Постоянный цейтнот, бесконечная административная работа, трудные ученики, беспокоящиеся родители — вот причины, по которым у многих учителей в Швейцарии наблюдается синдром выгорания. В последнем исследовании, проведенном во франкоязычной Швейцарии, эксперты пришли к выводу, что около 40% преподавательского состава находятся в зоне риска.


Учителя призывают принять меры для защиты их здоровья. Они должны включать в себя предоставление учителям достаточного количества ресурсов, обеспечивать соответствие школы стандартам здравоохранения, кроме того, учителя должны иметь доступ к любого рода поддержке, когда это необходимо. Предложения взяты из проекта Союза немецкоязычных швейцарских учителей, начатого в 2014 году. Полностью их опубликовали и озвучили вчера в Берне в рамках Швейцарского дня образования.


В последнее время тема здоровья обсуждается весьма активно. В начале августа, незадолго до того, как ученики вернулись в школы после летних каникул, представитель учительского профсоюза из франкоязычной части Швейцарии (SER), отметил, что здоровье многих учителей ухудшается, и это ставит под угрозу качество их работы.


Борьба


«Большинство учителей изо всех сил стараются держаться на плаву», — сказал президент SER Самюэль Рорбах (Samuel Rohrbach) на пресс-конференции 9 августа. Некоторые из них подвергают риску собственное здоровье, чтобы выполнять свою работу и продолжать преподавать вместо того, чтобы получать помощь, подчеркнул он.


Исследование, проведенное по заказу SER, базировалось на опросе 5.5 тысяч учителей. Оно показало, что 40% из них были «в ситуации выгорания». Это, однако, не означает что все 40% страдали от этого состояния, объяснил С. Рорбах swissinfo.ch.


Он указал на несколько ключевых цифр, чтобы проиллюстрировать ситуацию: 40,8% опрошенных сообщили, что им было трудно отказаться от работы, и чуть более половины чувствовали, что они часто или очень часто вынуждены были прилагать усилия, чтобы справиться с той или иной ситуацией. Около 60% чувствовали, что их здоровье ухудшалось по мере того, как продолжался учебный год.


Это соответствует результатам более раннего исследования, проведенного Швейцарским союзом учителей во всей Конфедерации в 2014 году. В нем было установлено, что каждый пятый учитель чувствует себя «постоянно перегруженным».


Причины


Причины синдрома выгорания могут быть самыми разными. Например, постоянное давление на преподавательский состав, которое со временем только увеличивается, в том числе и от родителей.


Постоянное присутствие было также упомянуто в исследовании 2014 года. Сотрудники, занятые неполный рабочий день, которые, например, получают дополнительное образование, и женщины оказались «особенно подверженными» риску в этом опросе.


Симптомами могут быть постоянная усталость, отсутствие энтузиазма в работе, ощущение того, что учитель больше не контролирует ситуацию. Показателен в этом смысле случай с Лусио, учителем физкультуры в возрасте 40 с небольшим лет. Он оставался в школе и готовился к уроку.


«Вдруг я начал потеть, стал хуже видеть. Мне было настолько плохо, что я не мог вести машину и ехать домой, и остался на всю ночь в школе. Я уже оставался в школе ночевать, но в этот раз все было по-другому. Утром я позвонил директору, рассказал ему, что со мной происходит, и признался, что я боюсь находиться в школе».


Поддержка


Лусио получил поддержку от школы и от своего лечащего врача. Люди, сталкивающиеся с этой проблемой, также могут обратиться в специализированные школьные консультационные центры, которые существуют в большинстве кантонов в немецкоязычной Швейцарии. Например, они могут помочь, если уже есть диагноз «синдром выгорания», поддерживая учителя в случае возможного возвращения в школьную жизнь. Многие из заболевших выздоравливают, но они вынуждены внести изменения в свой образ жизни и подход к работе, указал эксперт в этой области в разговоре со swissinfo.ch.


Эксперты отмечают, что к синдрому выгорания склонны перфекционисты. Кроме того, в связи с растущим стрессом в обществе граждане, имеющие социальные профессии с большим количеством контактов с людьми, например, учителя и врачи, находятся в повышенной зоне риска. Информация — ключ к лечению. Чем раньше будут обнаружены симптомы, тем выше вероятность избежать кризис.


Союз швейцарских учителей давно призывает к сокращению количества учеников в классах и часов занятий до 26 в неделю на одного учителя, потому что 55-часовая рабочая неделя, административная работа и перманентные перегрузки ведут к неминуемым проблемам со здоровьем.