Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Джон Маккейн о России

© ReutersДжон Маккейн
Джон Маккейн
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сенатор Маккейн предлагает: «Нам следует прекратить переоценивать успехи сотрудничества. И нам надо начать вести себя с Россией в большей степени как с второстепенной державой, которой она является сейчас, а не как с великой державой, которой она была. Это, в частности, значит, что нам надо более настойчиво защищать наши интересы и ценности».

Сегодня сенатор Джон Маккейн произнес страстную речь в Школе перспективных международных исследований Университета Джонса Хопкинса. Начнем с новости: они с сенатором Джоном Кайлом (Jon Kyl) «приближаются» к достижению договоренности по новому договору о СНВ. Кайл пытается добиться от администрации обещаний модернизировать арсенал, а Маккейн хочет гарантировать, что договор не помешает нашим планам по противоракетной обороне. Другими словами, это значит, что они намерены улучшить договор, а не сорвать голосование.

Однако основная часть его выступления была посвящена обзору политики «перезагрузки», которую Маккейн резко критикует.

«Дело, друзья мои, в том, что попытки администрации перезагрузить отношения с Россией совсем не новы, хотя и диктуются благими намерениями. И администрация Клинтона, и администрация Буша, придя к власти, думали, что их предшественники неправильно вели себя с Россией… Сейчас мы просто наблюдаем очередную попытку перезагрузить российско-американские отношения.

В настоящий момент нам необходимо больше реализма в отношении России – в отношении истории наших взаимоотношений в последнее время, серьезных недостатков российской власти, расхождений между российскими и американскими интересами, и отсутствия у наших правительств общих ценностей. Чтобы прийти к этим выводам, нам не нужны Wikileaks, друзья мои. Все это у нас уже давно перед глазами».

Характерно, что он использует слово «реализм», так как именно этим термином советники Обамы по международным отношениям обозначают внешнюю политику его администрации. Однако Маккейн подчеркивает, что администрация не ведет реалистическую политику, а живет в мире грез и фактически идет на серьезные жертвы, мало получая взамен.

«Например, Соединенные Штаты заинтересованы развивать и развертывать противоракетную оборону в Европе, а министр иностранных дел Лавров говорит, что это «абсолютно недопустимо» и угрожает выйти из нового договора о СНВ, если мы это сделаем. Мы заинтересованы в том, чтобы начать переговоры с Россией о сокращении ее запаса тактических ядерных вооружений, почти вдесятеро превышающего наш, а Россия, судя по последним новостям, усиливает их роль в своей военной доктрине. Мы заинтересованы в открытом глобальном энергетическом рынке, а Россия по-прежнему использует нефть и газ как политическое оружие. Мы поддерживаем независимость и территориальную целостность соседей России, а Россия по-прежнему относится к соседним странам как к части своего старой имперской территории.

Ярким примером этого остается Грузия. Через два года после своего вторжения в эту страну, Россия не только продолжает оккупировать 20 % ее суверенной территории, но и строит на ней военные базы, допускает в Южной Осетии направленные против грузин этнические чистки и препятствует доступу гуманитарных миссий. Все это нарушает обязательства, которые она взяла на себя по условиям соглашения о прекращения огня, заключенного при посредничестве президента Саркози. Однако, несмотря на постоянную угрозу со стороны России, Грузия углубляет свою демократию и укрепляет свою экономику. Всемирный банк поместил Грузию на 12-е место в мире по удобству ведения бизнеса, Россию – на 123-е. Недавно президент Саакашвили даже сделал важный шаг, отвергнув силовую борьбу с российской оккупацией и пообещав, что будет только защищать неоккупированную территорию Грузии в случае нападения русских».


Затем Маккейн воспользовался Международным днем прав человека, чтобы сделать то, что отказываются делать столь многие организации, прикидывающиеся правозащитными – подробно перечислить многочисленные российские нарушения прав человека. Его позиция проста: перед нами страна, которая не разделяет наши ценности, и на это надо посмотреть свежим взглядом. Однако каковы же альтернативы «перезагрузке», которая, по мнению Маккейна, превратилась в улицу с односторонним движением?

Маккейн предлагает:

«Нам следует прекратить переоценивать успехи сотрудничества. И нам надо начать вести себя с Россией в большей степени как с второстепенной державой, которой она является сейчас, а не как с великой державой, которой она была. Это, в частности, значит, что нам надо более настойчиво защищать наши интересы и ценности.

Для начала необходимо возобновить продажи оборонительных вооружений Грузии. Наши союзники в Центральной и Восточной Европе рассматривают Грузию как показатель того, вступятся за них Соединенные Штаты, или нет. Россия тоже рассматривает Грузию как показатель, позволяющий понять, сколько ей может сойти с рук в этой стране, - а значит, и за ее пределами. Поддерживать стремление Грузии вступить в НАТО – политика нашего правительства. Однако уже два года в Грузию не производятся поставки оборонительных вооружений – в основном из уважения к России. Это следует изменить. Как минимум мы должны снабдить Грузию радарами дальнего обнаружения и прочими базовыми средствами для укрепления обороны».


Наконец он предлагает ввести санкции за нарушение прав человека, используя как рычаг стремление России вступить в ВТО, и отказаться от смехотворных инициатив, таких как российско-американская рабочая группа, которую возглавляет «один из ближайших союзников и главных идеологов Путина».

Каковы шансы на то, что все это, или хотя бы часть этого, воплотится в жизнь? В этом отношении я испытываю оптимизм. Множество внешнеполитических провалов – неудачные переговоры о мире на Ближнем Востоке, растущая агрессивность Северной Кореи, равнодушие Китая и неспособность Америки выработать эффективную политику, способную помешать росту иранской гегемонии – создают ощущение того, что Америка отступает, и что президент недостаточно твердо отстаивает ее интересы. Равнодушие администрации к вопросам защиты прав человека во многих странах от Бирмы до Египта вызывает недовольство внешнеполитических активистов – как левых, так и правых.

Поэтому с помощью нового республиканского большинства в Палате представителей и имеющегося правоцентристского большинства в Сенате, Конгресс, вероятно, сможет подтолкнуть администрацию в более приемлемом направлении. В самом по себе «сотрудничестве» нет ничего плохого, пока мы не ограничиваемся сладкими словами и умиротворением недоброжелателей. Во внутренней политике президент сейчас занял оборонительную позицию, и это значит, что в международной политике ему – и Америке – пора переходить в наступление. Россия – идеальное место для того, чтобы начать это делать.