Die Zeit: Г-жа Оттингер, в ходе работы над своими фильмами вы часто оказывались в далеких странах. Когда появилась ваша страсть к путешествиям?

Ульрике Оттингер: Совсем рано, еще в детстве. Мой отец в конце 20-х годов был матросом в Восточной Африке. Он любил рассказывать о том времени, были рисунки, почтовые открытки, фотографии, и у него был хороший друг, художник Фритц Мюленвег. Он сопровождал шведского географа Свена Хедина в его экспедициях в Азию. Когда мы были в гостях у Мюленвега, он провел меня в свою комнату, открыл большой, красиво расписанный сундук и показал мне войлочные сапоги и многое другое. Мое восхищение было безграничным.

— Вы помните ваше первое путешествие в детстве?

— Когда мне было три года, мы на поезде отправились в Зекинген. Было очень тяжелое время после войны, моя мама, еврейка, ехала с поддельным паспортом. Ее сестру, жившую высоко в горах, арестовали, и она хотела посмотреть, может ли она что-то для нее сделать.

— Как ваша семья пережила время национал-социализма?


— Моя мама долгое время об этом не говорила. Только незадолго до своей смерти она мне впервые рассказала. У нее было пять братьев и сестер, трое из них погибли. Мой дедушка по линии отца был кошерным мясником в Констанце, он умер в 1935 году, когда нацисты запретили ему резать скот. Мои родители, сумасшедшие, в 1937 году поехали во Фрайбург, чтобы получить специальное разрешение для заключения брака. Сотрудник учреждения сказал им — быстро уходите отсюда, я сделаю вид, что ничего не слышал. Они думали, что у них получится, но в результате сумели пожениться только после войны. А я еще, будучи ребенком, столкнулась в монастырской школе с неприязнью, всегда была изгоем. Но жить за пределами нормы — это то, что пробуждает душу человека.

— Почему ваши фильмы такие длинные?

— У каждого фильма есть свое время. Моя новая картина «Тень Шамиссо» длится целых двенадцать часов. Для съемок я отправилась на три месяца в Сибирь, путешествовала на побережье Берингова моря, в тундре, где живут кочевники. На это требуется время. С кочевниками нельзя просто достать камеру и начать снимать. Вначале мы обмениваемся подарками, иногда я остаюсь на несколько недель. Когда люди начинают замечать, что я действительно интересуюсь ими, я тоже многое узнаю.

— Бывали ли в ваших путешествиях ситуации, когда вас приходилось спасать?

— В ходе моей последней поездки я столкнулось с крайне опасной ситуацией. В России двое пьяных людей приняли меня и моего ассистента за американцев и хотели с нами расправиться. Мы были за пределами небольшого городка, я хотела еще кое-что сфотографировать, а двое пьяных пошли за нами. Я сказала ассистенту — не бежать, иначе все кончено. Когда они оказались рядом, я начала говорить по-русски, то немногое, что знала. Но они закричали — «Американцы, американцы!» Они были крепко сложены, в руках были бутылки водки, и казалось, что они ничего не боялись. Я сказала, что мы немцы, но они практически уже были готовы напасть на нас. Тогда один поставил бутылку водки рядом с собой, она начала опрокидываться. Мой ассистент автоматически выкрикнул «Achtung!» (Осторожно!). Тогда мужчина начал смеяться. Как они нам рассказали, они видели фильм, в котором известный российский актер играл нациста и постоянно выкрикивал «Achtung». Другой русский хотел продолжить разбираться, но его товарищ сказал — «Они действительно немцы». Они дали нам уйти. После этого случая я чувствовала себя абсолютно подавленой.

— Путешествия, кажется, играют для вас действительно важную роль.


— Они дают такие богатые впечатления и опыт, что я не хотела бы от этого лишиться. Меня интересует, что именно побуждает людей делать определенные вещи. Я хочу выяснить это для себя, но я также испытываю сильную потребность делиться тем, что я переживаю. В любом случае, я буду работать, пока буду в состоянии. Как говорят монголы, когда не можешь больше ездить верхом, умираешь.

Ульрике Оттингер (73) родилась в городе Констанце. С 70-х годов она снимает документальное и игровое кино, например, «Тайга», который был создан в Монголии. Ее новый фильм «Тень Шамиссо», снятый в России, выходит на экраны в марте.