В московском Мультимедиа Арт Музее открылась выставка «33 революции — 100 лет финского дизайна», рассказывающая о столетней истории дизайна в Финляндии.


В экспозиции представлены знакомые полосатые рубашки, посуда и предметы мебели, а также новые изобретения. Речь идет о первой демонстрации истории финского дизайна в Москве. Выставку решили провести очень вовремя.


То, что хорошо спланировано, уже наполовину сделано, считают финны.


Устроители выставки посетили Москву заранее, чтобы разузнать, что могло бы заинтересовать русских. Беседовали со студентами, дизайнерами и художниками.


Результаты удивили всех.


«В России о финском дизайне совершенно ничего не знают», — говорит куратор выставки Суви Салониеми (Suvi Saloniemi).


Кроме фирм Artek и Marimekko, никто ничего не смог назвать.


«Я все же надеюсь, что посетители выставки узнают ножницы Fiskars и вазу Аалто, хотя они и не представляют, что это финский дизайн», — добавляет Салониеми.


Неразбериха в стилях


Но в чем же дело? Как свидетельствует исследование, проведенное осенью 2017 года, россияне относятся к финнам положительно. Давайте спросим российского дизайнера и директора Московского музея дизайна Александру Санькову. Она говорит, что знакома с финским дизайном, но причина этому — ее собственная компетентность и учеба в МГХПА имени Строганова.


Санькова обращается к истории. По ее мнению, дизайн в России пострадал от исторических катаклизмов.


«В России долгое время все происходило по принципу «разрушим старый мир до основанья, а затем мы новый мир построим», — рассуждает она.


Новые города строили, не заботясь о природе, люди переезжали с места на место вслед за работой и были оторваны от своих корней. Чувство преемственности или взаимосвязи с природой не развилось так, как это было в Финляндии. Как раз это и является основой финского дизайна.


«В результате вкус у русских и их представление о красоте очень сумбурны. В пятиэтажке квартиру могут обставить мебелью в стиле барокко», — говорит Санькова, имея виду панельные дома советского времени.


Однако все меняется.


Санькова говорит, что в России растет интерес к обустройству дома и предметам, которые не обязательно являются броскими с виду, но имеют практическое применение.


«Люди путешествуют, черпают информацию из интернета, вкус развивается».


Но как можно выйти на российский рынок?


Совершенно очевидно, что на рынках, подобных российскому, могло бы найтись место и для финского дизайна.


«В России, например, очень популярен Instagram. Тренды распространяются быстро, и о них быстро узнают. Если мы начнем правильно подавать информацию, потенциал России можно будет использовать», — рассказывает организатор выставки «33 революции — 100 лет финского дизайна» Мартта Лоуекари (Martta Louekari).


Лоуекари работает в агентстве маркетинговых коммуникаций Juni Communications в Хельсинки, которая имеет опыт распространения финской культуры в странах Азии. Лоуекари видит много точек соприкосновения в работе с Россией и Китаем.


В обеих странах деятельность основывается на личных связях, самое важное — заслужить доверие.


«Надо найти партнеров, похожих на тебя самого. Когда возникает взаимопонимание, дело движется быстро, и клиенты остаются надолго», — считает Лоуекари.


Экономические отношения России и Финляндии возрождаются после длительного перерыва. Торговые отношения пострадали после захвата Россией Крыма и введенных после этого санкций.


По мнению Лоуекари, с помощью дизайна можно было бы рассказать в России о финском обществе, так как политика не имеет к нему никакого отношения.


«В Финляндии идея дизайна очень демократична. Он предназначен для всех и не стремится упрочить чье-либо положение. Он служит развитию всего общества».