Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Рискованные планы подъема со дна моря российской атомной подводной лодки "Курск"

Подводную лодку необходимо поднять, чтобы отдать последние почести команде, считает российский президент Владимир Путин

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российские официальные лица заявляют, что риск перевешивается их долгом перед погибшей командой подводной лодки, а также соображениями, связанными с сохранением окружающей среды Арктики.

Санкт-Петербург, 4 сентября 2001 года. Прошло уже почти 400 суток с того момента, как два таинственных взрыва в торпедном отсеке разорвали корпус российской атомной подводной лодки "Курск", погубив всех 118 членов ее команды, а подводная лодка длиной 505 футов (1 фут = 0,30479 м) лежит в осадочных породах на дне Баренцева моря. Периодически с российских надводных боевых кораблей, несущих сторожевую вахту над останками подводной лодки, в воду бросают ручные гранаты, чтобы отгонять иностранные подводные лодки, которые могут быть заинтересованы в том, чтобы достать с "Курска" оружие, коды или электронные устройства.

Теперь место боевых кораблей занял целый флот спасательных судов с высокотехнологичным оборудованием. Если все пойдет по плану (а пока мало что делается своевременно), то позднее в этом месяце стоящая на восьми якорных канатах голландская судоподъемная баржа "Giant-4" поднимет "Курск" со дна моря, используя 26 управляемых компьютером гидравлических подъемников, которые, по словам их конструкторов, смогут выполнить эту операцию за 12-16 часов.

Однако операция по подъему "Курска", одна из самых крупных и сложных судоподъемных операций, которые когда-либо предпринимались в мире, чревата опасностями. Рабочие команды должны избежать выведения из состояния покоя спаренных атомных реакторов подводной лодки "Курск" и механических воздействий на ее смертоносный груз невзорвавшихся торпед и 22 сверхзвуковых крылатых ракет, которые все еще находятся в 30-футовых пусковых контейнерах. В головной части каждой ракеты размещается почти 1000 фунтов (1 фунт = 0,453592 кг) взрывчатого вещества.

Российские официальные лица заявляют, что риск перевешивается их долгом перед погибшей командой подводной лодки, а также соображениями, связанными с сохранением окружающей среды Арктики. В ноябре, во время первого после случившегося 12 августа взрыва обследования российскими водолазами внутренних помещений подводной лодки были подняты тела 12 подводников, но еще около 100 тел остаются в обломках центрального поста или в кормовых отсеках, где моряки укрылись от наступавшего на них моря, а затем в темноте ожидали спасателей, которые так никогда и не появились. (Некоторые в это время писали прощальные записки своим близким.)

Российский президент Владимир Путин, которого во время трогательной встречи с семьями членов команды "Курска" критиковали за неспособность флота провести спасательную операцию, возвратился в Кремль и заявил ведущему российскому конструктору подводных лодок Игорю Спасскому, что подводную лодку необходимо поднять, чтобы отдать последние почести команде и предать земле тела тех ее членов, которые, возможно, будут найдены. "Он обещал это родственникам, а наш президент относится к той категории людей, которые держат свое слово", - сказал г-н Спасский в интервью, данном на прошлой неделе в конструкторском бюро "Рубин" в Санкт-Петербурге.

За всей этой историей наблюдает нервничающая Европа, где навсегда поселился страх перед очередной утечкой радиации в стиле Чернобыля. Крупные проекты подъема затонувших судов чреваты крупными неприятностями. В 1974 году, когда судоподъемное судно "Glomar Explorer" фирмы Hughes - в рамках задуманной Центральным разведывательным управлением (ЦРУ) и ВМС США секретной операции - завело канаты на советскую подводную лодку типа "Golf" (условное наименование НАТО - прим. пер.), которая затонула северо-западнее Гавайских островов на глубине 17000 футов, нагрузки при подъеме привели к тому, что корпус подводной лодки разломился, и большие обломки упали на дно.

