Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Необходимо продолжать помнить Освенцим, чтобы предотвратить повторение истории

'Воспоминания ведут к освобождению, а забвение ведет к изгнанию'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В России появляются политики, выступающие за принятие мер против евреев, потому что евреи, якобы, захватили в этом мире власть и обогащаются за счет других. Когда раньше мы такое слышали? К счастью, президент Путин по время церемонии памяти жертв Освенцима положил конец молчанию. Он, наконец, признал, что его страна, освободившая в 1945 году Освенцим, снова заболела антисемитизмом.

Шестьдесят лет назад был освобожден Освенцим. К тому времени погибли миллионы евреев. Недавно состоялось поминание этой катастрофы. М. ван Кампен, директор Центра изучения Израиля в нидерландском городе Эде, выступает за то, чтобы жертв Холокоста продолжали помнить, так как сейчас процветает ненависть к евреям. В частности, по его мнению, антисемитизм должна разоблачать церковь.

В Польше было леденяще холодно, и шел снег, как и тогда. Только участники церемонии памяти жертв Освенцима не были так истощены и плохо одеты, как заключенные, которых освободили солдаты Красной Армии. В четверг, 27 января, исполнилось ровно шестьдесят лет с того, дня, когда русские военные положили конец зверствам, совершавшимся в этом месте.

'Освенцим - Биркенау' - такое название носил этот гигантский нацистский комплекс, состоявший из трех основных лагерей и 39 окружавших его рабочих лагерей. То, что открылось глазам освободителей, не поддается описанию. Истощенные, полностью ослабленные и обезличенные люди. Правильнее сказать - шатающиеся скелеты. Жалкие остатки огромного числа депортированных, привезенных туда в вагонах для скота. Миллионы жертв. Цыгане и гомосексуалисты, но, в подавляющем большинстве, - евреи. Приконченные, как будто они были вредными насекомыми. Удушенные газом 'Циклон-Б', а затем сожженные, или застреленные, уморенные голодом и замученные жестоким каторжным трудом.

Помнить

Помимо выживших в Освенциме и их освободителей, на церемонии памяти были многие 'сильные мира сего'. И в других странах также прошли собрания и различные мероприятия, на которых в памяти воскрешались ужасы Великой Ночи. В Амстердаме были зачитаны вслух имена 102000 евреев, отправленных в лагеря смерти. Для прочтения всех имен понадобилось несколько дней.

Помнить нужно и важно. Еще более понятным, чем в Освенциме, это становится в Иерусалиме, где создан впечатляющий музей, в котором показаны печальные последствия Холокоста. В Йад Вашеме, как называется этот монумент памяти, вы попадаете в аскетическое помещение с горящим вечным огнем. На полу мозаикой выложены названия концентрационных лагерей, в которых погибли миллионы евреев. Я никогда не забуду витрину с маленьким детским башмачком - символом полутора миллионов убитых детей.

После витрины перед вами появляется изречение знаменитого еврейского ученого Баала Шем Това: 'Воспоминания ведут к освобождению, а забвение ведет к изгнанию'.

Смысл послания, которое уносят с собой домой посетители Йад Вашема, совершенно ясен: 'То, что вы здесь видели - страдания такого большого числа взрослых и детей в Освенциме и многих других местах - нельзя умалчивать. Холокост нельзя предавать забвению, если мы не хотим, снова пережить этот позор'.

Уроки

Память важна не сама по себе. Это - не формальность, и тем более связанные с воспоминаниями мероприятия не должны быть мимолетными и необязательными. В старых церквях иногда стоят старинные обитые железом гробы с надписью: 'Вспомните о бедных'. Что в данном случае означает вспомнить? Что вы стоите перед таким гробом, думаете о живущих вокруг вас бедняках, а затем продолжаете жить, как прежде? Цель обращение заключается в том, что вы проникаетесь долей бедняков, вынимаете ваш бумажник и помогаете им.

Тот, кто вспоминает историю, должен иметь смелость извлекать уроки из услышанного и увиденного. Происходит ли так в отношении Освенцима через шестьдесят лет после освобождения его заключенных? Осмелюсь поставить здесь большой вопросительный знак. Ведь факты говорят о другом. В нашем мире людей все еще постоянно унижают, пытают, насилуют и убивают. Снова поднимает голову многовековой антисемитизм. Читающие газеты и слушающие новости являются свидетелями этого. Сейчас снова имеют место такие же проявления антисемитизма, как и в тридцатые годы прошлого века.

В России появляются политики, выступающие за принятие мер против евреев, потому что евреи, якобы, захватили в этом мире власть и обогащаются за счет других. Когда раньше мы такое слышали? К счастью, президент Путин по время церемонии памяти жертв Освенцима положил конец молчанию. Он, наконец, признал, что его страна, освободившая в 1945 году Освенцим, снова заболела антисемитизмом.

В арабском мире детей в школах обучают на материале, напичканном антиеврейскими выдумками и ложью.

И давайте не будем предаваться слишком большим иллюзиям. И в нашей собственной стране, из которой во время второй мировой войны было депортировано и не вернулось обратно более двух третей еврейского населения, вновь в полную силу ощущается присутствие монстра антисемитизма. Оскверняются еврейские могилы, синагоги приходится охранять, на стадионах почти каждое воскресенье выкрикиваются антиеврейские лозунги, а еврейские дети в Амстердаме больше почти не осмеливаются появляться на улице в кипах, потому что бояться, что их заплюют или будут к ним приставать. Почему при этом не слышится голос церкви?

Корни

Ненависть к евреям. Это - зло, имеющее глубокие корни. Со времени описанной в Библии попытки Хамана осуществить геноцид евреев, через все века проходит темный след преследования евреев. Очень многим обязанные еврейскому народу христиане тоже в этом смысле не могут в безвинности умывать руки. Ветхий Завет, замечательные песни и молитвы из книги псалмов и даже Мессия пришли к нам через Израиль.

Откуда этот неискоренимый антисемитизм взялся и на нашем, бывшем таким христианским континенте? В разные времена на этот вопрос давались разные ответы. Мое внимание привлекло следующее объяснение, которое я где-то прочитал: 'Все дело в еврейском Боге. Поскольку люди не могут достать до Бога этого народа, они нападают на божий народ'. Над этим стоит глубоко задуматься.

Израиль называют наиболее осязаемым доказательством того, что библейский Бог существует. Еврейский народ - особенный народ. Потому что евреи сами по себе лучше, чем другие люди? Или потому что политика нынешнего Израиля так хороша? - Конечно, нет. Но потому, что Бог избрал этот народ и при помощи Израиля осуществит свой план в этом мире. 'Израиль - любимое детище Бога, - всегда говорила моя бабушка и сразу добавляла: Поэтому мы не должны обижать этот народ'.

Ненависть к евреям - действительно грех, одна из самых грязных выдумок дьявола и настоящая пощечина Всевышнему.

Пора проснуться

На меня произвело глубокое впечатление то, что когда-то написал Эли Визель, сам переживший ужас нацистского концлагеря: 'Для жертвы больнее всего не жестокость угнетателя, а молчание окружающих'. Я вспомнил эти слова, когда читал о мероприятиях памяти жертв Освенцима.

Давайте будем бдительными, чтобы история не повторилась. И давайте сегодня не позволим христианам отвернуться и молчать. Вековой катехизис поношения должен уступить место катехизису действительного единения. Мы должны сделать все, чтобы разоблачить и победить монстра антисемитизма. Пора проснуться. Давно пора!

М. ван Кампен - директор Центра изучения Израиля в нидерландском городе Эде