Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

NRK (Норвегия): в этом городе можно безнаказанно превышать скорость хоть на 20 км/ч

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Новый московский корреспондент норвежской «Эн-эр-ко» делится впечатлениями от московских дорог. По сравнению с Норвегией Россия — просто рай для лихачей, пишет он, но при этом государство весьма эффективно контролирует соблюдение установленных правил. Сегодня автомобилисты уже не считают себя главными и тормозят перед пешеходами. Но лучше все-таки не рисковать без нужды.

В Москве, столице государства российского, действуют особенные правила дорожного движения. Этот город, где их можно безбоязненно нарушать, — форменное эльдорадо для лихачей.

«Знаешь, что тут со мной недавно приключилось?» — спрашивает мой русский друг Владимир. Обычно он спокоен как удав, а тут по его взволнованному голосу я понимаю, что стряслось что-то серьезное. «Мне впаяли штраф за превышение скорости на два километра, прикинь, какая несправедливость».

Рай для лихачей

Я позволил себе усомниться, хотя и слышал, что здешняя дорожная полиция особо не деликатничает, и штрафы выписываются в самой бесцеремонной манере.

На большинстве московских дорог действует ограничение скорости в 60 километров в час, однако я каждый день вижу, что люди ездят гораздо быстрее — причем, совершенно безнаказанно. Поэтому штраф за ничтожное превышение в 2 км/ч — извините, но верится с трудом.

«Ничего-то ты не понимаешь. Иностранец, что с тебя взять», — разочарованно качает головой Владимир.

И объясняет, что обычно ездит на 20 километров быстрее положенного.

То есть, он думал, что ехал со скоростью 80 км/ч. Это не запрещено. Во всяком случае, штрафа за это не полагается. Но если ты превысил, например, на 22 километра — тут уж берегись.

Мягкое наказание

Владимиру выписали штраф в 500 рублей, или 80 крон. Однако послушать его самого, так его прямо-таки репрессировали. Он жаловался несколько дней кряду, однако особого сочувствия от меня не дождался.

По правилам, если укладываешься в 20 дней, то платишь лишь половину штрафа.

Это сделано, чтобы люди не тянули с оплатой, а государство не мучилось, выколачивая деньги из должников.

Таким образом, превышение скорости обошлось Владимиру всего в 250 рублей (40 норвежских крон).

В российской столице можно даже превысить скорость на целых 40 километров — все равно отделаешься теми же 40 кронами штрафа.

Прав лишишься, только если превысил больше чем на 40 километров в час. Мягко говоря, по-божески.

Пришлось рассказать Владимиру о собственных злоключениях, через которые мне довелось пройти, когда я как-то раз дома в Норвегии превысил скорость на 8 километров в час в зоне с ограничением в 50 км/ч. Все жалобы моментально утихли.

Частный замер скорости

Даже при том, что с превышением далеко не все однозначно, скорость меряется невероятно часто. Во-первых, вдоль дорог установлены автоматические измерители с фотокамерами. Во-вторых, скорость измеряют государственные и коммунальные службы с машин, припаркованных на обочине.

Но и это еще не все. Наконец, есть частные фирмы, также уполномоченные мерить скорость. Один процент от штрафов с пойманных нарушителей они оставляют себе.

Когда я недавно прокатился с городской окраины в центр по одной из главных артерий города, на что у меня ушел целый час, я миновал десяток автомобилей с измерителем скорости. Поскольку штраф составляет всего 40 крон, нарушителей надо изловить порядком, чтобы все это окупилось.

Машина, которую не жалко

Тринадцать лет назад Норвежская телерадиокомпания приобрела полноприводный автомобиль корейской марки. Конечно, его давно пора менять, поскольку любой владелец видавшего виды авто знает: вечные расходы обходятся недешево.

Но СМИ экономят на всем подряд, так что мне придется ездить на этом «корейце», пока он не испустит последний вздох.

Как новоиспеченному корреспонденту в Москве мне это даже на руку: можно посадить пару лишних царапин — никто и не заметит.

История с угоном

Но вообще-то не такой уж я и новичок. В 1990-е мне как-то довелось прожить в Москве целых пять лет в том же самом качестве. Тогда я как раз купил новехонький «мерседес» — причем, за полцены от норвежской.

