Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

South China Morning Post (Гонконг): «белые обезьяны» в Китае – иностранные модели-нелегалы как рекламный ход

© AFP 2019Модель во время показа недели моды в Пекине
Модель во время показа недели моды в Пекине
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Белые обезьяны» — так в шутку называют иностранцев, приехавших на заработки в Китай. Их используют крупные компании для продвижения продукта, ведь среди китайцев существует стереотип: все, чем пользуются европейцы, — качественно, дорого и изысканно. «Белые обезьяны» притворяются врачами из Швейцарии, рекламируют интимную пластическую хирургию, а иногда танцуют в клубах.

Профессиональные зарубежные модели и исполнители могут хорошо зарабатывать в Китае.

Надежно трудоустроенные, с контрактами и рабочими визами, сделанными для них, они охотно разбираются крупными брендами и другими предприятиями и пользуются всеми преимуществами жизни экспатов в Пекине, Шанхае или Гуанчжоу.

Однако в глуши небольших провинциальных городов картина иная. Иностранцы там работают нелегально, появляясь на причудливых рекламных мероприятиях, насмешливо называемых «шоу обезьян». Иностранец, по сути, является маркетинговым инструментом — его выставляют, как обезьяну в клетке — чтобы народ поглазел и сфотографировал.

Тем не менее, для новоприбывших, тех, кто ищет работу в Китае, но говорит по-английски с акцентом или недостаточно бегло, чтобы преподавать, участие в шоу обезьян — это способ заработать на кусок хлеба.

«Белые обезьяны», как их в шутку называют в сообществе экспатов, относятся к числу наиболее плохо интегрированных иностранцев в Китае, едва способных говорить или читать по-китайски. Местные англоговорящие агенты выступают в роли посредников для «обезьян» и клиентов-китайцев за долю в 20-30 %. Лучшие агенты также выступают в роли «защитников обезьян», спасая их от наихудших отбросов провинциального китайского бизнеса, предлагая вместо этого «свои» компании или банки.

Элис, которая не хочет раскрывать свое китайское имя, — один из таких агентов. Она говорит по-английски свободно, использует идиомы, но больше хочет выучить русский — помимо матерных слов, которым ее учили, — потому что большинство иностранцев в ее ведении либо из России, либо из Украины.

«Большинство приезжают сюда по студенческим визам, чтобы учить китайский, но на занятия они никогда не ходят», — говорит она. Элис добавляет, что с ними легче иметь дело, они не такие требовательные и жесткие, как жители Западной Европы или Америки. Эти качества обеспечивают высокий спрос на их услуги, но есть и другие причины.

«Китайцам нужны самые настоящие иностранцы: темные глаза и темные волосы — не пойдут. Острые черты лица тоже не годятся. Они хотят высоких, белокожих, со светлыми волосами, голубыми глазами и круглым, милым лицом. Если ходишь в зал, хорошо — у мускулистых парней много работы топлесс», — говорит она. За раздевание доплачивают, и неважно, накачанный ты или нет. «Стандартная ставка от 800 до 1000 юаней в день» — объясняет Элис, «но, если девушка в бикини или парень без рубашки, им накинут еще пару сотен».

За свои деньги модели делают не так уж много. Помимо того, что они просто иностранцы, от них требуется «либо стоять на месте в течение пяти часов, либо ходить по подиуму», — говорит Элис, продолжая описывать типичное «шоу обезьян».

Компания, планирующая рекламную кампанию для нового продукта, обычно нанимает компанию-организатора и маркетинговую компанию, которые связываются с такими агентами, как Элис, чтобы найти иностранных моделей.

Мероприятие обычно проходит в торговом центре, где устанавливается сцена. Есть ведущий и музыканты, которые проводят розыгрыш призов.

По словам Элис, помимо компаний, занимающихся косметикой и одеждой, «выставлять» иностранцев при продвижении новых проектов в сфере недвижимости также любят застройщики.

В городах первого уровня, таких как Пекин или Шанхай, такая примитивная реклама вызвала бы смех, но в глубинке высокие белокурые иностранцы, женщины на высоких каблуках и мужчины в костюмах, дают ощущение изысканности. Они наверняка поразят местных жителей, которые встанут в очередь, чтобы сделать с ними селфи.

