Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Le Monde (Франция): возвращение «расиализма»

© AFP 2019 / TIZIANA FABIУчастники антирасистской демонстрации в Мачерате
Участники антирасистской демонстрации в Мачерате
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Расиализм» становится одной из ключевых концепций нашей эпохи. Эта вышедшая из расовой теории концепция XIX века была забыта после Второй мировой войны, но всплыла на поверхность в начале 2000-х годов на волне полемики вокруг пришедшего из США постколониального мышления, пишет «Монд». Активисты этого течения вновь ставят понятие «раса» на первое место, забыв уроки истории.

Эта вышедшая из расовой теории концепция XIX века была забыта после Второй мировой войны. Как бы то ни было, она вновь всплыла на поверхность в начале 2000-х годов на волне полемики вокруг пришедшего из США постколониального мышления.

История понятия

Слово «расиализм» отсутствует в словарях Литтре, Французской академии и Ларусса, однако сейчас становится одной из ключевых концепций нашей эпохи. Это понятие употребляют критики Надин Морано (Nadine Morano, в 2015 году она использовала термин «белая раса»), сотрудник Национального центра научных исследований Бернар Маро (Bernard Maro) для характеристики Партии коренных жителей Республики, а также профессора Барбара Лефевр (Barbara Lefebvre) и Анн-Софи Ногаре (Anne-Sophie Nogaret) для критики «экспертов по индихенизму», которые провели семинар в Университете Париж-VII в сентябре прошлого года. Тем самым защитники универсализма упрекают вдохновленных постколониальным мышлением активистов и экспертов в том, что те вновь ставят на первое место понятие «раса», которое в прошлом стало основой для опасных и губительных идеологий.

Но что же именно означает слово «расиализм»? Старший научный сотрудник НЦНУ Пьер-Андре Тагиефф (Pierre-André Taguieff) выпустил в 2013 «исторический и критический словарь расизма» и называет так «любую идеологическую конструкцию, которая основана на идее „человеческой расы" и более или менее выраженным образом апеллирует к предположительно научной концепции». Представленный таким образом расиализм формирует теоретическую основу, на которую опирается расистское «поведение», рассмотренное историком идей Цветаном Тодоровым (Tzvetan Todorov).

В исторической перспективе понятие «расиализм» использовалось в первую очередь для обозначения течения мысли, которое сформировалось в Европе в середине XIX века. Этот изначальный расиализм уходил корнями в «расовую теорию» предыдущего века и стремился объяснить социальные явления с помощью расовых и наследственных факторов. Он дал определение «расам», а также представил их отличия и составил иерархию. Проводились замеры тел, сравнивались группы крови. Именно тогда возникли френология (по этой теории форма черепа определяет характер человека) и краниометрия (точный замер костей черепа и, следовательно, места, которое остается под мозг). Вторая псевдонаука изначально использовалась для определения расы человека и стала главным очагом возникновения значительной части расисткой риторики.

Всемогущество наследственности

Расиалистские исследования вдохновлялись работами Дарвина по естественному отбору и переносили их в социальную сферу. Публикации следовали одна за другой. Между 1853 и 1855 годом Артюр де Гобино (Arthur de Gobineau) выпустил «Эссе о неравенстве человеческих рас»: он выделил три расы по цвету кожи и сделал вывод о том, что смешение является главной причиной неизбежного упадка человечества. Несколько десятилетий спустя антрополог Жорж Ваше де Лапуж (Georges Vacher de Lapouge) пошел еще дальше предшественника и заявил о риске исчезновения «белой расы» (это можно считать предвестником теории «великого замещения»).

Несложно понять, почему нацизм начала 1930-х годов опирался на работы этого антрополога. Кстати говоря, именно благодаря де Лапужу во французском языке появилось прилагательное «евгенический»: он позаимствовал его из английского в 1866 году. Как пишет Пьер-Андре Тагиефф, антрополог верил лишь во «всемогущество наследственности». «Он осуждал иллюзии тех, кто верили в роль образования и социальной среды в изменении и улучшении человека», — продолжает он. Все это очень далеко от способности к самосовершенствованию, о которой говорил Руссо…

В конце ХХ века, по мере постепенного исчезновения идеологий иерархии рас понятие «расиализм» использовалось все меньше и меньше, в том числе в специализирующейся на «расовом вопросе» литературе. Как бы то ни было, 2000-е годы были отмечены неожиданным возвращением этого термина, хотя контекст его употребления изменился: расиализм стал обозначать не теоретиков «биологического» расизма (они практически исчезли), а сторонников «политического» антирасизма, которые опираются на пришедшее из США постколониальное мышление.

Раз эти активисты и эксперты используют концепцию «раса» для указания сохраняющегося неравенства во французском обществе, их обвиняют в том, что они вновь вводят в обсуждение понятие «раса» в том смысле, в каком его понимает расизм. «Универсалисты говорят — и они правы — что „расы" не существует, но что некоторые группы сталкиваются с дискриминацией на рынке труда и в жилищной сфере из-за их этнических или физических черт, — говорит антрополог Жан-Лу Амсель (Jean-Loup Amselle). — Проблема в том, что если мы делим общество на расы, то создаем закрытые категории и больше не оставляем места для нюансов в анализе». Чтобы избежать этого, некоторые специалисты, в том числе социолог Сара Мазуз (Sarah Mazouz), используют понятие «расиализация»: они считают, что подобные вопросы всегда связаны с социально-историческим контекстом расовой категоризации.