"Курск" будут поднимать с относительно небольшой глубины (менее 350 футов), но эта подводная лодка весит почти в 10 раз больше, чем подводная лодка типа "Golf". И, если "Курск" разломится на части, а обладающее высокой радиоактивностью содержимое ее реакторов выльется в Баренцево море, то в результате будет создана угроза одному из самых продуктивных рыбных промыслов в Арктике.

"Это крупный суперсовременный военный объект, имеющий на борту 22 суперсовременные ракеты с неядерным, но мощным зарядом взрывчатки, а также два реактора, и все это в центре мелководного района, который находится в экономической эксплуатации, - сказал г-н Спасский. - Не могу себе представить, чтобы подобный объект мог быть оставлен лежащим на дне океана".

Но даже операции по подъему судов с небольших глубин могут быть сложными. В мае 1939 года ВМС США подняли с глубины 243 фута затонувшую вблизи военно-морской базы (ВМБ) Портсмут, штат Нью-Гэмпшир, подводную лодку "Squalus", однако судоподъемные суда дважды роняли эту подводную лодку, пока пытались доставить ее в порт, где она была переименована в "Sailfish" и принимала участие во второй мировой войне.

"Это самый тяжелый объект, который когда-либо поднимали со дна моря", - отмечает Малькольм Дейли (Malcolm Dailey), начальник отдела контрактов голландской подъемно-транспортной компании Mammoet, который руководит подъемом "Курска". Однако при всем при том он на прошлой неделе казался полным уверенности в том, что - если позволит погода - операция будет завершена благополучно. "Мы хотим оторвать "Курск" ото дна, - сказал г-н Дейли, 49-летний англичанин, проживающий сейчас в Хьюстоне. - Подводная лодка лежит на грунте с дифферентом на нос 5 градусов, а ее носовая часть зарылась в грязь, консистенция которой равноценна жевательной резинке". За год, прошедший с момента затопления, вокруг носовой части вырос слой донных отложений высотой почти 10 футов".

Стоя позавчера на палубе баржи "Giant-4", которая готовилась к выходу из порта Амстердам в арктические воды, где лежит "Курск", г-н Дейли сказал, что, хотя его волнуют возможность утечки радиации и взрыва торпеды или ракеты во время подъема "Курска", самой большой его заботой является то, как оторвать ото дна присосавшуюся к грунту подводную лодку водоизмещением 17000 т. Взрывы - это одно, а вот "грязь есть грязь", сказал он. Эффект илистого дна равноценен приклеиванию подводной лодки к придонной породе. Более того, компания Mammoet должна сделать так, чтобы усилие, приложенное к корпусу подводной лодки, не превысило конструкционной прочности "Курска". Одна большая неизвестная величина - это какие скрытые структурные повреждения были причинены "Курску", его корпусу, шпангоутам, переборкам, когда второй и самый разрушительный взрыв (оценочная мощность которого составила 10000 фунтов в тротиловом эквиваленте) вызвал ударную волну, равноценную землетрясению силой 3,5 балла.

Больше всего г-н Дейли задумывается над работами, которые предстоит выполнить в первые 3-4 часа операции по подъему, когда необходимо будет приподнять кормовую часть "Курска", чтобы завести под корпус кабель, который два вспомогательных судна на поверхности попытаются протянуть под килем подводной лодки, чтобы отделить ее от грязи. "Нам необходимо сделать так, чтобы вода пошла в промежуток между корпусом подводной лодки и морским дном, тогда нам потребуется приложить меньшее усилие, чтобы оторвать корпус ото дна", - сказал г-н Дейли. Усилие отрыва -его кошмарный сон. В наихудшем случае судоподъемная баржа, приложив к корпусу "Курска" усилие, равное десяткам тысяч тонн, заставит подводную лодку после внезапного отрыва от грунта резко, как чертик на ниточке, рвануться наверх, к барже, а затем подводная лодка снова устремится ко дну, с огромной силой дернув баржу вниз, в результате чего может быть уничтожено или повреждено ее подъемное оборудование.

