Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Газовая камера

На судебном процессе, который рассматривает газовые соглашения, власть избрала путь спешки и упрощения, а Тимошенко - затягивания и насмешек

© REUTERS / Gleb Garanich Рассмотрение "газового" уголовного дела в отношении экс-премьера Украины Юлии Тимошенко в Печерском районном суде Киева
Рассмотрение газового уголовного дела в отношении экс-премьера Украины Юлии Тимошенко в Печерском районном суде Киева
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Юлия Тимошенко небезосновательно считает, что суд торопится с рассмотрением ее дела. Вчера она объявила ходатайство о трехнедельном сроке для ознакомления - но судья Киреев снова отказал. До сих пор ни одно из многочисленных ходатайств Тимошенко и ее адвоката, нардепа от БЮТ Сергея Власенко не было удовлетворено: ни просьба снять подписку о невыезде, ни предложение перенести суд в большее помещение, ни ходатайство об объединении трех дел в одно.

Печерский районный суд Киева приблизился к «предметной» фазе в наиболее громком деле года, фигурантом которого является бывший Премьер-министр Юлия Тимошенко, - началось слушание «по сути». С прошлой пятницы состоялось уже три заседания этого странного судебного процесса. Заседали даже в субботу. Судья Родион Киреев передал стороне Тимошенко копию обвинительного заключения и обязал подсудимую и ее защитников ознакомиться с материалами до конца недели. Следующее заседание должно состояться в понедельник, 4 июля.

Юлия Тимошенко небезосновательно считает, что суд торопится с рассмотрением ее дела. Вчера она объявила ходатайство о трехнедельном сроке для ознакомления - но судья Киреев снова отказал. До сих пор ни одно из многочисленных ходатайств Тимошенко и ее адвоката, нардепа от БЮТ Сергея Власенко не было удовлетворено: ни просьба снять подписку о невыезде, ни предложение перенести суд в большее помещение, ни ходатайство об объединении трех дел в одно (ведь в уголовных делах о растрате «киотских» денег, об автомобилях «скорой помощи» и газовых контрактах 2009 года Тимошенко проходит по одной статье - «превышение власти или служебных полномочий, которое вызвало тяжелые последствия»).

При этом, чтобы отказать лидеру БЮТ в субботу, молодой Киреев думал аж шесть с половиной часов. Пойдя в совещательную комнату в половине пятого, служитель Фемиды вышел оттуда аж в 11-м часу вечера - когда подсудимая ушла по своим делам. После чего у многих даже независимых наблюдателей усилилось впечатление: судьей точно руководят извне, а в тот день о Печерском суде просто забыли. Наверное, не хотели отвлекать господина Януковича от встречи с премьером РФ Владимиром Путиным в Крыму?..

Адвокат лидера «Родины» Сергей Власенко отметил, что вчерашнее решение суда еще и противоречит законодательству. Так как подсудимая сторона имеет три дня на ознакомление с материалами - т.е. четверг, пятницу и понедельник. «Последним днем срока является понедельник как первый рабочий день. Т.е. судья должен был назначать это дело не раньше вторника. Он очень и очень спешит», - констатирует Власенко.

В общем, процесс против Тимошенко превратился в настоящее шоу. Перед первым заседанием в Киеве раздавали открытки с призывом придти на Крещатик и на мирном митинге под домом суда «защитить страну от диктатуры». Затем возле входа во двор, где расположен Печерский райсуд, собралась многотысячная толпа сторонников, БЮТовцы устроили сцену со звукоусилителями и песнями «Юля-Юля, Украина». В противовес собрался митинг противников Тимошенко, гораздо меньший. В первый день в судебный зал, рассчитанный на 40 человек, набилось полторы сотни. Люди теряли сознание из-за духоты и обливались потом так, что пол был мокрый.

Судья Киреев, который почему-то постоянно закомплексовано смотрит не в зал, а на стол и что-то записывает, израсходовал не один десяток салфеток, вытирая потоки пота. Он лишь два года назад стал судьей - в райцентре Березань на Киевщине, а на Печерск был переведен Януковичем только в апреле этого года, без всякого опыта серьезных дел.

