Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Гарик был любимчиком великого Гейдара Алиева. Он к нему относился, как к сыну. Опекал его. А Гейдар Алиевич был очень влиятельным человеком. Сейчас мы с Каспаровым почти не общаемся. Он по политическим соображениям живет теперь в США. По правде говоря, между нами одно время имело место некоторое обострение. Шло оно от недопонимания друг друга и некорректных слухах, распространяемых охотниками сплетен.

18 ноября в Москве завершила свою работу отчетно-выборная конференция Международной Ассоциации фондов мира (МАФМ), в которой приняли участие и представители Азербайджанского фонда мира. Президентом МАФМ единогласно вновь избран 16-кратный чемпион мира по шахматам, депутат Государственной думы Анатолий Карпов. Сразу после завершения конференции Анатолий Евгеньевич выкроил время для беседы с Haqqin.az.

Haqqin.az: Анатолий Евгеньевич, примите наши поздравления с переизбранием вас на этот высокий пост. И, как обычно, хотелось бы услышать от вас о ближайших планах Ассоциации.

Анатолий Карпов:
Спасибо за поздравление и, вместе с тем, позвольте передать свою признательность Азербайджанскому фонду мира, направившего солидную делегацию для участия в отчетно-выборной конференции Международной Ассоциации фондов мира. Это яркое свидетельство верности вашей страны высоким принципам, заложенным в общечеловеческой хартии мира, которой твердо придерживался незабвенный Гейдар Алиевич, и которую неуклонно и методично продвигает председатель вашего национального Фонда мира народный писатель Азербайджана Максуд Ибрагимбеков.

Все это время мы находились в теснейшем и, надо сказать, плодотворном взаимодействии. Вместе организовывали и проводили десятки имевших впечатляющий резонанс акции, отвечающие актуальным вызовам современности, способствующих единению и сближению культур всех этносов, проживающих на постсоветском пространстве. Достаточно сказать об акции форума выпускников Ивановского интерната, что сравнительно недавно проходила в вашей столице под патронажем вашего президента Ильхама Гейдаровича Алиева, создавшего все условия для ее проведения. Это уникальный в своем роде интернат, действовавший в городе Иваново вплоть до 1960 года.

Необычность его заключалась в том, что там во времена Сталина воспитывались и обучались дети выдающихся, вошедших в мировую историю политических и общественных деятелей Китая, Кореи, Персии, Испании и других зарубежных стран... Занятия в интернате вели лучшие педагоги Советского Союза. По воспоминаниям, прибывших в Баку со всех концов мира выпускников этого заведения — они там получали блестящее образование…

Планов и самых благих намерений с охватом широчайшей географии и людей самых разных национальностей у Ассоциации много. Однако следующий 2015-й год мы проведем под эгидой очень важной и близкой для всех народов СНГ, да и, пожалуй, всего мира, исторической и неоценимой по своей знаменательности даты — 70-летия величайшей победы во второй мировой войне.

И вообще сейчас явно просматривается тенденция идеологического и военного вмешательства американцев в лице НАТО, вектор которого направлен не только на Россию. Очень уж бросается в глаза эта проводимая ими плохо прикрытая тенденция политического навязывания своего порядка, что бьет по основам мира и гуманизма.

— Вы имеете в виду Россию и страны СНГ?

— Не только! Мне по роду своей общественно-политической деятельности приходится смотреть на мир пошире и поглобальней! Что касается России, мы видим эту направленность в тех же происходящих ныне событиях на Украине, в Грузии, Молдавии. Но особенно с наглой невежественностью и бесчеловечностью оговоренное мною давление и навязывание проявилось в Арабском регионе — Ираке, Ливии, Египте… Когда не просто свергаются, а расстреливаются, уничтожаются руководители этих государств якобы во имя того, чтобы привнести в жизнь их народов американскую демократию. На деле же, кроме беспорядка, разгула преступности и поражающего воображение хаоса, мы ничего близкого, похожего на элементарную демократию, не видим.