Над осуществлением проекта подъема "Курска" совместно с компанией Mammoet работает компания Smit Tak, морское отделение корпорации Smit International and Halliburton Subsea, в свою очередь являющейся норвежским отделением американского гиганта энергетики и строительства, ранее возглавлявшегося вице-президентом Диком Чейни (Dick Cheney). Компания Mammoet выиграла контракт на проведение этой операции, обязавшись поднять "Курск" в этом году, если только позволят погодные условия.

"Хорошая погода - в этих краях редкость", - сказал Тимур Амиров, инженер, который в 1994 году сдавал флоту построенную на верфи Северодвинска подводную лодку "Курск". Этим летом северодвинские рабочие, работая в две смены, построили два затопляемых понтона, которые будут заведены под баржу "Giant-4" с левого и правого бортов после того, как эта баржа поднимет "Курск" к поверхности. Дополнительная плавучесть потребуется при транспортировке "Курска" в сухой док, который будет находиться у причала в поселке Росляково, расположенном в 150 милях (1 морская миля = 1,853 км) от точки затопления подводной лодки.

Тем временем российские и европейские водолазы, работая с середины июля и до конца августа, проделали в корпусе "Курска" 26 технологических отверстий, куда будут вставлены расширяющиеся заглушки, предназначающиеся для использования в качестве точек крепления подъемных канатов, которые опустят с борта баржи "Giant-4".

У инженеров были две возможности поднять "Курск": с помощью кранов или гидравлических подъемных устройств. Компания Mammoet предпочла подъемные устройства, которые способны поднимать более тяжелый груз. Более двух десятков этих подъемных устройств будет распределено вдоль корпуса подводной лодки. Подъемные канаты фактически представляют собой скрутки из 54 стальных кабелей, крепящихся к заглушкам, которые после ввода в технологические отверстия расширяются гидравлическим способом и заклиниваются под шпангоутами "Курска". В шестом отсеке "Курска", где расположены все еще выделяющие небольшое количество тепла спаренные реакторы мощностью 190 мегаватт, технологические отверстия не проделывались, поскольку емкости системы охлаждения реакторов расположены настолько близко от корпуса, что невозможно установить заглушки, не повредив их. На каждое подъемное устройство придется около 750 т веса "Курска". Проведенные в российском Кораблестроительном институте имени Крылова в Санкт-Петербурге испытания продемонстрировали, что разрывное усилие каждой скрутки стальных кабелей составляет не менее 1200 т, то есть почти в 3 раза больше, чем необходимо для операции по подъему "Курска".

Самая важная подготовительная операция перед началом подъема "Курска" - отрезание поврежденной носовой части подводной лодки (длиной 45-50 футов), где могут находиться невидимые в обломках фрагменты и даже целые боевые части торпед. "Могу ответственно заявить, что в той части корпуса, где будет проходить линия отреза, торпед не осталось, - сказал начальник штаба Северного флота контр-адмирал Михаил Моцак. - Но торпеды могут находиться в других уголках первого отсека, которые завалены металлическими обломками. Вот почему мы серьезно относимся к мерам предосторожности". Во время отрезания носового отсека водолазов под водой не будет.

Носовая часть корпуса подводной лодки так сильно разрушена и в первом отсеке накопилось столько грязи, что инженеры компании Mammoet опасаются, что она может отломиться при подъеме или начнет вибрировать так, что нарушит балансировку подъемных устройств. ВМФ России планирует поднять носовую часть в следующем году, чтобы выяснить причину взрывов. Тем не менее отрезание носовой части может таить в себе всякие неприятные неожиданности и уже вызвало некоторые задержки.

