Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Грузия - унитарное или федеральное государство?

Из трех республик Южного Кавказа Грузия √ самая бедная, самая коррумпированная и самая слабая

Грузия - унитарное или федеральное государство? picture
Грузия - унитарное или федеральное государство? picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Куда идет Грузия? Этот вопрос не сходит с уст обозревателей после объявления об отправке американских десантников в Панкисское ущелье, что на востоке Грузии. Грузинская сцена заскрипела под стопами политического тяжеловеса. Кроме того, американское вторжение в Грузию внесло в повестку дня вопрос о будущем государства: будет ли Грузия унитарной или федеральной? Ничто так не могло усложнить и без того запутанную ситуацию, как появление американцев на прежде незнакомой им территории

Куда идет Грузия? Этот вопрос не сходит с уст обозревателей после объявления об отправке американских десантников в Панкисское ущелье, что на востоке Грузии, в рамках антитеррористической кампании против сети Аль-Каида. Грузинская сцена заскрипела под стопами политического тяжеловеса. Кроме того, американское вторжение в Грузию внесло в повестку дня вопрос о будущем государства: будет ли Грузия унитарной или федеральной? Ничто так не могло усложнить и без того запутанную ситуацию, как появление американцев на прежде незнакомой им территории. Ситуация столь сложна, что параллели с гражданской войной в Ливане возникают не случайно. Но "ливанизация" Грузии стоит в тени конфликтов на Среднем Востоке, и потому есть опасность, что список забытых войн будет пополнен за счет Грузии. Однако ставки, которые сделаны здесь, едва ли менее значимы для мира на планете, чем рецидивы арабо-израильского конфликта, поскольку на первый план в Грузии выходит такая великая держава, как Россия.

Из трех республик Южного Кавказа Грузия - самая бедная, самая коррумпированная и самая слабая - эти три характеристики показывают непрочность режима Эдуарда Шеварднадзе, и побуждают актеров мировой сцены задуматься о статусе Грузии. Большинство экспертов задаются вопросом: ускорит ли американское вторжение распад грузинского государства, находящегося во власти абхазского, осетинского, аджарского и армянского кризисов, географически расположенного в непосредственной близости от Чечни, где идет война; или американцам удастся положить конец дроблению страны. В Грузии к американскому вторжению готовились уже давно, ему предшествовал визит в США президента страны, и оно воспринимается здесь как большая удача, как способ противостоять попыткам дестабилизации со стороны России, которая использует осетинский и абхазский кризис для продвижения своего проекта федерализации страны, несмотря на внешние изъявления уважения к целостности Грузии.

НЕЗАВИСИМОСТЬ И УКРЕПЛЕНИЕ СВЯЗЕЙ С ЗАПАДОМ

Тбилиси тем более должно радовать развертывание американских сил, поскольку в этом видится конкретное проявление сотрудничества и укрепления связей с Западом, прямое продолжение маневров НАТО в Черном море в 2001 и 2002 годах, в которых активное участие принимала грузинская армия. Стратегия сближения с Западом, разрабатываемая грузинским правительством с 1991 года, после объявления независимости страны, заключается в заботе о целостности Грузии; главная цель здесь - воспрепятствовать процессу разделения на мелкие "княжества", в свете будущего вступления в НАТО, которое может произойти к 2005 году, как предполагает Эдуард Шеварднадзе. Прибытие первого контингента в составе 40 экспертов 21 февраля, вполне вписывающееся в линию интеграции с НАТО, однако, вызвало политическое потрясение в Тбилиси. После того, как осенью правительство было отправлено в отставку, Эдуард Шеварднадзе не мог не предвидеть, что американское вмешательство может застать врасплох политическую элиту, привыкшую анализировать ситуацию в национальной политике в терминах силовых отношений с Россией, внутренних сепаратистских конфликтов, борьбы с коррупцией, и экономических реформ.

Внутри политического аппарата реакция также была противоречивой; если американское вмешательство отвечает чаяниям президентского окружения, то реакция бывшего главы грузинского парламента Зураба Жвании, считающегося будущим конкурентом президента республики, была более прохладной. "Заявления депутатов Государственной Думы России по поводу американской военной помощи Грузии несут в себе прямую угрозу завоевания", - сигнализирует он. "В России думают так же, как в XIX веке или во времена холодной войны", - заключает он, опасаясь, что последние заявления могут повлечь за собой тяжелые последствия для ситуации внутри страны. Из чувства осторожности он призвал грузинское правительство пригласить представителей ОБСЕ и уведомить о произошедшем Европейский союз, чтобы предохранить себя от возможной негативной реакции со стороны Москвы.