Когда я приехал, страной все еще управляли коммунисты. Дороги стояли пустые, автомобилисты были наперечет.

Мой «мерседес» ел бензин не ниже 95-го, а он продавался далеко не везде. Заправки такого уровня в городе тогда были наперечет, и отпускался бензин по специальным талонам.

Где их брать — никто толком не знал. Кое-какие дамы с одной бензоколонки на окраине пообещали мне помощь, если я добуду им яркие зонтики западного производства. Их просьбу я удовлетворил, и за пять зонтиков мне налили целый бак 95-го.

Спустя полгода Советский Союз развалился, и Москва стала столицей России. Коммунисты бежали через черный ход, и в стране воцарился хаос. К власти пришла пестрая публика — бандиты, политиканы, бюрократы и авантюристы.

Еще через полтора года мой «мерседес» угнали прямо с парковки на Красной площади. Тогда я купил подержанную «вольво», красную, как помидор, — чтобы уж точно никто не позарился.

Правило первое: нарушай!

Перед тем как снова сесть за руль в Москве этой осенью, я захотел узнать, как изменились с той поры правила дорожного движения.

Мой друг Владимир охотно прочел мне лекцию. Правило первое: превышай скорость, но не больше, чем на 20 километров.

Если бы я ездил строго 60, как полагается, меня бы давно задавили торопыги на огромных джипах, устраивающие слалом прямо на городских улицах.

Правило второе: следи в оба за стрелками, нарисованными на проезжей части перед перекрестками. Как мне объяснили, глупо перестраиваться из ряда с прямой стрелкой. Этим ты будто сам напрашиваешься на штраф.

Большинство перекрестков теперь оборудованы автоматическими камерами, которые следят, чтобы автомобили двигались строго по стрелкам.

Штрафная квитанция теперь приходит не в почтовый ящик, а по электронной почте — причем, почти сразу же после нарушения. Когда российскому государству нужны ваши деньги, оно становится весьма эффективным.

На крупные и важные перекрестки нанесли штрихованную разметку. Она напоминает водителям: не выезжайте на перекресток, если не уверены, что успеете его миновать, пока не зажегся красный.

Одна из причин, почему в Москве такие жуткие пробки, — то, что водители заезжают на перекрестки, перегораживая путь тем, кто едет с другой стороны на зеленый. За такое поведение выкатываются штрафы. Местами это помогает. Но на перекрестках поменьше все по-старому: все выезжают на середину, и движение стопорится.

Прикрывай номер

Поменялись и правила парковки. Вдоль многих дорог понаставили знаков «стоянка запрещена», хотя места для этого — хоть отбавляй. Смысл нововведения прост: собрать в казну побольше денег.

Раньше на каждом перекрестке стояла дорожная полиция. А если тебя остановили, то ты просто платил наличными без всяких квитанций и ехал себе дальше.

Теперь же постовых на дорогах стало меньше. До сих пор меня даже ни разу не остановили.

Однако полицейские в гражданском теперь разъезжают по всему городу и снимают всех, кто неправильно припарковался. Глазом моргнуть не успеешь, как тебе уже выписали штраф.

Смекалистые русские, конечно же, нашли способ выкрутиться. Многие завешивают часть номера тряпочкой, паркуясь в недозволенном месте. Так автоматическое наблюдение не может вычислить нарушителя.

А я уж поначалу подумал, что тряпочки — это чтобы счищать с номера грязь.

Русская рулетка

Для пешеходов же за время моего отсутствия российская столица преобразилась. Раньше переход улицы был сродни игре в русскую рулетку.

Автомобилисты считали себя солью земли, а пешеходов — гражданами второго сорта. Отношение было такое: ходишь пешком — на проезжую часть не суйся.

Сейчас машины останавливаются сразу же, когда кто-то подходит к зебре. Но я повидал слишком много лихачей на русских дорогах, чтобы полагаться на добрую волю водителей. Я не выхожу на переход, пока все ряды не остановятся.

Одна русская поговорка гласит: если нельзя, но очень хочется, то можно.

Но это не лучший девиз, если хочешь выжить на дорогах.