Скажу больше. В это трудно поверить, но как из вполне компетентных источников стало известно, в задумках США под маркой культивирования демократии проводится далеко идущая и зловещая по сути стратегическая цель. Из нескольких крупных и общеизвестных арабских стран создать 50 мелких государств. То есть, раздробить их и превратить в племенную структуру, которой легко управлять по принципу: разделяй и властвуй! Таковы имперские замашки Вашингтона, объявившим себя пупом всея планеты Земля. Об этом не раз и совсем недавно, и откровенно, касаясь России, на форуме глав государств говорил нынешний хозяин Белого дома Барак Обама. Спрашивается, как такое может соответствовать принципам разумности, мира и благоденствия. Здесь есть о чем нам поразмыслить.

— Да, есть о чем. В связи с этим хотелось бы узнать о позиции возглавляемой вами Ассоциации в отношении армяно-азербайджанского конфликта, оккупации Нагорного Карабаха и прилегающих к нему громадных территорий. Это положение стрелки, указывающей на дырку в бублике, тянется уже 20 лет…

— Не 20, а 23. Я согласен, определенно затянулся этот процесс мирного решения конфликта. Но, по мне, он все-таки должен быть решен мирным путем. Помнится, в начале 90-х годов мне, как руководителю Советского комитета мира, пришлось бывать в Баку. И скажу вам по секрету, хотя какой сейчас это секрет?! В общем, перед отъездом к вам в столицу я вышел на уже опального Гейдара Алиевича, чтобы проконсультироваться с ним, так как в Кремле лучше него никто не знал обстановки и ментальности всех республик Закавказья. Тогда именно он высказал мысль о мирном урегулировании этого горячего конфликта между Арменией и Азербайджаном. Он даже привел известную поговорку: «Худой мир лучше доброй войны». В то время это было немыслимо, но необходимо…

Конечно, многое лукаво обходится и Америкой, и Францией, и еще странной Группой ОБСЕ, призванной решать этот конфликт. Вы спросите: почему странной? Скажу. Я разочаровался в этой структуре. Вот буквально недавно я перед их руководством поставил вопрос радикальным образом отреагировать на убийство бойцами украинского АТО игравших футбол детишек и их обстрелов жилых кварталов Донецка и Луганска, во время которых гибнут мирные ни в чем не повинные люди. После продолжительной паузы, взятой ими — вероятно, они согласовывали свой ответ с американцами и французами, — они-таки ответили. Такого циничного ответа я не ожидал. «Ставить такой вопрос перед Киевом не в нашей компетенции». Спрашивается, а в чьей?! Для чего, в конце концов, вы есть и существуете!.. То же самое происходит и в решении Карабахской проблемы.

— И все-таки, какова позиция МАФМ?

— Решать миром. Без кровопролития, бессмысленных жертв и беженцев.

— В Азербайджане меня не поняли бы, если я в беседе с вами не спросил о ваших отношениях с Каспаровым.

— Как я вас понимаю... Уж кому-кому, а мне хорошо было известно, что Гарик был любимчиком великого Гейдара Алиева. Он к нему относился, как к сыну. Опекал его. А Гейдар Алиевич был очень влиятельным человеком. Сейчас мы с Каспаровым почти не общаемся. Он по политическим соображениям живет теперь в США. По правде говоря, между нами одно время имело место некоторое обострение. Шло оно от недопонимания друг друга и некорректных слухах, распространяемых охотниками сплетен. Но все это быстро сгладилось.

Помнится, я возвращался из Испании и в аэропорту Внуково мне сообщили, что Гарик как один из активных участников митинга оппозиционеров арестован и находится в КПЗ одного из московских отделений милиции. Не заезжая домой, я ринулся туда. Я уверен, случись такое со мной, и он поступил бы так же. Мы, как говорится, через клетку перекинулись с ним всего лишь парой фраз. Милицейское начальство не позволило вызволить его из камеры. Но моя реакция на задержание Гарика, разумеется, стала известна вышестоящему руководству страны и, думаю, некоторым образом повлияла на его скорое освобождение. А состоявшаяся после этого встреча с Гарри Кимовичем и откровенная беседа развеяла туман недоброжелательности. Мы друг друга поняли и остались друг для друга добрыми коллегами.