurofighter стоит 90 миллионов евро».

Совет управляющих по вопросам вещания, контролирующий такие СМИ, как Радио «Свобода», в этом году потратит на русскоязычные передачи 23 миллиона долларов. Однако я сомневаюсь, что эти вложения окупятся. Во-первых, финансируемые Западом пропагандистские медиа так же слабы по сравнению с финансируемыми Кремлем российскими СМИ, как RT по сравнению с западными СМИ, которые занимаются реальными новостями. Создание машины, способной противостоять кремлевскому промыванию мозгов, будет стоить недопустимо дорого.

Во-вторых, даже если бы у Запада хватило политической воли потратить такие деньги, это не отменило бы еще одно препятствие: отношение россиян к западным странам в последнее время ухудшилось еще сильнее, чем отношение к России на Западе. В 2013 году к США положительно относились 51% россиян, сейчас — только 15%. В 2011 году 78% россиян хорошо думали о Германии, сейчас этот показатель скатился до 35%.

В таком климате ни одно СМИ, которое финансируют из Вашингтона, Берлина или любой другой западной столицы, не сможет иметь успеха в России. Оно будет восприниматься как вражеская вылазка против Родины и президента. Если учесть, что контрпропагандистские проекты в открытую обсуждаются на Западе, а кремлевские СМИ с удовольствием доносят эти дискуссии до российской аудитории, большинство россиян просто не будет прислушиваться к таким изданиям. А выбрать в качестве аудитории антипутински настроенное меньшинство — значит ломиться в открытую дверь.

Данные Пью демонстрируют, что Путин сумел загнать свою страну в изоляцию и взрастил в России менталитет «осажденной крепости». Его безуспешные попытки улучшить свой имидж за рубежом, в сущности, послужили этой же цели.