Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему подорожал автомобильный газ, и при чем здесь Россия

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Рост цен на сжиженный газ обоснован. Украина столкнулась с очень большим дефицитом ресурса, который оперативно восполнить не удалось. В принципе, весь украинский рынок достаточно продолжительное время рос, вот он сегодня дорос до того уровня, когда ни существующей инфраструктуры, ни существующих схем поставок для стабильной работы уже просто не хватает.

Этот рост цен на сжиженный газ экономически обоснован. Украина столкнулась с очень большим дефицитом ресурса, который оперативно восполнить не удалось. В принципе, весь украинский рынок достаточно продолжительное время рос, вот он сегодня дорос до того уровня, когда ни существующей инфраструктуры, ни существующих схем поставок для стабильной работы уже просто не хватает. Покупаем, но не в тех объемах, в которых хотелось бы. Сама первопричина дефицита лежит еще в предыдущих периодах, а именно в апреле-мае, когда из-за того, что на рынке создался большой избыток, цены на Украине очень сильно падали. Если посмотреть аналитику, то падали они намного больше, чем в соседних странах. Здесь был еще и субъективный фактор падения — это активизация схем нелегальной торговли, в оптовом сегменте и в розничном.


Украина открыта для поставок со всего мира, вплоть до США. Вопрос только в цене. И рыночная конъюнктура была такая, что такие поставки были невыгодны, и трейдеры очень опасались делать запасы из-за деятельности нелегальных схем. Даже если бы мы хотели, то на сегодняшний день вся хранительная инфраструктура позволяет создать запас на 5-7 дней, не более. Это делает наш рынок уязвимым. Когда у нас не было такого большого потребления, нам этого хватало.


В такие пиковые потребления украинское производство обеспечивает 25-30% украинского рынка, все остальное мы вынуждены импортировать. На пике Украина потребляет порядка 150-155 тысяч тонн в месяц. Сегодня мы видим еще и падение нашего производства, поскольку компания Укрнафта не может его поддерживать из-за того, что у нее падает сырьевая база. Импортируем мы основную массу газа — до 90% импорта, даже больше — из России и Белоруссии. По итогу прошлого года доля России на рынке составила, если не ошибаюсь, 50%. Сейчас, если я не ошибаюсь, в июле эта цифра упала чуть ли не до 13%.


Цена к осени в любом случае бы упала, даже если бы не было кризиса, в силу влияния сезонного фактора. Рынок очень подвержен этому фактору, намного больше, чем в случае с бензином и дизельным топливом. Мы до сих пор разбираемся, почему, но в холодное время года потребление сжиженного газа очень сильно падает. Он действительно себя не очень хорошо ведет в автомобилях. Соответственно падает и спрос.


Тот кризис, с которым мы столкнулись, он самый острый и самый серьезный за всю историю наблюдений. По нашим прогнозам, максимум к началу октября цена должна вернуться к абсолютно приятному уровню.