Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

'Лондонград' - проблема, которую создала сама Британия

'Лондонград' - проблема, которую создала сама Британия picture
'Лондонград' - проблема, которую создала сама Британия picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня многих видных россиян волнует не вопрос о том, почему Британия пошла на столь радикальные шаги. Они удивляются другому: что же она так долго медлила? И речь идет не столько о конкретной истории с убийством Александра Литвиненко и требованием об экстрадиции Андрея Лугового, сколько об иммиграционной политике британских властей в целом. Как, недоумевают они, мы позволили, чтобы наша столица превратилась в 'Лондонград'?

Сегодня, когда новая, 'гиперкапиталистическая' Россия старается утвердиться на мировой арене, отношения между Лондоном и Кремлем сплелись в самый запутанный узел

Сегодня многих видных россиян волнует не вопрос о том, почему Британия пошла на столь радикальные шаги. Они удивляются другому: что же она так долго медлила? И речь идет не столько о конкретной истории с убийством Александра Литвиненко и требованием об экстрадиции Андрея Лугового, сколько об иммиграционной политике британских властей в целом. Как, недоумевают они, мы позволили, чтобы наша столица превратилась в 'Лондонград'?

Сегодня, когда новая, 'гиперкапиталистическая' Россия старается утвердиться на мировой арене, отношения между Лондоном и Кремлем сплелись в самый запутанный узел. К американским берегам держит курс куда меньше россиян - там более строгий визовый режим. С немцами, итальянцами и французами (последние только что отхватили крупный энергетический контракт) они активно ведут торговлю, но, хотя у богатых россиян и есть шикарная собственность в Портофино и Куршевеле, именно Лондон влечет их как магнит. Особую привлекательность в глазах 'новых русских' ему придает сочетание низких налогов, высоких прибылей, частных школ и - до недавнего времени - гарантированной личной безопасности.

Проблема - и это охотно признают сами россияне - заключается в том, что среди 300000 их соотечественников, обосновавшихся сегодня в 'туманном Альбионе', затесалось немало преступников и аферистов. Москва в начале 1990-х, когда Борис Ельцин и его западные советники позволили кучке людей присвоить буквально все природные богатства страны, была городом длинных лимузинов и спортивных костюмов. Затем многие из этих типов перебрались в Лондон, научившись носить костюмы от Армани и освоившись в найтсбриджских особняках. Все это время британские чиновники - в отличие от их коллег из других западных стран - выдавали им визы без всяких вопросов.

Сегодня подобная неразборчивость используется против британского правительства. Официальная Москва сравнивает Бориса Березовского - опального магната, живущего сегодня в Великобритании под 'дамокловым мечом' угрозы смерти - с Абу Хамзой [Abu Hamza - имам одной из лондонских мечетей; арестован в 2004 г. по обвинению в причастности к терроризму - прим. перев.] и другими исламистами, обосновавшимися в стране в 1990-х гг. Аргументы, приводившиеся по проблеме 'Лондонистана' - о том, что власти смотрели сквозь пальцы на присутствие в стране мусульман-радикалов в надежде избежать терактов - теперь звучат уже в связи с 'Лондонградом'.

На прошлой неделе, в ходе короткой поездки в Москву - совпавшей по времени с 'обменом' высылками дипломатов - мне несколько раз довелось услышать такой довод: если Британия хотела избежать инцидентов с полонием, ей не следовало пускать в страну всю эту сомнительную компанию бывших агентов КГБ. Литвиненко, Лугового, Березовского и им подобных здесь считают одного поля ягодами.

Жесткая позиция Британии во многом связана с усилиями посла в Москве Энтони Брентона (Anthony Brenton). В первые выходные после того, как Дэвид Милибэнд (David Miliband) возглавил Форин Офис, он специально вылетел в Лондон, чтобы проинформировать нового министра о растущей опасности со стороны Владимира Путина. Посол утверждал - и Милибэнд с Гордоном Брауном, похоже, с ним согласились - что Москве следует дать четкий сигнал: Британия не потерпит, чтобы ФСБ (преемница КГБ) убивала своих врагов на ее территории. Лондон считает, что убийство Литвиненко и недавняя попытка покушения на Березовского (британская разведка вычислила потенциального киллера; 21 июня он был арестован и депортирован) - только начало.

Поэтому-то британцы и решили занять столь жесткую позицию в 'деле Литвиненко'. Они знали, что российская конституция не позволяет выдать Лугового. Кроме того, у них нет особых оснований сомневаться, что приказ о 'ликвидации' был отдан на самом верху. И не стоит заблуждаться насчет до странности демонстративного способа убийства: все могло пройти абсолютно гладко. Если бы в организм Литвиненко попало большее количество изотопа, он, по словам британских компетентных лиц, умер бы очень быстро, и русские вышли бы сухими из воды.

Теперь цель британского правительства - показать, что такие действия не проходят безнаказанно, чтобы русские не попытались их повторить. При этом оно рассчитывает на помощь ЕС и США. Брюссель и Вашингтон действительно выразили свою поддержку, однако их заявления прозвучали на несколько часов позже, чем следовало бы, чтобы показать Кремлю: международное сообщество ставит солидарность выше торговых интересов. Небезынтересен и другой факт: британцы надеются, что российская корпоративная элита (в мягкой форме, конечно, ведь эти люди знают, какими последствиями чревато их вмешательство в политику) убедит Путина - масштабная конфронтация с Британией повредит интересам небольшой 'армии' российских бизнесменов, действующих в Лондоне.

В краткосрочной перспективе шансы на существенное улучшение ситуации невелики. Путин, судя по всему, твердо намерен в будущем году покинуть свой пост. На слуху целый ряд имен его возможных преемников. Фаворитами считаются двое - первые вице-премьеры Сергей Иванов и Дмитрий Медведев. Впрочем, еще два кандидата быстро набирают очки - Владимир Якунин (он возглавляет государственную компанию 'Российские железные дороги) и Александр Ткачев, губернатор Краснодарского края, немало сделавший для того, чтобы право провести зимнюю Олимпиаду-2014 досталось городу Сочи. В той или иной степени эти четверо - люди того же круга, что и сам Путин. И они не могут не видеть, что националистически-самовластная линия обеспечивает ему популярность среди населения.

Таким образом, о либеральной демократии в России лучше на время позабыть. Пока единственное, на что надеется Запад - это спокойствие на собственных улицах.

_________________________________

Из Лондонистана в Лондонград ("La Vanguardia", Испания)

Лондонград: Русский форпост с большей степенью свободы ("The New York Times", США)

Добро пожаловать в Лондонград ("Forbes", США)