РАЗНОГЛАСИЯ МЕЖДУ НАЦИОНАЛЬНЫМИ МЕНЬШИНСТВАМИ

Наиболее остро на последние события прореагировали представители сепаратистских движений Южной Осетии и Абхазии, которые открыто называют грузино-американское сотрудничество провокацией, способной привести к опасным и непредсказуемым последствиям для мира в регионе. В Цхинвали, Эдуард Кокоев, "президент Республики Южная Осетия", заявил "что с глубоким беспокойством воспринял" информацию об американской помощи Грузии. В Сухуми "президент Республики Абхазия" Владислав Ардзинба заявил: "вполне реально, что Грузия воспользуется американской помощью против Абхазии". По мнению "вице-президента" сепаратистской республики Валерия Аршбы, "в Тбилиси разработан сценарий", согласно которому грузинские власти стремятся провести чеченских боевиков под прикрытием репатриации гражданского населения в Кодорское ущелье в Абхазии, чтобы оправдать вооруженную интервенцию. "После распада СССР, - утверждает он, - Грузия по договору в Ташкенте, получила значительную часть вооружения советской армии, чтобы использовать его против нас через 10 дней после получения". В ответ на стратегический маневр Тбилиси Цхинвали и Сухуми усилили свою политику сближения с Россией, желая спровоцировать новый кризис в российско-грузинских отношениях, словно забыв о "принципе безопасности". "Американское присутствие в Грузии- , заявил Эдуард Кокоев, - является для нас серьезным поводом для усиления сотрудничества с Российской Федерацией, мы продолжаем ориентироваться на Россию". В Сухуми на заседании Совета Безопасности, организованном 1 марта, вице-президент Абхазии заявил, что "попытки вытолкнуть Россию из региона очевидны", и что следует ускорить процесс интеграции независимых "республик" с РФ в ранге ассоциированных членов. Пользуясь молчанием президента России Владимира Путина и решением Думы рассмотреть предложения об усилении связей России с независимыми "республиками", сепаратисты отказались от идеи создания грузинской конфедерации в пользу решений о присоединении к России и объявлении независимости. Освободившись в 1992 -1993 годах от грузинской опеки, сепаратисты вполне освоились со своей независимостью де факто, чего же им ждать? Им остается лишь осуществить свои планы и добиться признания своего суверенитета де юре.

Ведущие более тонкую игру, основанную на столкновении интересов, чеченские сепаратисты, занявшие прогрузинскую позицию после возникновения напряженности в российско-грузинских отношениях, предложили грузинской стороне проект создания Конфедерации государств по образу конфедерации мусульманских народов начала 20-х годов, в которой все народы региона имели бы равные права. Ахмед Закаев, "вице-президент чеченской республики" сделал грузинским властям это предложение, что подразумевает предварительное признание независимости Чечни. Грузинские традиционалисты (группа в грузинском парламенте) заявили о своей готовности рассмотреть вопрос о независимости чеченского государства, однако не стали озвучивать идею создания Федеративной республики Грузия. Более осторожный грузинский президент Эдуард Шеварднадзе, многократно изъявлял желание стать посредником на переговорах между российской и чеченской сторонами, вступая тем самым в противоречие с российской стратегией, отвергающей саму идею переговоров с сепаратистами.

РАЗНОГЛАСИЯ МЕЖДУ СОСЕДНИМИ СТРАНАМИ

Два соседних государства Армения и Азербайджан внимательно следят за развитием ситуации в Грузии, но по разным мотивам. Памятуя о конфликте в Нагорном Карабахе, Баку беспокоится за собственную целостность, видя, как Грузия трансформируется в федеративное государство в тот самый момент, когда в Азербайджане при посредничестве ОБСЕ идут переговоры, в ходе которых выдвигается идея создания "общего" государства, включающего в себя самозваную "Нагорно-Карабахскую республику", непризнанную никем до сегодняшнего дня. Напротив, Ереван, чья региональная политика покоится на двух основных вопросах - Нагорного Карабаха и Джавахети, имеет двойной повод желать превращения Грузии в федерацию. С одной стороны, Армения может использовать это к своей выгоде на переговорах с Азербайджаном по поводу статуса Нагорного Карабаха; с другой стороны, могут быть сняты все подозрения в отношениях с Грузией - создание федерации может стать решением вопроса армянского меньшинства в Джавахети. Даже если пока рано судить о том, будет ли способствовать американское вмешательство укреплению единства Грузии, или ускорит ее разделение, ясно одно: Грузии понадобится время, чтобы выпутаться из этой сложной ситуации.