Элис стоит на пороге бурно развивающейся индустрии, в которой мускулистые «белые обезьяны» пользуются большим спросом: «Компаниям, занимающиеся пластической хирургией, в частности процедурами интимного омоложения, нужны для рекламы мужчины-иностранцы. Это сейчас происходит по всему Китаю. Это большой бизнес. Одна операция стоит несколько сотен тысяч юаней», — говорит она.

Они устраивают настоящее шоу, обычно в большом, известном отеле. Женщина средних лет, бывшая клиентка (на самом деле просто актриса), выходит на сцену и произносит речь, всхлипывая и плача: «Я мыла посуду, заботилась о ребенке, делала всю работу по дому… а мой муж даже не смотрел на меня. Он поздно возвращался. Смотрел на других женщин… но теперь, когда мне сделали эту операцию, он каждый день возвращается домой рано! Он относится ко мне лучше, чем когда-либо. Жизнь намного лучше», — со смехом вспоминает Элис.

На этих мероприятиях мускулистые иностранцы будут ходить на подиуме топлесс, а также, как ожидается, играть в «сексуальные игры». Как объяснила Элис, ведущий выбирает женщину, которая присоединяется к модели на сцене. Затем они получают воздушные шарики, которые надо лопнуть, используя различные сексуальные позиции. «Кроме того, парень может лечь на сцену, а женщине предлагают соблазнить его — танцевать вокруг, делая сексуальные движения. Женщины поначалу очень стесняются, но обычно они приходят в восторг и много смеются», — говорит она. По оценкам Элис, популярный иностранец, который готов путешествовать, может зарабатывать более 20 тысяч юаней в месяц. Танцор или музыкант могут заработать еще больше.

Дмитрий, вернувшийся домой в Россию несколько лет назад, говорит, что ему нравилось работать на шоу обезьян в Китае.

«Я работал на самых разных мероприятиях. Притворялся немецким врачом, продвигающим швейцарскую косметику. Еще итальянским дизайнером люксовых сумок, продающим свои творения, и это были хорошие деньги. Однажды я заработал 2500 юаней за четыре часа работы, одетый как клоун в торговом центре», — говорит он.

«Если вы не относитесь к себе слишком серьезно, это правда весело, и вы посещаете места в Китае, которые иностранцы обычно не видят. Негативного опыта у меня не было, за исключением отеля в Сычуани, где я замерзал одетый только в строгий костюм, и еще летом в Гуандуне, где я чуть не сварился заживо в шерстяном костюме».

Дмитрий признает, что ему нравилось быть в центре внимания, но добавляет: «Вы должны помнить, что получаете все внимание только из-за цвета кожи. С вашими актерскими способностями или личностью это вообще не связано. Большинство обезьян знают об этом».

По его словам, «самым странным выступлением» была реклама интимного омоложения.

«Парни-иностранцы — двое итальянцев и двое россиян — приняли девушек в вестибюле гостиницы, подарили им цветы, сели с ними за ужин и подали им шампанское. Сыграли во все эти странные сексуальные игры с воздушными шарами. Затем итальянцы объявили забастовку, требуя больше денег за выход на подиум в плавках.

«Ничего плохого не происходило, но немного пьяные дамы несколько раз щипали меня за зад. За выступление в плавках нам доплачивали», — вспоминает он со смехом.

Дмитрий говорит, что уволился после того, как началась гражданская война на Украине, и Китай наводнили молодые украинцы в поисках работы. «Я блондин, но они были выше и моложе меня, и мне больше не давали хороших мероприятий», — говорит он.

По словам Элис, не все «обезьяны» европейцы. «Один известный мне агент получил запрос на 10 женщин из разных стран Юго-Восточной Азии для участия в каком-то международном форуме, они должны были петь на китайском», — говорит она. «Она нашла их, но… пятеро из них были на самом деле из Таиланда. Никто не узнал или же им не было дела до того, что они из одной страны», — говорит она.

«Обезьяны» по-прежнему способны хорошо зарабатывать на жизнь, добавляет Элис, но тучи сгущаются на горизонте: китайские власти делают трудовое и иммиграционное законодательство все строже. Растет число «обезьян», которых задерживают, отменяют визы и дают несколько дней, чтобы покинуть страну.

Все эти темные делишки могут скоро уйти в прошлое.