Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как ребёнок воспитывает ребенка. Правозащитники критикуют ранние браки в Идлибе (MENA)

© AP Photo / Tsafrir AbayovМолодая невеста во время церемонии в городе Эйн-Геди
Молодая невеста во время церемонии в городе Эйн-Геди
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мухаммед, 17-летний подросток из Идлиба, сидит в кругу группы мужчин старше себя и улыбается. Завершается церемония его бракосочетания с девушкой, которой едва исполнилось 14. Правозащитники в Сирии пытаются привлечь внимание всего мира к проблеме детских браков, а авторы катарского издания нашли тех, кто горячо поддерживает сложившуюся практику.

Мухаммед, 17-летний подросток из Идлиба, сидит в кругу группы мужчин старше себя и улыбается. Завершается церемония его бракосочетания, и молодой человек описывает свое состояние как «радость, смешанную со страхом и волнением».

Родители юноши решили женить его на одной из девушек в деревне, которой ещё не исполнилось и 14 лет, поскольку согласно обычаям, принятым в этом регионе, жена должна быть моложе мужа.

«Это нормальное, привычное дело. Многие мои ровесники женились и даже опередили меня, включая моего старого друга, который женился несколько месяцев назад. Ему ещё не исполнилось 16 лет, а его жене 13 лет», — сказал Мухаммед. Он не считает ранний брак чем-то странным.

По словам отца молодого человека, такие обычаи были широко распространены несколько десятилетий назад. Позже они стали исчезать, пока не вернулись вновь во время войны.

Мухаммед не скрывает своей радости по отношению к браку, традициям и ощущению мужественности. Однако в то же время он чувствует тяжесть ответственности на своих плечах и выражает сожаление по поводу невозможности продолжить жить как подросток и учиться. В настоящее время он вынужден много работать, чтобы обеспечить совместную с женой жизнь, а времени на развлечения и встречи с друзьями стало меньше.

В поисках половины религии

«Брак несовершеннолетних действительно имел место быть, но лишь в определенных социальных группах и конкретных географических районах. Однако во время войны обычай стал распространяться и в других регионах, прежде всего, в лагерях, деревнях и некоторых консервативно настроенных областях, где преобладает экстремистская идеология», — рассказывает 29-летняя Видад аль-Абделла, сотрудница одной из гуманитарных организаций в Идлибе.

По словам Аль-Абделлы, общество не одобряет тех, кто поздно вступает в брак, особенно девушек. Согласно популярной здесь поговорке, брак для девушки — это кров и спасение от проблем, а для мужчин — это путь разума, а также приверженности семье и религии. Местные жители говорят: «Брак — это половина религии».

Как считает Аль-Абделла, эти обычаи и нормы оказывают разрушительное воздействие на обе стороны, заключившие брак, поскольку молодой человек и девушка ещё не достигли умственной и физической зрелости. Она называет ранний брак двойным преступлением, так как он окажет негативное влияние на их детей и общество в целом. Это явление отнимает у детей детство, лишает их самых базовых прав. Они должны продолжить наслаждаться годами юности, которые окажут огромное влияние на формирование их будущей личности и интеллектуальные достижения.

Сотрудница гуманитарной организации открыто осуждает джихадистские группировки, контролирующие регион, и их экстремистскую идеологию, распространившуюся в последние годы, поскольку именно она поощряет ранний брак среди несовершеннолетних, особенно девочек. Как отметила женщина: «Они не обращают внимания на общественное мнение, медицинские и научные взгляды, которые решительно отвергают брак в столь раннем возрасте. Они также популяризируют устаревшие представления о жизни и неверные толкования религии, неприкосновенность брачного союза, но не осознают возможных последствий». Аль-Абделла поставила под сомнение способность молодоженов брать на себя обязательства в том числе по воспитанию детей.

По статистике Министерства юстиции Сирии, число ранних браков увеличилось более чем вдвое за годы войны.

По мнению ряда правозащитников, в сирийском обществе царят неблагоприятные условия. Основное внимание уделяется вопросам послевоенного восстановления, преодоления экономического упадка, а также политическим и военным проблемам. При этом трудности социального характера, ставшие следствием сирийской войны, не получили должного внимания со стороны местных и международных организаций и ассоциаций.

Некоторые активисты, с которыми нам удалось связаться, выразили свое неприятие этого явления. Один из них задал вопрос: «Как ребенок может воспитывать ребенка?» Как известно, в соответствии с законодательством многих государств и определением ООН, любой человек, не достигший 18-летнего возраста, считается ребенком.

Согласно Статье 16 Гражданского кодекса Сирии, молодой человек имеет право на вступление в брак в возрасте восемнадцати лет, в то время как девушке должно быть семнадцать лет.

Как гласят Статьи 491 и 942 Уголовного кодекса Сирии, лицо, совратившее несовершеннолетнего, возраст которого не достиг пятнадцати лет, может быть приговорено к девяти годам принудительного труда. По усмотрению судьи этот срок может быть увеличен до пятнадцати лет.

Защита от отклонений

Многие родители, с которыми мы связались в сельской местности Идлиба, не согласны с позицией Видад Аль-Абделлы и выражают свою поддержку ранним бракам. По их мнению, для проявления осознанности и ответственности не требуется достижение определенного возраста. Такой позиции придерживается и 25-летний Хасан, житель одной из деревень в Идлибе. Он отец пятерых детей и, по его убеждению, ранний брак лучше для общества и молодежи. Он также отверг термин «несовершеннолетний», который считает неподходящим для сирийского общества: «Когда молодой мужчина или девушка заключают брак, они в состоянии взять на себя и связанные с этим обязательства. Есть стремления очистить общество от греха и защитить юношей и девочек, однако возраст не является условием».

Неполноценный брак

Следы хны все еще видны на пальце руки Мухаммеда младшего спустя неделю с его свадьбы. Хна — часть местных обычаев, служит своего рода украшением. Как считают местные жители, когда перед свадьбой жених опускает палец руки в хну, это должно принести ему счастье и благословение. Несмотря на радость от просмотра фотографий со своей свадьбы и поздравлений со стороны товарищей-сверстников в деревне, он чувствует холод в своих семейных отношениях. В них ещё отсутствует физический контакт, и ему не о чем поговорить со своей невестой, которая до сих пор носит с собой свои игрушки.