Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Klassekampen (Норвегия): Норвегия вынуждена обращаться к российским спасателям

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С ростом популярности морских круизов вдоль побережья Финнмарка Норвегия вынуждена все больше полагаться на помощь российских спасателей. В случае катастрофы собственных ресурсов может и не хватить, бьют тревогу власти. Если на севере произойдет крупная авария, ключевую роль сыграют вертолеты и другая спасательная техника из России, пишет «Классекампен».

С ростом популярности морских круизов вдоль побережья Финнмарка (самая северная губерния Норвегии — прим. перев.) Норвегия вынуждена все больше полагаться на помощь российских спасателей.

Если случится катастрофа, собственных ресурсов может и не хватить, бьют тревогу власти.

Учитывая нехватку спасательных средств, худшим вариантом развития событий власти губерний Тромс и Финнмарк считают кораблекрушение или пожар у берегов Северной Норвегии.

«Наши ресурсы ограничены, и мы сильно зависим от иностранной помощи», — объясняет глава местного комитета по предупреждению чрезвычайных ситуаций Ронни Шелдеруп (Schjelderup).

В минувшую субботу, когда круизный лайнер «Викинг скай» попал в аварийную ситуацию в Хустадсвике, спасательные вертолеты эвакуировали почти 500 из 1 373 человек, находившихся на борту. У корабля отказали все четыре турбины, он чуть было не сел на мель, но экипажу все же удалось запустить одну из турбин.

Этим летом на мыс Нордкап прибудут 108 круизных рейсов, крупнейший из которых рассчитан на 3 тысячи пассажиров. Еще 21 зарубежный лайнер пойдет на архипелаг Шпицберген. Крупнейший вмещает уже до 5 тысяч пассажиров. Наконец, в Арктику отправятся и лайнеры поменьше. Некоторые из них пойдут еще дальше — к Северному полюсу.

Если случится непредвиденное, координировать спасательную операцию придется местным властям, и Шелдеруп оптимизма не питает.

«По данным нашего анализа рисков, худшее, что может произойти, — это несчастный случай на борту крупного лайнера. Тогда проблем не оберешься, и этого нельзя не признать», — отмечает Шелдеруп.

Вертолеты улетели на юг

Сегодня в Лаксельве в Финнмарке имеется один-единственный спасательный вертолет, не считая гражданских вертолетов в Хаммерфесте, но они обслуживают нефтяную промышленность. Кроме того, на помощь может прийти береговая охрана — скоро ее суда также оснастят вертолетами. В то же самое время норвежские вооруженные силы перебазируют большинство своих вертолетов «Белл» (Bell) из Тромса на новый аэродром на юге страны.

Поэтому Финнмарку потребуется помощь со стороны. Особенно из России, ведь у нее на Кольском полуострове базируются большие вертолеты.

Шелдеруп считает главными вызовами нехватку ресурсов и большие расстояния. Несчастные случаи чаще всего происходят в непогоду.

Хотя всякое решение принимает капитан, Шелдеруп советует всем следить за прогнозами погоды и штормовыми предупреждениями.

«Экипажи кораблей, следующих вдоль побережья, должны знать местность и быть в курсе погодных условий», — призывает Шелдеруп.

Если лайнеры компании «Хуртигрутен» — а она ходит вдоль побережья с 1893 года — направляются в порт укрываться от надвигающегося шторма, другим следует задуматься, не последовать ли их примеру, считает он.

Головная боль от круизных лайнеров

Сёльве Танке Хувден (Sølve Tanke Hovden) проработал спасателем 20 лет, а до этого служил в береговой охране. О кораблекрушениях и ликвидации их последствий он написал две книги.

«Мы знаем, что кораблекрушения неминуемы, но не знаем, где и когда произойдет следующее», — объясняет Хувден. Летом 1989 года, когда советский круизный лайнер «Максим Горький» с 954 пассажирами на борту столкнулся с айсбергом и чуть было не утонул, он командовал спасательной операцией на сторожевом корабле «Сенья». Тогда норвежцы спасли 768 пассажиров — и  это еще повезло, что погода была хорошая, обошлось без жертв и серьезных ранений. Хувден считает, что круизные лайнеры создают спасателям массу проблем.

«За последние три десятилетия уровень нашей подготовки повысился. Мы проводим учения и строим планы. Но ведь и круизных судов стало гораздо больше. К тому же крупные лайнеры теперь заходят гораздо дальше на север», — рассуждает Хувден.

Быстрая реакция русских

Норвегия заключила соглашения о спасении с соседними странами. Если на севере случится крупная авария, ключевую роль сыграют вертолеты и другая спасательная техника из России.

По мнению Хувдена, худшее, что может произойти, — это пожар на борту. В таком случае действовать придется стремительно.

«В случае аварии в Арктике может быть затруднена связь с окружающим миром. Когда на прошлое Рождество в районе Шпицбергена потерпел крушение креветочный траулер, береговая охрана уловила сигналы бедствия лишь чудом».

Справка

Спасательные ресурсы Норвегии координируются спасательными центрами. Они распоряжаются имеющимися в наличии вертолетами, буксирами, судами береговой охраны и их экипажами.

Недавно норвежские ВВС получили четыре новых спасательных вертолета AW 101. Они заменят существующие машины «Си Кинг» (Sea King).

Береговая охрана вскоре получит три новых вертолетоносца. Однако с вводом новых вертолетов в эксплуатацию не все гладко: поставки вертолетов NH-90 выполняются с большим опозданием.