Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Безумная «мистика» Октябрьской революции 1917 года

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Прошло сто лет со дня Октябрьской революции, которая ознаменовала конец Российской империи и начало построения социалистического общества. Русская революция способствовала зарождению в Эквадоре первых социалистических организаций. Сегодня там продолжается борьба за воплощение в жизнь социалистической утопии — построение нового общества, которое должно прийти на смену капитализму.

В этом году отмечается столетие Октябрьской революции в России, которая ознаменовала конец Российской империи и начало построения нового социалистического общества.


Об этом событии написано тысячи книг. Но есть произведения, которые имеют особое историческое значение. Среди них двухтомник «Всеобщей истории», изданный Институтом истории Академии Наук СССР и издательством Прогресс (1977 год), под руководством известного профессора Альберта Захаровича Манфреда.


Другая книга называется «История Коммунистической партии (большевиков) СССР», составленная Комиссией Центрального Комитета и опубликованная на испанском языке в 1939 году. Эти две работы широко распространены в Латинской Америке.


История КПСС тесно связана с рождением и развитием русской революции, в том числе, с отменой крепостного права, развитием капитализма в России, ростом революционного движения, первой русской революцией 1905 года, Первой мировой войной, падением царизма в результате Февральской революции 1917 года. В последующее время судьба партии переплетена с победой большевиков в октябре 1917 года, строительством социалистического государства под руководством Владимира Ильича Ленина.


В первом томе «Всеобщей истории» рассказывается об эволюции человека, начиная с первобытнообщинного строя, затем рабовладельческого, феодального, зарождением капитализма и заканчивается началом Первой мировой войны.


Авторы «Всеобщей истории» не стали слепо следовать догматической схеме пяти «способов производства», изложенных Иосифом Сталиным в работе «О диалектическом и историческом материализме», опубликованной в 1938 году. Философский труд Сталина исказил концепцию Маркса, превратив в некую универсальную догму для всех стан необходимость поочередного прохождения рабовладельческой, феодальной и буржуазной формации с перспективой перехода к социалистическому строю. Как известно, в странах Латинской Америки не существовали рабовладельческие и феодальные средства производства. Капиталистическое развитие в каждой латиноамериканской стране имело свою специфику.


В Эквадоре аграрная реформа была проведена только в 1964 году. Начиная с 18 века, в стране существовали полуфеодальные отношения между крестьянами и крупными латифундистами.


В первом томе почти ничего не говорится о Латинской Америке.


Второй том посвящен Октябрьской революции, построению социализма в СССР и в мире, Второй мировой войне, борьбе с американским империализмом. Латинская Америка упоминается лишь в небольшой главе, посвященной «Подъему антиимпериалистической борьбы народов Азии, Африки и Латинской Америки».


Благодаря этим книгам, переведенным на испанский язык, латиноамериканцы смогли познакомиться с официальной версией СССР об истории своего государства и сопоставить ее с тем, как об этих событиях писали западные СМИ. Следует отметить, что на то время приходился пик холодной войны, и против Советского Союза была задействована гигантская антисоветская пропагандистская машина.


В Эквадоре о русской революции узнали из местной прессы. Начиная с 1910 года, в южноамериканской стране издавались три газеты.


В Кито, столице Эквадора, выпускалась газета «Еl Comercio» на страницах которой публиковались шокирующие новости о Первой мировой войне, а позднее о тревожных событиях, происходивших в России.


Информация поступала по телеграфу от ведущих информационных агентств во Франции, Бельгии, Испании, Италии и США. Первая статья была опубликована 17 марта 1917 года под заголовком «Революция в России». На следующий день вышла подробная статья, в которой рассказывалось о крахе царизма в России.


В глазах эквадорцев Россия выглядела далекой, неведомой и загадочной страной. Слово «коммунизм» постепенно входит в разговорную речь. Это слово стал частью политического лексикона национальной элиты, которое использовалась для борьбы с любыми формами недовольства народных масс. В частности, в 1910 году эквадорские СМИ называли коммунистом лидера Радикальной партии Элоя Альфаро (Eloy Alfaro). Малоизвестная русская революция способствовала зарождению в Эквадоре первых социалистических организаций.


16 ноября 1924 года вышел первый номер социалистической газеты Эквадора «La Antorcha» (Факел). В результате Июльской революция 1925 года к власти приходит левое правительство. В 1926 году была образована Социалистическая партия.


На учредительном собрании партия провозглашает курс на обобществление средств производства и заявляет о «диктатуре пролетариата» как переходном периоде революционного превращения капитализма в социализм.


Эквадорские социалисты весьма критически относились к большевизму и советской модели построения коммунизма.


На одном из заседаний ЦК Социалистической партии ее Генеральный секретарь Рикардо Паредес (Ricardo Paredes) выступил против тех партийцев, которые считали Октябрьскую революцию «мистическим безумием» и стал защищать доктрину Карла Маркса. Он долго и подробно рассказывал о непреходящем значении русской революции и достижениях СССР.


Одним из вопросов внутрипартийной дискуссии стало участие в работе III Коммунистического Интернационала.


В последующем Рикардо Паредес посетил СССР и учувствовал в работе VI Конгресса Коминтерна.


По возвращению на родину он сумел добиться, чтобы Социалистическая партия Эквадора вступила в Коминтерн. С таким решением были не согласны многие члены партии, произошел раскол. В 1931 году на II Съезде Социалистической Партии было принято решение о создании просоветской Коммунистической Партии Эквадора. Таким образом, марксистское движение в Эквадоре распалось на две фракции, конкурирующие за право возглавить эквадорскую революцию.


С той счастливой поры прошло много времени.


Сегодня уже нет Советского Союза и КПСС, а марксистские партии Эквадора в течение многих десятилетий продолжают страдать историческим склерозом, и не предлагают никакой альтернативы для будущего социалистического обустройства страны.


Отсутствие социалистической альтернативы привело к тому, что Рафаэль Корреа, левый, антилиберальный политик, став главой государства, провозгласил «гражданскую революцию» в интересах простых людей, наиболее страдающих от неолиберальной экономики и консерватизма.


Вместе с тем, существуют три исторических принципа, которые объединяют левых Латинской Америки со времен Октябрьской революции:


Во-первых, они считают, что государство должно полностью контролировать и регулировать экономическую, социальную и политическую сферы для борьбы с олигархическими кланами и эксплуататорами.


Во-вторых, они выступают за расширение и укрепление трудовых прав и социальных услуг (образование, здравоохранение, социальное и жилищное обеспечение). Приоритетом государства является улучшение условий труда и жизни народа.


В-третьих, они являются сторонниками усиления роли государства в распределении национального богатства, в том числе за счет прямых налогов на доходы (имущество, наследство, капитал).


Прошло сто лет со дня Октябрьской революции. В Латинской Америки по-прежнему продолжается борьба за воплощение в жизнь социалистической утопии — построение нового общества, которое должно прийти на смену капитализму.


Хуан Пас и Миньо Сепеда — эквадорский историк, ученый. Официальный летописец города Кито, вице-президент Ассоциации историков Латинской Америки и Карибского бассейна.