Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ABC (Испания): откуда взялось вечное недоверие к евреям?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Нежелание евреев ассимилироваться с другими культурами и монотеистический характер их религии вызывали ненависть к ним со стороны многих народов древности. В Средневековье евреи стали козлом отпущения за все социальные проблемы. Рождение антисемитизма как особого движения, тесно связанного с началом национализма, приходится на XIX век. Тогда ненависть обрела политические черты, отмечает «АБС».

Монотеистический характер иудаизма навлек на его последователей враждебность многих народов древности. По сути, это был страх перед инородным в мире политеистических религий. Появление христианства, которое также верит в Единого Бога, стало переломным моментом для евреев. Но перемены были к худшему. Некоторые христиане объявляли евреев виновными в убийстве истинного Мессии и делали из них козла отпущения за все невзгоды Средневековья. Ненависть предельно накалилась с зарождением национализма в XIX веке и достигла кульминации с появлением нацизма в XX веке.

«Евреи исповедуют законы ненависти против человечества», — писал греческий историк Диодор Сицилийский в своей «Исторической библиотеке» в I веке до нашей эры. Агрессивная реакция израильтян («сынов Израиля») на процесс эллинизации, начатый во времена Александра Великого, завоевал им славу ультранационалистского народа. В 168 году до нашей эры Антиох IV, царь Сирии из династии Селевкидов, потомок одного из генералов Александра Великого, напал на Иерусалим и навязал его населению поклонение Зевсу. Это привело к жестокому маккавейскому восстанию. С тех пор неприязнь по отношению к евреям во всех греческих колониях только окрепла.

Приход в Иудею римлян не улучшил образ евреев в Средиземноморье. Римляне видели в еврейском монотеизме политическое неповиновение и считали, что их обычаи, например обрезание или запрет на употребление свинины, были варварскими. Взаимное непонимание и ответное неуважение римских традиций со стороны евреев привело к многочисленным военным столкновениям на протяжении всего периода римского господства. Появление христианства только ухудшило ситуацию, поскольку первые отцы церкви называли иудаизм «сектой», убившей подлинного Мессию.

Как следствие, Средневековье было ужасным периодом в истории европейских евреев. Власти использовали нападения на еврейское население в качестве спасения от всех социальных проблем. Оправданием набегов на еврейские кварталы служили ложные обвинения в осквернении священных реликвий и совершении ритуальных убийств. Из-за подобных притеснений, в частности запрета в большинстве городов быть солдатами, крестьянами или адвокатами или вступать в брак с христианами, евреи вынуждены были становиться, например, кредиторами или сборщиками податей, что только увеличивало предрассудки против них. Следует отметить, что ростовщичество осуждалось христианской моралью, и нередко должники-христиане убивали своих кредиторов, оправдываясь религиозными убеждениями.

Расовая ненависть переходит в религиозную

Начиная с XV века враждебность по отношению к евреям сильно возросла. Высылка евреев из Испании и Португалии начала миграционный процесс в Северную Европу, где после религиозной революции Мартина Лютера евреи оказались меж двух огней. После неудачной попытки привлечь евреев к себе, Лютер предложил изгнать их и сжечь все синагоги в Северной Европе. Кроме того, реформатор написал первый современный антисемитский текст — «О евреях и их лжи». «Прежде всего, их синагоги или школы следует сжечь, а то, что не сгорит, нужно закопать и покрыть грязью, чтобы никто и никогда не смог увидеть ни камня, ни оставшейся от них золы», — говорится в тексте, который, по мнению немецкого философа Карла Ясперса, во многом вдохновил нацистскую программу.

Рождение антисемитизма как особого интеллектуального движения, тесно связанного с началом национализма, приходится на XIX век. Когда евреи, наконец, добились правового равенства в Западной Европе (в России и многих других странах преследования продолжались еще долго), ненависть обрела политические черты. Теперь она проистекала не из религиозных причин, а из экономического и политического преуспевания евреев.

«Иудаизм — чужеродная капля крови в нашем национальном организме, это разрушительная сила», — писал в конце XIX века немецкий богослов Адольф Штеккер. Подобное мнение распространилось по всей Европе, особенно в Испании и Великобритании, которая винила евреев во всех своих экономических проблемах. Население, действительно, считало, что евреи монополизировали такие профессии, как учитель, врач или адвокат. Большая часть евреев жила в городах, а за столетия маргинальной жизни единственным социальным оружием, доступным для них, стало образование.

Одновременно с появлением сионистского движения Теодора Герцля и травлей евреев в коммунистической России Адольф Гитлер избрал антисемитизм главным пунктом своей политической программы. Нацистский режим обвинил евреев в поражении Германии в Первой мировой войне и начал чудовищную кампанию, которая достигла кульминации в Ночь разбитых витрин в 1938 году. Тогда были сожжены 267 синагог, разграблены 7500 еврейских магазинов, задержаны 20 тысяч немцев еврейского происхождения и наложен огромный штраф на общину как «компенсация ущерба».

Это было началом так называемого «окончательного решения», попытки уничтожить все еврейское население в Европе. За его разработкой и реализацией стоял Генрих Гиммлер. По его записям можно оценить, что в ходе одного из величайших геноцидов в истории человечества погибло около шести миллионов евреев. Антисемитизм, доведенный до кульминации.