Когда 26 подъемных устройств будут прикреплены к корпусу подводной лодки, на "Курске" будут закреплены эхолоты и приборы радиационного контроля, чтобы обеспечить непрерывное, в реальном масштабе времени поступление данных в компьютеры на борту вспомогательного судна "Mayo", который является командным центром операции по подъему подводной лодки "Курск". Именно там будет находиться г-н Дейли в окружении целого флота гражданских вспомогательных судов и российских боевых кораблей, каждому из которых отведена своя роль в целой дюжине возможных в ходе проведения операции по подъему "Курска" чрезвычайных ситуаций.

Если г-ну Дейли удастся вытянуть "Курск" из грязи, то инженеры на борту баржи проверят нагрузку на каждом из 26 подъемных устройств, чтобы определить вес "Курска" без носовой части. Они попытаются также определить центр тяжести, что весьма важно для того, чтобы избежать нагрузок, которые могут привести к разлому корпуса, и для того, чтобы во время подъема удерживать подводную лодку на ровном киле. В момент, когда примерно 15000 т стали и механизмов будут подниматься, баржа будет прыгать на волне вверх и вниз, совершая колебания размахом до 10 футов, но подъемные устройства и "Курск" не будут испытывать колебаний, связанных с волнением моря. Это станет возможным благодаря установленным на барже компенсаторам качки, которыми управляет компьютер. Компенсаторы качки действуют подобно огромным амортизаторам, установленным под подъемными устройствами, которые вывешены над палубой баржи "Giant-4". Амортизаторы заполнены жидким азотом, который выбран в силу того, что не является взрывоопасным и быстро реагирует на волнение моря. "Масло имеет неприемлемо большое время реагирования, а воздух при определенных обстоятельствах может взрываться", - пояснил г-н Дейли.

Для того чтобы поднять "Курск" на высоту немногим более 300 футов от дна моря и закрепить непосредственно под днищем баржи "Giant-4" (которое было модифицировано под контуры "Курска" и имеет специальные пазы для килевого стабилизатора и ходовой рубки подводной лодки), потребуется от 12 до 16 часов. "Если все системы и компоненты, задействованные в операции по подъему "Курска", будут работать нормально, тогда все пройдет хорошо, но, как в любых других инженерных проектах, возможны сбои в работе", - сказал отставной контр-адмирал Брэд Муни-младший (J. Brad Mooney Jr), который в 1964 году был пилотом-испытателем батискафа "Trieste II", опускавшегося в Атлантике на глубину более 8000 футов, чтобы отыскать затонувшую годом ранее американскую подводную лодку "Thresher".

"Курск" будет втиснут в специально сконфигурированное под контур подводной лодки днище баржи "Giant-4" с усилием 2000 т, а установленные на корпусе подводной лодки специальные кронштейны будут приварены к днищу, чтобы удерживать подводную лодку под днищем баржи во время 150-мильного перехода в порт назначения, когда волнение моря и морской прибой создадут самые сложные и опасные условия, "колотя" друг о друга ведомую на буксире со скоростью 4 узла баржу с подводной лодкой. Для этого опасного перехода были выбраны два альтернативных маршрута. Один, в открытом море, потребовал бы менее 2 суток. Второй, проложенный вблизи берега и проходящий за Кольским полуостровом, может потребовать гораздо больше времени, если барже "Giant-4" придется уходить от арктических штормов и высоких волн.

Наконец, когда "Курск", спрятанный под "бутербродом" из баржи и двух понтонов, будет готовиться к тому, чтобы соскользнуть в сухой док в Росляково, чуть севернее Мурманска, подводную лодку поднимут ближе к поверхности моря, и она станет видимой.

После того, как "Курск" окажется в сухом доке, баржа "Giant-4" и понтоны отделятся от подводной лодки и выйдут из дока, оставив подводную лодку как безмолвного левиафана российскому флоту для проведения посмертного вскрытия. Прежде всего будет необходимо извлечь тела погибших моряков.