Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Время поклонников Поклонской

Современная Россия, уставшая от затянувшегося кризиса, ищет врагов и уповает на чудеса, считает Константин Эггерт.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В эфире телеканала «Царьград» Наталья Поклонская уверенно заявила: бюст Николая II источает миро. С виду это еще один комичный эпизод из жизни современной России. На самом деле — свидетельство постепенного погружения в темноту страны, лишенной голоса, конкурентной политики и нормальной общественной дискуссии. Наталья Поклонская — один из символов России сегодня.

Достоверных свидетельств о том, действительно ли бюст императора Николая II в Симферополе мироточит, пока нет. Обычно мироточат иконы, а в католических храмах — еще и скульптурные изваяния. Явление это фиксируется и, говоря светским языком, сертифицируется церковными властями, для чего проводится специальное расследование. Этот процесс похож на канонизацию святых и занимает иногда годы.


За смирение


Все это, похоже, не очень интересует новоиспеченного депутата, бывшего прокурора Украины, а затем России. Наталья Поклонская глубоко убеждена: чудо совершилось. В эфире телеканала «Царьград» она уверенно заявила: бюст источает миро, так как царь и его семья «погибли для того, чтобы сделать Россию процветающей и великой».


Один из самых оригинальных христианских публицистов России, по совместительству — директор лесопильного завода, Илья Забежинский на это справедливо заметил, что для создания процветающей России Николаю II нужно было сделать ровно противоположное тому, что сделал он, — не отрекаться от престола, подавить мятеж в Петрограде, довести войну до конца, а потом восстанавливать экономику. Но император выбрал путь личного смирения и отказа от кровопролития. Об этом церковь и свидетельствовала канонизацией царской семьи в лике страстотерпцев.


История с мироточащим бюстом — с виду еще один комичный эпизод из жизни современной России. Но на самом деле — это свидетельство постепенного погружения в темноту страны, лишенной голоса, конкурентной политики и нормальной общественной дискуссии. Тут куда не посмотри — ничего, кроме моральной и политической катастрофы, не увидишь.


Начать стоит, пожалуй, с канонизации Николая II. Он прославлен в лике мучеников не потому, что его убили большевики, не потому, что Троцкий был евреем, не за то, что подписал акт отречения, и не потому, что вокруг были «измена, трусость и обман». К прославлению в равной мере не имеют никакого отношения события 9 января 1905 года, жена-немка, Григорий Распутин, воровство поставщиков армии и бесталанность императора как главкома армии.


Николай II, его близкие и члены свиты прославлены в лике святых потому, что умерли как христиане, отказавшись защищать свой высокий статус, власть и, в конечном счете, жизнь. За смирение, в общем-то. Между прочим, не самый плохой пример для страны, в которой властолюбие и жестокость многие века идут рука об руку.


Империализм и антисемитизм


Канонизация должна была стать для России своего рода итогом гражданской войны, символом постепенного примирения. Не стала. В том числе и из-за двусмысленной позиции церковной иерархии, не признавшей подлинность найденных рядом с Екатеринбургом останков и не отказавшейся в угоду наиболее консервативной части клира и мирян от антисемитской версии «ритуального убийства» последнего императора.


Сегодня образ Николая II оброс совершенно языческим по сути мини-культом, не имеющим ничего общего с христианским пониманием святости и добродетели. Главное в этом культе — империализм и антисемитизм. Недаром многие фанатичные его адепты одновременно хотели бы и канонизации Иосифа Сталина — как «настоящего русского властелина», «восстановившего Русскую церковь» и (как же без этого!) выигравшего войну. Если прибавить к этому тех, кто также мечтает о прославлении в лике святых Григория Распутина, то получим полную картину безумия.


При этом в стране, которую церковные иерархи и политики именуют не иначе как «православной», останки цесаревича Алексея и великой княжны Марии до сих пор пылятся в коробке на полке Государственного архива. Церковное руководство все никак не решится отказаться от теории «ритуального убийства», признать их подлинность и дать добро на захоронение. Любителей устраивать крестные ходы с иконой «царя-мученика» это совершенно не беспокоит. Ведь не о смирении речь, а о «масонах», «иудейском заговоре» и «пятой колонне», которые одни и виноваты в том, что в России живется бедновато, неуютно и небезопасно.


Зато бюст в Симферополе якобы мироточит. Магическое сознание современной России жаждет «чуда» любой ценой, потому что без чуда воспринимать реальность совсем невмоготу. Миллионы людей одновременно верят в целебные свойства сухарей, освященных на могиле святого Серафима Саровского, гороскопы и «ведическую» диету.


Поклонская как символ


То, что за полгода депутатской деятельности экс-прокурор прославилась только активностью на ниве возвеличивания Николая II, не должно никого удивлять. В сущности, ее никто никуда не избирал, как и большинство ее коллег из Госдумы. Назначенцы Кремля, не несущие никакой ответственности ни за что перед избирателями, а голосующие по инструкции из администрации президента, могут позволить себе все что угодно.


Кто-то делает карьеру, кто-то лоббирует свой бизнес, так почему бы Поклонской не заняться борьбой за честь и достоинство покойного монарха? Простите за невольный каламбур, но поклонники у Поклонской уже есть, и слава обеспечена. Ведь она говорит от имени миллионов людей, ищущих виноватых в своих бедах и жаждущих чуда. Наталья Поклонская — один из символов России сегодня. Думаю, она об этом прекрасно знает.


Константин Эггерт — российский журналист, ведущий программ телеканала «Дождь». Автор еженедельной колонки на DW.