Ох уж эта сибирская жара!


Сибирь преподала мне хороший урок в июне и июле. Если зимой в нашей деревне мы столкнулись с 50-градусными морозами, то сейчас 35 градусов жары — обычное дело. Здесь, на Центрально-якутской равнине, можно испытать на себе самые значительные перепады температур в мире.


Как и в Финляндии, в Якутии летом люди оживают, выбираются из нор, сбрасывают шубку и обнажают тело.


Жара ощущается здесь так же, как морозы: больше пугают цифры на термометре. Ночи прохладнее. Правда, сразу после захода солнца прилетают комары.


В жару отмечали и Иванов день, Ысыах, который здесь, в Якутии, считается важнейшим праздником года.


Ысыах — в первую очередь праздник нового года, во время которого отдают дань богам солнца. В основе праздника лежит тенгризм, древняя религия тюркских народов. В советское время религиозная составляющая праздника была исключена, но в последние 30 лет традиции начали возрождаться.


По соображениям целесообразности Ысыах отмечают в разных областях в разные дни, и поэтому я смог побывать на трех праздниках.


В каждом районе Якутии соблюдают свои обычаи. У каждого рода, соседей и коллег по работе есть своя постоянная праздничная хижина или, по меньшей мере, палатка.


Празднования Ысыаха, на которых я присутствовал, начинались с религиозных церемоний. Люди проходили к месту проведения праздника мимо женщин, которые размахивали метелками из конского волоса и зажигали благовония.


Затем человек, проводящий церемонию, приносил в жертву богам кумыс, приготовленный из лошадиного молока, исполнял горловые песни, и люди поднимали руки к солнцу.


«Уруй! Айхал!» («Здоровья! Благословения!») — повторяли люди вслед за проводящим церемонию.


Чтобы получить благословение, люди толпились у дерева жизни, которое символизирует разные сферы мира.


После религиозных церемоний Ысыах превратился в праздник культуры и спорта.


Со сцены раздавался грохот варгана и воркование современных хитов — в Якутии число поп-артистов в соотношении с количеством жителей самое большое.


Спортсмены соревновались в национальных видах спорта, самыми популярными из которых являются перетягивание палки (мас-рестлинг) и якутская борьба хапсагай. Якутские национальные прыжки включают в себя 11 прыжков на одной ноге, 11 попеременных прыжков с ноги на ногу и 11 прыжков на обеих ногах.


В программу Ысыах входят и скачки, но в них участвуют только лошади-полукровки. Коротконогие якутские лошади считаются слишком медлительными для скачек. Зрители активно делают ставки.


На Ысыах приходят в национальных костюмах, который, похоже, в Якутии есть у каждого. У нашей семьи часто с удивлением спрашивали, почему у нас нет национальных костюмов.


Празднование Ысыаха в Якутске вошло в этом году в Книгу рекордов Гиннеса. Официальный представитель Книги засвидетельствовал крупнейшее в мире собрание людей в якутских национальных костюмах. Этот рекорд вряд ли смогут побить где-то еще.


Раньше рекорд был установлен на крупнейшем хороводном якутском танце — осуохай, который на Ысыахе танцуют до восхода солнца. Ведущий хоровода исполняет монотонные песни, которым подпевают остальные. Думаю, я справлялся довольно хорошо.


Праздник середины лета в нашей деревне завершился безумным соревнованием по строительству забора. Участники обстругивали и носили четырехметровые бревна и устанавливали их. Бесспорно, получился отличный забор: было установлено 22 бревна.


Ысыах отмечают на трезвую голову — алкоголь даже не продается.


В Якутии, начиная с 2010 года, проводится строгая антиалкогольная политика. Уже более чем в ста деревнях и поселках продажа алкоголя полностью запрещена, в других — ограничено время продажи. Большие мероприятия проводят без спиртного.


Влияние этой кампании довольно спорное, и пьяница при желании все же сможет добыть себе бутылку. На празднике Ысыах пьяных, однако, было очень мало. Местная молодежь умеет развлекаться и без алкоголя.


Я и сам справился с двумя 20-часовыми фестивалями на трезвую голову. На третьем я выпил рюмку коньяка — но это произошло только в специальном месте, отведенном для журналистов.