Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как Анкара лезет в немецкие мечети

Произошедшее породило серьезную полемику в Германии при том, что Берлин выражает беспокойство по поводу чисток, стартовавших после неудавшегося путча в Турции. Имамы подчиняющейся Анкаре немецкой исламской организации DITIB выступают с националистическими призывами в немецких мечетях. Верующих просят продемонстрировать верность «правовому государству».

© AP Photo / Michael SohnКанцлер Германии Ангела Меркель и премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган на совместной пресс-конференции
Канцлер Германии Ангела Меркель и премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган на совместной пресс-конференции
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Произошедшее породило серьезную полемику в Германии при том, что Берлин выражает беспокойство по поводу чисток, стартовавших после неудавшегося путча в Турции. Имамы подчиняющейся Анкаре немецкой исламской организации DITIB выступают с националистическими призывами в немецких мечетях. Верующих просят продемонстрировать верность «правовому государству».

В пятницу после попытки государственного переворота в Анкаре все еще не отошедшие от этих событий немецкие турки и немцы турецкого происхождения слушали урок патриотизма от своего имама. Как обычно, текст проповеди был роздан Турецко-исламским союзом по делам религии (DITIB) в относящихся к нему 900 мечетях по всей стране. То, есть в большинстве из них. «В нашей религии любовь к родине — это часть веры», — говорили имамы. DITIB — не просто крупнейшая в Германии мусульманская организация, но и внешний орган Управления по делам религии Турции (Diyanet), которое находится под прямым контролем Анкары.

«15 июля наш народ пережил ночь испытаний, — продолжали они. — Мы стали свидетелями нападения внутренних и внешних врагов нашего народа и демократии в нашей стране». Имена «предателей», которые действуют уже «40 лет», не назывались. Однако намек на сторонников Фетхуллаха Гюлена был вполне прозрачным. Хотя их религиозное течение заигрывает с сектантством и выступает за ортодоксальный ислам, в данном случае о теологии речи не идет. Реджеп Тайип Эрдоган назвал гюленистов ответственными за попытку дестабилизации страны. В проповеди его имя не упоминается, однако верующих призывают сплотить ряды и выразить «верность правовому государству» во имя «турецкого народа».

Через несколько дней у врат мечети в Хагене (Северный Рейн-Вестфалия) появилось такое послание: «У предателей нет права тут молиться». А один имам из Рурской области выразил в соцсетях удовлетворение тем, что ассоциация, которую посещают гюленисты, стала мишенью для поддерживающих Эрдогана активистов: «Бог вас вознаградит». Эркан Каракаюн (Ercan Karakoyun) за несколько недель получил десятки писем с угрозами и оскорблениями и может привести другие примеры. Он возглавляет Фонд диалога и просвещения, который представляет движение Гюлена в Германии. «Несколько дней назад в Бракеле появился транспарант с требованием исключить членов нашей группы, — рассказывает он. — Кроме того, мы видели призывы изобличать гюленистов. И имамы собрали общины, чтобы составить списки! Это напоминает III Рейх или ГДР. Это недопустимо».

В Кельне, где находится штаб-квартира DITIB, религиозные лидеры попытались снизить накал страстей и призвали к «умеренности». «Мы как сообщество не отказываем никому, кто хочет молиться в наших мечетях, — заявила организация в конце июля. — Мечети — не место для провокаций и подстрекательства». В то же время нельзя сбрасывать со счетов такое примечание: «При необходимости руководство мечетей может ограничить их деятельность или даже доступ к молитве». На DITIB посыпались обвинения в том, что они ведут двойную, религиозную и политическую игру и служат интересам власти Реджепа Тайипа Эрдогана. Сейчас организация отмалчивается, отказываяся давать комментарии и лишь отсылает к уже обнародованным пресс-релизам.

DITIB не был независимым

В Германии сделали вид, что нашли проблему. Однако на самом деле из связей основанного в 1984 году DITIB с турецкими властями никто никогда не делал тайны. Все это долгое время устраивало как Анкару, так и Берлин. С Турцией все было предельно понятно: после революции Ататюрка религия находится под контролем государства. Что касается Германии, деньги Анкары позволили провести структуризацию мусульманской религии с меньшими затратами и организовать сообщество, которое власти не пытались интегрировать. Сегодня оно насчитывает порядка 3 миллионов человек.

