Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

5 элементов нашей онлайн-личности

© Fotolia / Sergey NivensСоциальные сети
Социальные сети
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Согласно известному тезису социолога Мида, каждая личность имеет два противоположных и в тоже время зависимых друг от друга элемента: это «внутренняя личность» («я»), которая представляет наш внутренний мир, и «социальная личность» («мне»), внешняя оболочка, помогающая выстраивать отношения с внешним миром. По моему мнению, возможен и третий компонент – «цифровая личность».

После серии расистских и сексуальных оскорблений, когда ее сравнили с обезьяной, американская актриса Лесли Джонс перестала пользоваться Твиттером. Побежденная потоком издевательств, она написала перед уходом: «Теперь я понимаю, почему многие знаменитости ходят отсюда, здесь сумасшедшие люди».

В Персидском заливе после попытки переворота в Турции эмиратский певец Хусейн Аль-Джасми представили циничную песню про произошедшее. После чего в интернете на него обрушился шквал грубых комментариев. Певец призвал держать себя в руках. Такие издевательства не являются чем-то новым для социальных сетей: многие здесь злоупотребляют насмешками, оскорбляют и обижают. Анализ этого нового пространства, которое изменило человеческое общение, интересен для понимания его влияния на общество и на психологическое состояние его членов.

Согласно известному тезису социолога Мида (Джордж Герберт Мид, 1863-1931, американский психолог и социолог, представитель Чикагской школы, – прим. перев.), каждая личность имеет два противоположных и в тоже время зависимых друг от друга элемента: это «внутренняя личность» («я»), которая представляет наш внутренний мир, и «социальная личность» («мне»), внешняя оболочка, помогающая выстраивать отношения с внешним миром. По моему мнению, возможен и третий компонент – «цифровая личность». Странная личность, которая находится за экраном в лабиринте сайтов. Почему наше поведение в интернете отличается от поведения в реальной жизни? Почему оскорбления так распространены в сети?

Причиной может являться так называемая «цифровая распущенность», свобода без каких-либо социальных норм. Она делает общение в сети непохожим на естественное общение. Есть пять факторов, которые также объясняют наше поведение в Интернете:

1. Асинхронность. Общение в интернете рассинхронизировано: ответ на твит, отправленный несколько дней назад, происходит с учетом сегодняшней ситуации, которая могла радикально поменяться с тех пор, как было написано то сообщение. Такие пробелы приводят к неверному пониманию и возможному изменению характера обсуждения. Это свойство используется для начала психологических войн и нападок на других пользователей, у которых не было возможности вовремя прореагировать.

2. Анонимность. Этот фактор легко понять. Попадая в мир интернета, мы попадаем в мир псевдонимов и анонимной идентичности. Наши эмоции и инстинкты увлекают нас. И мы переходим все ограничения и выражаемся, не боясь социальных норм и нормативных запретов.

3. Равная сила. В интернете все равны: политики и фермеры, студенты и школьники. У вас есть только имя без каких-либо формальностей и регалий. Вы можете быть, кем хотите, и взлететь настолько высоко, насколько захотите. Такое положение дел удаляет все препятствия для выражения собственного мнения, без опасения быть наказанным.

4. Маскировка. Когда Вы получили эту статью, Вы не знали, был ли автор рад в момент ее написания или погружен в депрессию. При обсуждении с кем-то чего-либо в Фейсбуке, Вы не видите выражения лица, не можете прочитать язык тела, который несет в себе множество смыслов. Отсутствие звука и реальных жестов сильно влияет на модель нашего общения.

5. Иллюзия. Это тенденция создания своего некоего специального образа для других. Мало черт, о которых он может рассказать в интернете, поэтому он начинает заполнять эти пробелы и появляется совершенно другой человек, возможно, не имеющий ничего общего с настоящим. И он уже начинает действовать на основе своих фантазий.

Эти факторы формируют нашу цифровую личность, почти непохожую на нас во всем. Мы погружаемся в сказочный мир, где мы освобождаемся от ограничений в выражениях. Однако единственный ограничитель для нас только мы сами.