Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Спорный учебник истории: венгры критикуют Орбана

Споры о переписывании истории в школьных учебниках возникают не только в России и на Украине. В Венгрии критике подвергли учебник, где тексты о Викторе Орбане сочли тенденциозными.

© AP Photo / Matthias SchraderПремьер-министр Венгрии Виктор Орбан
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С началом нового учебного года в Венгрии разгорелись споры вокруг нового учебника по истории страны: в него включили речь премьер-министра Виктора Орбана по миграционному кризису, несколько текстов о нем и фотографии. Общественность посчитала материалы тенденциозными и полными лести в адрес Орбана.

С началом нового учебного года в Венгрии разгорелись споры вокруг нового учебника по истории страны: в него включили речь премьер-министра Виктора Орбана по миграционному кризису, несколько текстов о нем и фотографии. Общественность посчитала материалы тенденциозными и полными лести в адрес Орбана. В учебнике, предназначенном для восьмиклассников, охвачен период истории с 1945 года по настоящее время. Нынешний глава правительства назван в нем «основополагающей фигурой современной Венгрии».

О «западных колонизаторах»


Не меньше споров вызвал еще один раздел учебника, где школьникам предлагают ответить на вопрос: почему западные страны, имевшие колонии, имеют иное (нежели у Венгрии. — Ред.) отношение к иммигрантам? Как один из вариантов ответа приведена речь Орбана в Европарламенте в прошлом году, где он говорил: «Как бывшим колонизаторам, им всегда было присуще империалистическое мышление, для которого наплыв массы людей из бывших колоний вполне естественен. Они к этому готовы, они с этим живут, это часть их культуры. Венгрия никогда не была такой страной и никогда не станет такой страной. Мы придерживаемся мнения, что ценности Венгрии — это гомогенность культуры, образа мышления и цивилизационные привычки. Мы считаем их важными и не хотим ими жертвовать».

Помимо этого, 14-летних школьников просят пояснить, что означает понятие «гомогенный» и насколько «гомогенна», по их мнению, Венгрия?

Председатель парламентского комитета по культуре от партии социалистов Агнес Кунхалми негативно высказалась о включении в учебник подобных материалов. «Мы дошли до той точки автократии, когда Орбана прославляют в школьных учебниках и пишут его мнение о мигрантах. Какое правительство документирует в школьных учебниках свою кампанию политической ненависти?», — спрашивает она.

Канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel) и премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер (Horst Seehofer) также упомянуты в учебнике в контексте миграционного кризиса. Авторам поручили включить в учебник пассажи об Орбане, однако, политическая окраска публикации и отсутствие нейтральности вызвали насмешки педагогов и дебаты о том, насколько правильно преподносится история.

Тенденциозный образ

Председатель независимой ассоциации учителей истории Венгрии Ласло Миклоши задается вопросом: «Можно ли называть историей речь Орбана по миграции»?

В этой книге есть существенные недостатки, подчеркивает Ласло Миклоши. «Окраска материала имеет большое значение. На фотографиях Орбан выглядит активным, позитивным человеком, открывающим мосты и принимаемым папой римским. Он представлен в лучшем свете, нежели политики других партий. Так, его оппонент (бывший премьер-министр Ференц Дюрчань. — Ред.) выглядит пассивным партизанским актером, изображенным на фоне логотипа партии. Он описывается как деятель, сыгравший роль в приватизации в 1990-е годы, а в отношении Орбана нет никакого бэкграунда. Их образ представлен тенденциозно», — сказал Миклоши.

Издатель книги Йожеф Капоши попытался отстоять содержание книги. По его мнению, включение Орбана было необходимо, так как именно его правительство изменило учебную программу в 2012 году, чтобы включить туда период после 1945 года. Петер Бенчик, соавтор аналогичной книги по истории также проблем с учебником не видит. «Я честно не понимаю, почему включение в учебник информации о человеке, еще находящемся при жизни, воспринимается как жест диктатора», — недоумевает он.

Правые и левые

Формулировка таких понятий, как правая или левая политическая направленность, также вызвала дебаты. В учебнике говорится, что «самая главная особенность правого крыла — это консерватизм, а левого — радикализм». Согласно учебнику, «левые обычно позиционируют себя как либералы и социалисты, но социальная чувствительность также может быть признаком правого крыла. Но однозначно то, что консервативные политики учитывают наиболее важные аспекты национальных идеалов, прошлые достижения и накопленные ценности. Радикальные политические группы умаляют ценности прошлого».

Издатель Капоши не видит проблемы в формулировке, так как «концепция левых и правых на самом деле неприменима сегодня». «Это понятия 19 века, но давайте не забывать: тексты книги предназначены для 14-летних», — подчеркивает он.

Орбан, вновь пришедший к власти в 2010 году, начинал свою карьеру как либерал и провозгласил Венгрию страной «нелиберальной демократии». Его правительство ввело в школах новый учебный план и разрешило учителям использовать только два стандартизированных учебника истории. Из-за отсутствия в Венгрии оппозиционной партии, учителя стали наиболее яростными противниками выстраиваемого Орбаном режима. Прошлый учебный год закончился акциями протестов против его образовательной политики.

В основном протесты касались ограничения автономии школ, запланированного реформой образования. Помимо прочего, критике подвергается то, что отныне школы не имеют право самостоятельно выбирать учебники и проводить школьные экскурсии.