То есть, DITIB никогда не был независимым. «Там не могут принять решения без согласия правительства», — объясняет эксперт по исламу Сюзанн Шретер. Курс должен получить одобрение Diyanet. Турецкая администрация полностью контролирует всю религиозную риторику. «Имамы готовятся в Турции Diyanet и отправляются в Германию на ограниченный срок», — продолжает она. Как послы. «Обычно они не говорят по-немецки, да это им и не нужно: их главная цель — культивировать чувство родины».

«Когда исламистское турецкое государство было умеренным, эта связь не считалась проблемой», — рассказывает Сюзанна Шрётер (Susanne Schröter). Однако приход к власти исламо-консервативной эрдогановской Партии справедливости и развития изменил расклад: в Diyanet и DITIB стало больше консерватизма, национализма и политической активности. Получающая щедрое финансирование организация участвует в проведении митингов в поддержку президента, как это было в Кельне в конце июля. Кроме того, ее голос слышен далеко за пределами мечетей. «DITIB сейчас — глашатай Эрдогана», считает Сюзанна Шретер.

Влияние радикального политического ислама и турецкого национализма на немецкое общество начинает вызывать тревогу. Эти летом депутат Джем Оздемир (Cem Özdemir) нарушил давний запрет и обвинил DITIB в поддержке экстремизма на уровне ПЕГИДА, ультраправого движения, которое «нужно удержать на периферии общества».

Связи Германии с организацией начинают ослабевать. На этой неделе власти земли Северный Рейн-Вестфалия остановили координировавшуюся ей программу против радикализма. Причиной тому стал выпущенный Diyanet рисунок для детской аудитории: на нем отец говорит сыну о подвигах погибших как «мученики» турецких воинов. «Кто не захочет попасть в рай?» — спрашивает он. Власти потребовали от DITIB дистанцироваться от рисунка, но не получили удовлетворительного, по их мнению, ответа. В DITIB заверили, что не будут «использовать» в Германии этот «полемический» рисунок, и что насилие «не должно прославляться», однако посчитали, что концепция «мученичества» не является «проблематичной как таковая», хотя «может искажаться» экстремистами.

Теперь объектом политики влияния организации оказались и школы. В Германии духовным занятиям отводится место в школьной программе. Решение о проведении уроков религиозного образования принимает каждая земля в зависимости от собственной истории и желания. Ислам, разумеется, заявляет о своих правах. DITIB же становится неизбежным партнером как крупнейшая мусульманская организация в Германии. «Если мы распахнем двери школ перед DITIB, можно не сомневаться, что идеология Эрдогана распространится по нашей стране», — предупреждает Оздемир. Споры бушуют и в лагере Ангелы Меркель. «В долгосрочной перспективе партнерство с немецким государством по урокам религиозного образования возможно лишь для независимой от иностранного государства организацией, — заявил вице-президент ХДС Армин Лашет (Armin Laschet). — DITIB нужно провести реорганизацию». В союзе же выразили возмущение подобными требованиями. «Подобные клеветнические обвинения обычно исходят от антидемократических ультраправых группировок, — говорится в пресс-релизе DITIB. — Мы категорически опровергаем все утверждения о контроле из-за границы и опасности нашего религиозного сообщества».

Уроки под надзором

На фоне такого давление региональные власти начали действовать. Несколько земель заявили о приостановке переговоров с DITIB. «Это еще не полная остановка, — несколько смущенно признает премьер земли Рейнланд-Пфальц Малу Драйер (Malu Dreyer). — Мы следим за развитием событий, чтобы понять, действительно DITIB независим от политического влияния. Это может занять несколько месяцев». В то же время в Гессене правительство решило сохранить партнерские связи. По его словам, за уроками религиозного образования установлен надзор, а преподаватели не являются членами DITIB. «О том, чтобы пустить имамов в школы, никогда не было и речи», — подчеркивает в свою очередь Малу Драйер. Как бы то ни было, решение о допуске учителей принимается турецкой организацией. «На ее уроках ислама насилие не ставится под сомнение, а место женщин даже не упоминается», — говорит Абдель-хаким Урги (Abdel-Hakim Ourghi), профессор исламской телеологии и автор доклада и преподавании ислама в Гессене.

Споры об интеграции турок в Германии можно свести к одному слову: верности. «Мы ждем, что люди турецкого происхождения, которые уже долгое время живут в Германии, будут хранить верность нашей стране», — заявила канцлер Ангела Меркель. То есть, им придется выбрать. Между ней и Эрдоганом.