Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Нет — новому договору СНВ с Россией

Его условия для нас невыгодны и неприемлемы

© коллаж ИноСМИсша снв
сша снв
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ратификация нового Договора СНВ станет большой ошибкой и причинит громадный ущерб национальной безопасности. Довогор по сути своей неравноправен. По его условиям США теряют часть ядерного арсенала, а России позволяется неограниченно наращивать запас тактических ядерных вооружений, ракет с разделяющимися головными частями индивидуального наведения, ядерных баллистических ракет и бомб.

Пока что сенатские слушания по ратификации нового российско-американского Договора СНВ о ядерном оружии напоминали сборище «детей цветов» и пацифистов. Целый парад свидетелей (преимущественно из числа сотрудников администрации Обамы, государственных деятелей со стажем, приверженных идее «безъядерного мира», и опытных разоруженцев) заверял всех, что новый договор — это лишь очередная скромная и очень ответственно продуманная мера по сокращению количества вооружений, а также новая инициатива в области нераспространения ядерного оружия и важная составная часть «перезагрузки» наших отношений с Россией.

Подобный однобокий подход к ключевому решению общегосударственного уровня не идёт стране на пользу. Ратификация нового Договора СНВ станет большой ошибкой и причинит громадный ущерб национальной безопасности. Некоторые обстоятельства, связанные с этим, немного затрагивались, но на них не делался акцент, равно как и не проводились серьёзные дискуссии. Приведём примеры.

Довогор по сути своей неравноправен. По его условиям США теряют часть ядерного арсенала, а России позволяется неограниченно наращивать запас тактических ядерных вооружений, ракет с разделяющимися головными частями индивидуального наведения, ядерных баллистических ракет и бомб.

Согласно договору, количество стратегических средств доставки США должно быть уменьшено ниже минимума, рекомендованного Министерством обороны в прошлом году, тогда как России количество средств доставки разрешается даже увеличить.

Проверка соблюдения условий договора невозможна. Он даже не предусматривает инспекции объектов, телеметрии и контроля над производством ракет, хотя всё это предусматривалось старым Договором СНВ, на смену которому должен прийти новый.

По условиям договора Россия фактически получает право вето на все будущие модернизации системы ракетной обороны США, то есть жизненно важного для будущего всего мира внешнего круга нашей обороны.

Условия договора основательно расшатывают нашу перспективную программу «быстрого глобального удара» (основанную на обычных боеголовках), так как каждую ракету предлагается рассматривать как средство доставки.

Наша программа модернизации ядерного оружия, которую по закону следует рассматривать вместе с ратификацией договора, совершенно неадекватна. Ею даже не предусматривается собственно модернизация ядерного оружия, а также испытания ядерного оружия на применимость, строительство аварийных заводов с достаточной мощностью для быстрого обновления нашего ветшающего арсенала, а также замена средств доставки для двух из трёх компонент нашей стратегической триады.

Но помимо этих весьма убедительных причин, по которым в ратификации должно быть отказано, у нового Договора СНВ есть и иные, ещё более вредоносные аспекты.

Президент Обама обещает сохранять в течение многих десятков лет арсенал ядерных вооружений, «безопасный, сохранный и эффективный». Подчеркнём — эффективный. Главное предназначение нашего арсенала — не позволить противнику угрожать нам ядерным оружием или применить его против нас. Наиглавнейший элемент эффекта сдерживания — это его убедительность. Наши противники не будут ничем сдержаны, если они сами не будут верить, что мы готовы применить своё оружие в качестве ответной меры. Это оружие — реликт времён «холодной войны», созданный десятки лет назад с целью нанесения массового ответного удара с огромным эффектом, не очень высокой точностью и «грязными» последствиями в виде радиации. Наши противники — Иран, Северная Корея — знают, что мы не будем применять такое оружие. Для большей убедительности нам нужно новое оружие — с меньшим эффектом, высокоточное, со сниженным эффектом остаточной радиации, со встроенными средствами обеспечения безопасности и такими специальными возможностями, как проникновение сквозь землю. Для обеспечения подобных возможностей нам придётся разрабатывать и испытывать новые виды ядерного оружия, а Обама это делать запретил. Таким образом, эффективный инструмент сдерживания, который он обещал предоставить американскому народу, не существует и не может быть создан.

Теперь то, что касается другого качества, которое президент Обама забыл включить в своё описание нашего будущего ядерного арсенала: его надёжности. Уже более полувека Америка категорически настаивает, что ядерное оружие будет не только безопасным, сохранным и эффективным, но и надёжным. Надёжность всегда была отличительной чертой ядерного оружия США. А наиглавнейший инструмент достижения и поддержания надёжности — это подземные ядерные испытания. Сейчас мы гораздо менее уверены в надёжности нашего ядерного оружия, потому что прошли уже годы с тех пор, как истёк срок их годности. Мы не проводили ни одного ядерного испытания испытания уже почти двадцать лет. Радиационный фон вызывает изменения в шести с лишним тысячах деталей каждой ядерной боеголовки. Отказавшие детали заменяют новыми, сделанными по другому дизайну и не прошедшими испытаний. Обнаруживаются аномалии, уверенно объяснить происхождение которых не удаётся. А Обама хочет, чтобы мы надеялись на эти же самые боеголовки ещё много десятков лет. Не удивительно, что он опустил слово «надёжность».

В целом, долг Сената перед Америкой — расширить диалог о ратификации нового Договора СНВ таким образом, чтобы обратиться к самому главному вопросу: опираться ли нам на силу или на слабость перед лицом опасного, неизвестного будущего? Будем надеяться, что предстоящие слушания станут толчком для начала общенациональной дискуссии, которой этот вопрос и заслуживает.

Роберт Монро — отставной вице-адмирал флота США, ранее возглавлял Агентство ядерной обороны