Судебные заседания посещает толпа из народных депутатов, журналистов, приверженцев Тимошенко, а также ее недругов. Дипломаты, которые следят за ходом процесса, шокированы украинскими реалиями. Помещение суда больше напоминает дискуссионный клуб. В первые два дня еще до начала заседаний места в зале занимали подозрительные юноши в черных футболках с изображениями Тимошенко, Путина и Медведева - намек на «газовые соглашения». Но уже в субботу утром их выгнали взашей «юлефаны» и депутаты от БЮТ.

На улице в пятницу обошлось без стычек, а вот в субботу, когда милиция попробовала оттеснить манифестантов от подходов к суду и перекрыть сцену своими автобусами, приверженцы Тимошенко оказали сопротивление. Депутат Киевсовета Бригинец лег под колеса автобуса - его вынесли за руки и за ноги. А наиболее экзальтированные пикетчики разбили лобовое стекло. По факту этих событий возбуждено уголовное дело.

В зале же суда приверженцы Тимошенко ругают не только своих оппонентов (а особенно Инну Богословскую, которую в первый день даже облили водой), а и судью Родиона Киреева. Носителю мантии приходится терпеть обиды. Один народный депутат называет его «идиотом», люди сравнивают с «тупым и еще тупейшим»... Судья заметно, постоянно дергает правой бровью - никак не может установить порядок. При этом может объявить «технический перерыв» - так как в зале якобы исчез свет. «Снова пошел совещаться с Банковой?» - смеется Тимошенко.

Именно она задала тональность этому процессу, выказывая откровенное пренебрежение «не к суду, а к судилищу». Тимошенко выставляет заангажированного представителя Фемиды на посмешище – в частности, принципиально отказывается вставать, когда судья заходит, объявляет решение и т.п.. «Вы не суд. Вы фарс. И вставать перед вами я не буду», - заявила вчера Тимошенко, как и в предыдущие два дня. Кроме того, в начале процесса лидер БЮТ отказалась называть судье свою фамилию и имя. «Моя фамилия такая же, как у миллионов людей, которые не доверяют судам в Украине - коррумпированным, зависимым, неправосудным», - заявила госпожа Юлия. Когда она начала 40-минутную речь, объясняя, почему следует закрыть это дело, за приоткрытым окном символически ударил гром, пошел дождь. Но аргументы Тимошенко, которая объясняла рыночную конъюнктуру газовых соглашений с Россией 2009 года, совсем не повлияли на представителей прокуратуры. Те заметно раздражаются, когда оппозиционер обвиняет Хорошковского и Фирташа. Зато публика в зале поддерживает пламенные речи Юлии Владимировны аплодисментами. Кстати, на этом суде Тимошенко чуть ли не впервые на людях начала одевать очки - дескать, до сих пор были линзы, а от них «глаза становятся красными, как у кролика». Иногда видно, что нервничает не только судья, а и обвиняемая – в частности, когда Леди Ю комкает и швыряет подальше салфетки...

Юлия Тимошенко делает акцент на том, что дело против нее возбуждено безосновательно. Она утверждает, что газовые контракты принесли Украине не 194 миллиона долларов ущерба, а наоборот, увеличили доходы «Укртрансгаза» на 125 миллионов. Прогнозирует, что оппоненты будут спешить с вынесением приговора: «Они будут делать все еще быстрее, пока все люди и все политики в мире в отпуске. Они хотят сделать все, когда будет оказываться наименьшее сопротивление».

Обозреватели прогнозируют, что, скорее всего, власть назначит Тимошенко условный срок заключения, чтобы не допустить к следующим выборам. А Юлия Владимировна, понимая это, работает не так на украинский, как на Европейский суд по правам человека. А заодно и затягивает процесс - по крайней мере до осени, когда уже начнется избирательная кампания.
 
Оценка

Глава Верховной рады Владимир Литвин говорит, что судебный процесс над Юлией Тимошенко дискредитирует судебную систему. «Если смотреть на то, что было в публичной части (судебного процесса), то это амортизация судебной системы, дискредитация», - заявил Литвин во время «прямой линии» в редакции газеты «Известия в Украине».

«Если брать подготовленность и риторику, то Тимошенко и ее защита выглядят убедительнее. И я думаю, что, если бы они придерживались правил и процедур, они бы имели вид еще более убедительный», - считает Литвин.

Перевод: Антон Ефремов