Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Единство Европы - на карте энергетики

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Теперь, когда Россия превратила энергетику в средство политического влияния, ЕС грозит развал, если страны не начнут говорить в один голос. ЕС расколется на новую и старую Европу, не будет иметь и общей внешней политики, а также политики безопасности

С директором и старшим научным сотрудником Центра евразийиской политики американского Хадсоновского Института Зейно БАРАН беседует Эгле МАРКЯВИЧЕНЕ

На прошлой неделе Вы представили исследование 'Энергетическая безопасность Литвы: вызовы и возможности', подготовленное совместно с Литовским центром стратегических исследований. В нем как одну из самых больших угроз для национальной безопасности страны Вы указываете усиливающееся влияние России, когда энергетика используется как средство для достижения политических целей. Насколько серьезно нынешнее положение Литвы?

Литва сталкивается с очень серьезными вызовами, связанными с энергетической безопасностью. Даже сегодня она чересчур зависима от российских энергетических ресурсов, а после того, как будет закрыта Игналинская атомная электростанция, зависимость от внешних источников - а это означает, от России - увеличится еще больше. После того, как Россия и Германия проложат Северо-Европейский газопровод, Литва окажется еще более изолированным 'энергетическим островом' Европы.

Очевидно, что формируемая Кремлем энергетическая политика - добиваться влияния при помощи транспортировки газа, а также нефти, поэтому Литва должна использовать все возможности для увеличения своей энергетической безопасности.

Поэтому особенно важно как можно быстрее соединить электрические сети Литвы с европейскими системами и искать альтернативу российскому газу. В будущем это могли бы быть газовые ресурсы региона Каспийского моря. Очень важно и общее решение балтийских стран построить новые ядерные реакторы.

Чем для Литвы так опасен Северо-Европейский газопровод, которые обе его участницы трактуют как обычный коммерческий проект?

Эта инициатива представляет опасность не только для Литвы, но и для единства ЕС. При помощи этого проекта Германия надеется увеличить свою энергетическую безопасность, однако ради этого договорились обойти балтийские страны и Польшу. На самом деле этот проект означает еще большую зависимость Европы от российских поставок газа, поскольку он не даст возможности диверсифицировать энергетические ресурсы, так как источником поставок газа останется все тот же 'Газпром'.

Заодно этот проект увеличивает внутреннее напряжение между государствами ЕС. По окончании прокладки газопровода по дну Балтийского моря многие восточно-европейские государства не смогут воспользоваться преимуществами, которые им предоставляет статус транзитных стран, они останутся простыми потребителями. Поэтому можно утверждать, что это не простой коммерческий проект, а инициатива с огромными геополитическими последствиями.

Литва должна стремиться доказать как Брюсселю, так и Берлину, что на карту поставлена сильная и единая Европа. Правда, после газовой блокады нынешнего года, устроенной для Украины, ЕС уже подготовил несколько документов, указывающих, что государства ЕС должны говорить в один голос. Однако этого недостаточно, поскольку некоторые страны имеют различные приоритеты и различные проблемы.

Похоже, Литва должна найти союзников в ЕС, которые формировали бы независимую энергетическую политику Сообщества. Кто мог бы встать на ее сторону?

К тому, чтобы сформулировать единую позицию, Литва должна стремиться вместе с балтийскими соседями и Польшей, а также Северными странами и новыми членами ЕС - Румынией и Болгарией. И это не обязательно означает конфронтацию с Россией, это просто было бы средством, показывающим, как должна бы использоваться энергетика. Это реалистичная позиция, которая должна основываться на долговременной политике энергетической безопасности Европы.

Думаю, что Литва с упомянутыми союзницами может и должна играть одну из важнейших ролей при формировании политики, которая гарантировала бы энергетическую безопасность и единство Европы. Союзником в преодолении агрессивной стратегии России могут стать и Соединенные Штаты Америки.

Но это уже означает конфронтацию между старыми и новыми членами ЕС.

Необязательно. В настоящий момент Германия планирует Северо-Европейский газопровод, который обойдет балтийские страны, и этот проект служит только интересам Германии.

С приближением периода председательства Германии в ЕС Литва должна была бы воспользоваться хорошим поводом, чтобы попытаться убедить Германию не действовать в одиночку, учитывая только собственные интересы, а действовать во благо всего ЕС. Это действительно будет хорошим поводом обратить внимание Германии на то, что нужно действовать и ради общих целей ЕС.

Однако интересы старых стран обеспечить себя русскими энергетическими ресурсами могут так и остаться на первом месте. Реально ли добиться единства?

В последнее время настроения в самом ЕС меняются, так что надеяться на успех можно. ЕС уже не трактует энергетику как чисто коммерческие проекты.

Теперь, когда Россия превратила энергетику в средство политического влияния, ЕС грозит развал, если страны не начнут говорить в один голос. ЕС расколется на новую и старую Европу, не будет иметь и общей внешней политики, а также политики безопасности.

В следующем году ЕС должен будет определиться по поводу энергетической политики. Может, шесть месяцев и недостаточно для того, чтобы изменить позицию Германии, но ЕС, желая сохранить себя, может решиться принять важные решения, когда будет определяться со своей энергетической политикой и как она будет связана с внешней политикой.

Необходимо также как можно громче говорить о реальной диверсификации поставок газа при создании инфраструктуры, которая позволила бы стать энергетическими партнерами ЕС странам богатого нефтью и газом региона Каспийского моря. Литва должна стремиться к тому, чтобы убедить ЕС в том, чтобы развивался проект газопровода 'Набукко'.

Может ли положение с энергетической безопасностью Литвы, лавирующей у опасной черты, стать достаточным аргументом для Европейской Комиссии, чтобы было позволено продлить работу Игналинской АЭС?

Литва, вступая в ЕС, обязалась до 2010 года закрыть Игналинскую АЭС. Тогда не подумали, что это обязательство оставит Литву совершенно зависимой от русского газа.

Думаю, что это может быть аргументом за то, чтобы продлить работу ИАЭС хотя бы до того времени, когда будет построено соединение с энергетическими сетями ЕС. Литва, скорее всего, должна будет попросить других членов ЕС позволить ей несколько продлить эксплуатацию ИАЭС.

Помимо строительства новой атомной электростанции, Литва рассматривает еще с добрый десяток энергетических проектов - от электромоста со странами ЕС до подземного газохранилища. Какие из них Вы бы назвали как самые важные в смысле энергетической безопасности?

На мой взгляд, самым важным с точки зрения энергетической безопасности для Литвы является участие в строительстве терминала сжиженного газа, возможно, в Польше. Это еще раз показывает важность стратегического партнерства с Польшей.

Литва с заинтересованными странами могла бы продвигать проекты, которые позволили бы газу из региона Каспийского моря - Казахстана, Азербайджана, Туркмении - достичь европейского рынка. Вся Европа должна предпринимать шаги, чтобы такие проекты были осуществлены, это должно стать одним из краеугольных камней долговременной энергетической политики ЕС.

* * *

Зейно БАРАН, эксперт, директор и старший научный сотрудник Центра евразийиской политики американского Хадсоновского Института.

Родилась 31 января 1972 года в Турции.

В Стэнфордском Университете (США) получила степени бакалавра политических наук и магистра по развитию международной экономики.

В 1999-2002 гг. - директор Кавказского проекта Центра стратегических и международных исследований.

В 2003-2006 гг. - руководитель программ международной безопасности и энергетики Центра Никсона, работа над темами политического, экономического и социального развития и реализации интересов США

В 2006-м году - директор и старший научный сотрудник Центра евразийиской политики американского Хадсоновского Института.