В Москве действует закон турникета, и он очень суров. Если прогуливаться по подземным пассажам российской столицы — это прежде всего эстетическое переживание, фланирование среди мрамора и позолоты царской роскоши, то проход через турникет может, напротив, оказаться довольно болезненным. Его не видно. Он выскакивает неожиданно. Если вы недостаточно прытко валидируете свой билет, не успеваете вовремя забрать его из турникета, проскочить «жучки» контроля и проскользнуть к эскалатору, турникет может внезапно выскочить и нанести вам удар. В зависимости от вашего роста он придется или в бедренную мышцу, или по надколенной чашечке. Непривыкшие к такому, вы можете стать жертвой этой жестокой и дикой практики, которая, к счастью, сейчас сохраняется на небольшом количестве станций.


Московский метрополитен — предмет гордости граждан столицы. Он является одним из самых старых и самых красивых в мире. Поездка в метро здесь гарантирует вам путешествие по истории российского народа: от имперской роскоши до советского монументализма и блеклой и беспорядочной серости конца 90-х годов. Есть и современные станции, за счет которых произошла дальнейшая экспансия подземной транспортной сети Москвы. Чтобы проехать по всей синей ветке метрополитена с одного конца до другого, требуется почти час, и каждая станция рассказывает вам свою историю.


Однако истории московского метрополитена не исчерпываются станциями. Билеты тоже являются частью этого подземного повествования. Перед Олимпийскими играми в Сочи 2014 года город запустил необычную и для многих изнурительную инициативу. Чтобы сподвигнуть людей заниматься спортом, на некоторых станциях метро билеты можно было купить, только выполнив определенные физические упражнения. 30 приседаний за билет — такова была стоимость поездки в метро и возвращения в форму. Так, среди внушительных памятников трудящимся современные россияне вставали напротив билетного автомата и, вместо того чтобы раскошелиться, испытывали силу своих ног. Безжалостный автомат шпионил за пассажирами при помощи камеры и лишь по окончании тридцатого — ни больше ни меньше — приседания выдавал билет.


Мускулы, обычаи, причуды. Инициатива, запущенная накануне Олимпиады, продолжалась в течение двух месяцев. А теперь московский метрополитен предложил отказаться от магнитной карты "Тройка" и заменить ее кольцом. Это намного удобнее, приятнее и, при проведенных как следует разработках, может быть даже изящно. Так, вместо того чтобы добавлять очередную карту к уже имеющимся в кошельках московских пассажиров, метрополитен первым во всем мире надевает на руки своих пассажиров кольцо. Это обет, связывающий москвичей с их прекрасным метрополитеном? Возможно, так и есть.