Некая исламистская группировка под названием 'Хизб ут-Тахрир' (Hizb ut Tahrir) хочет установить в мире законы шариата и защищает атаки террористов-смертников против израильтян. Оказавшись под угрозой запрета в Великобритании, эта организация, по сообщению газеты Sunday Times, начала проводить в университетах страны подпольную операцию 'Останови исламофобию!'. 'Что остановить?' - переспросите Вы. Термин 'исламофобия' появился в Великобритании десять лет назад благодаря так называемой 'Комиссии британских мусульман против исламофобии'. Дословно он означает 'бессознательный страх перед Исламом', однако используется также как синоним 'предрассудков по отношению к мусульманам', существуя наряду с полутысячей различных фобий, которые охватывают все стороны нашей повседневной жизни.

Термин этот вполне прижился. Настолько, что в декабре 2004 года состоялась конференция 'Борьба с исламофобией' под председательством генерального секретаря ООН, а Совет Европы осудил 'исламофобию' на организованной в прошлом мае встрече на высшем уровне. Тем не менее, есть несколько связанных с этим термином проблем. Во-первых, что конкретно имеется в виду под 'бессознательным страхом перед Исламом', если именно мусульмане, действующие во имя Ислама, являются во всем мире основным источником словесной и физической агрессии по отношению к приверженцам прочих религий, да и к самим мусульманам? Разве чувство страха можно испытывать в разумных пределах?

Во-вторых, пока существуют предрассудки в отношении мусульман, 'исламофобия' искусственно объединяет два различных явления: страх перед Исламом в целом и страх перед радикальным Исламом. Мне пришлось лично столкнуться с этой проблемой.

Написав множество статей, направленных против радикального Ислама, - как идеологии, а не как религии, - я превратился в козла отпущения: мне присудили титул 'Главного исламофоба' в Великобритании, заклеймили как 'ярого исламофоба' в Америке и даже назвали 'воплощением исламофобии'. В любом случае, я действительно испытываю фобию по отношению к исламистам.

В-третьих, те, кто продвигает концепцию 'исламофобии', имеют обыкновение преувеличивать проблему:

1. В плане правоохранительных органов: Говорят, что британские мусульмане постоянно сталкиваются с дискриминацией со стороны полиции, хотя, в действительности, проделанный Кенаном Маликом (Kenan Malik) анализ статистики развенчивает в пух и прах этот 'миф об исламофобии'.

2. В культурном плане: Мусульманам приходится 'противостоять валу антиисламской литературы, разжигающей ненависть к Исламу', как утверждает директор Института исламских и общественных наук Виржинии Таха Джабир аль-Алвани (Taha Jabir al Alwani). Так ли уж много бестселлеров, в которых демонизируется Ислам? Вроде бы нет - всего несколько, например, 'Хадж' Леона Юриса (Leon Uris).

3. В лингвистическом плане: Специалист по исламским исследованиям из Университета имени Джорджа Вашингтона Сайед Хусейн Наср (Seyed Hosein Nasr) заявил в своем докладе на одном из устроенных под эгидой ООН мероприятий о том, что предпринимаются попытки искусственно скрыть арабское происхождение некоторых английских слов, например, 'adobe' (кирпич-сырец - прим. пер.). На самом деле, это слово заимствовано из древнеегипетского наречия, а не из арабского языка.

4. В историческом плане: Термин 'антисемитизм', как сказал тот же Наср в своем выступлении, использовался первоначально для обозначения антиарабских настроений в средневековой Испании и только после Второй Мировой войны стал связываться с евреями. Чушь! Данный термин был введен в оборот в 1879 году Вильгельмом Марром (Wilhelm Marr) и всегда определял исключительно ненависть по отношению к евреям.

Наконец, использование эпитета 'исламофобы' в отношении умеренных мусульман доказывает его агрессивный характер. 'Напуганные тем, во что исламисты превращают их собственную веру', как пишет Чарльз Мур (Charles Moore), умеренные мусульмане боятся Ислама больше чем кто-либо другой. 'У них не хватает ни мужества, ни аргументов, чтобы справиться с проблемой, которая стоит перед исламской религией в современном мире'. Обвинения в исламофобии, добавляет к этому Малик, нацелены на то, чтобы 'заставить замолчать критиков Ислама и даже тех мусульман, которые добиваются реформ в своей общине'. Британская мусульманка Ясмин Браун (Yasmin Brown) упоминает еще одну, более амбициозную цель: 'Исламофобия используется, чтобы шантажировать общество'.

Мусульманам следует избавиться от этого дискредитировавшего себя термина и более пристально вглядеться в самих себя. Вместо того чтобы упрекать потенциальных жертв в страхе перед теми, кто может стать палачами, им стоит взвесить, насколько исламисты трансформировали их собственную веру в идеологию, восхваляющую убийство ('Вам дорога жизнь, а нам дорога смерть' - утверждает 'Аль-Каида'), и выработать стратегию, способную освободить их религию, покончив с этим болезнетворным тоталитаризмом.

__________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Телевидение во времена войны ("Front Page Magazine", США)

Слово на букву 'Т' - не произносить! ("The Jerusalem Post", Израиль)