Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кому нужны "русские марши"?

Это провокация, направленная против русской общины, считает высланный из Латвии Александр Казаков

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Один из лидеров Штаба защиты русских школ Александр КАЗАКОВ, высланный из Латвии в 2004 году, считает, что мероприятие под вывеской "Русский марш" только внешне направлено на защиту интересов русской общины, на самом же деле оно наносит ей непоправимый вред

Один из лидеров Штаба защиты русских школ Александр КАЗАКОВ, высланный из Латвии в 2004 году, считает, что мероприятие под вывеской "Русский марш" только внешне направлено на защиту интересов русской общины, на самом же деле оно наносит ей непоправимый вред.

Поддерживаю только "хорошее русское"

- Александр, вы наверняка в курсе, что Рижская дума не дала разрешение на проведение 8 сентября в Риге мероприятия под громким названием "Русский марш". В роли организаторов выступали Латвийская национал-демократическая партия и общество "Родина". Вы когда-то сами стояли у истоков протестного движения русскоязычного населения Латвии. Как вы оцениваете нынешнее событие?

- Я по-прежнему хорошо понимаю эмоциональное состояние русских латвийцев - сам такой! - и поэтому у меня отношение к этому запрету такое же, как у большинства образованных людей. С одной стороны, первая инстинктивная реакция - протест: почему запретили русское мероприятие? С другой стороны, мы ведь на то и люди, чтобы жить не инстинктами, а разумом. И умом понимаю, что с этим запретом внутренне согласен. Нельзя поддерживать идеи и политические акции только потому, что они имеют предикат "русский".

Русские - и в истории, и сегодня - они разные. Есть у нас хорошее, есть и плохое. И просвещенные русские всегда с разбором относились к своим соотечественникам - будь то "на материке" или в рассеянии, - и к их делам. Поддерживать надо не все русское, а хорошее русское. Это один из принципов русской культуры - разборчивость.

Правовой аспект запрета - другое дело. Государство - даже этнократическое - должно соблюдать хотя бы свои собственные законы, иначе оно перестает быть государством как таковым. Такое вот двойственное отношение, но только к запрету.

Что касается самого "Русского марша", то тут дело другое. Здесь у меня нет никакой двойственности. Это одна из самых грязных провокаций, направленных против русской общины Латвии за последние годы. Причем провокация, как всегда, "завернута" в лозунги, понятные и близкие 99,9% русских латвийцев: "Русские - коренные жители Латвии, половина страны!", "Гражданство - всем! Русский язык - официальный!", "Русским - русское образование!". Однако эти лозунги - манок. Задачи, которые призван выполнить "Русский марш", вообще никакого отношения не имеют к Латвии, и нормальные ребята, которым не хватает информации, становятся для бессовестных манипуляторов из ЛНДП и ЗаПЧЕЛ (хотя и многие "пчелы" являются объектом манипулирования) пушечным мясом.

Я убежден, что "русские марши", проводящиеся как в России, так и за ее пределами, наносят огромный ущерб общерусскому делу, так как направлены - и притом агрессивно направлены! - на разделение, а не на объединение. Это никакого отношения не имеет к русской политической культуре и к русской традиции. Поэтому, если в ближайший четверг Административный суд сочтет нужным оставить в силе рекомендацию Рижской думы, я, если честно, внутренне буду этому только рад.

Чужая игра

- Как вы вообще расцениваете смысл "русских маршей"?

- Русские латвийцы живут в информационном пространстве, которое задается Россией. Поэтому большинство из них знают, что такое "Русский марш" в России. Знают, что было в Москве 4 ноября, что было до этого в Кондопоге, где был устроен погром, и в других городах России. И в этой связи возникает вопрос - зачем организаторы "Русского марша" в Риге именно так назвали свое шествие? Вы думаете, они не знают, что такое "Русский марш" в России? Не знают, что ультранационалисты из ДПНИ (Движение против нелегальной иммиграции) готовят провокации этой осенью? Не знают, что задачей ДПНИ, их политической крыши и западных спонсоров является срыв выборов в Госдуму в России в декабре? Знают прекрасно, причем из первых рук. Поэтому я могу сделать вывод, что у провокации под названием "Русский марш в Риге" есть не только латвийские, но и заграничные заказчики, как с Востока, так и с Запада. Это чужая игра, и русские латвийцы должны понять, что их используют в чужой и очень грязной игре, направленной на дестабилизацию России и всего русского мира. Друзья мои, нам это надо?

- Что вы можете сказать о лидерах подобных "русских акций"?

- Я догадываюсь, почему у Е.Осипова и у лидера ДПНИ Александра Поткина (политический псевдоним Белов) наладился такой стилевой контакт. У них схожие политические корни. Осипов был лидером латвийского РНЕ, а Поткин был в свое время пресс-секретарем небезызвестного Дмитрия Васильева, возглавлявшего "Память". Однако, если "Память" специализировалась на антисемитизме, то ДПНИ выдвигает универсальный лозунг - "против всех". Всех людей дпнишники разделили на "чистых" и "нечистых". Они - авторы "Русского марша", напомню - открыто сожалеют, что нельзя на основании анализа крови вычислить, кто русский, а кто нет. Честно вам скажу, меня коробит от того, что по их меркам я отношусь скорее к "чистым".

Я убежден, что предпринимаемые ДПНИ попытки повернуть Россию на путь построения национального государства не просто опасны, на определенном этапе они могут поставить под угрозу российскую государственность. И я убежден, что ДПНИ - это предатели русского народа и враги России.

И еще. Посмотрите на флаер рижского "Румарша". И этот то ли полупьяный, то ли с похмелья медведь, перепоясанный пулеметными лентами и с гранатой в руке - символ русского? Да это мечта отмороженного латышского ультранационалиста. Если бы я увидел эту карикатуру на русского на сайте Райвиса Дзинтарса, то я бы не удивился. Даже вместе со слоганом "Русские идут!" (и добавил бы "Спасайтесь, кто может"). Может быть, здесь у Осипова сказывается общение с соратничком неонацистом Малиньшем и это такая аллюзия Лачплесиса? Да только увидев этот флаер, любой нормальный русский должен бежать от этих горе-защитничков как от огня.

"Нас ударили мешком..."

- Да, но сегодня Евгений Осипов претендует на роль цивилизованного политика - даже пользуется официальной поддержкой объединения ЗаПЧЕЛ.

- Я понимаю интерес некоторых (очень конкретных) "пчел" к Осипову и его гоп-компании. Русским латвийцам не хватает энергетики, активизма в защите собственных интересов, и даже в защите интересов своих детей. В 1991 году нас словно пыльным мешком по голове ударили... Так и ходим ударенные.

Так вот Осипов и его архаровцы - это компенсация пассивности русской общины. Осипов со своими бритоголовыми готовы на действия всегда. Ведь даже бритье головы - это вызов, поступок. Зачем и для чего действия нужно предпринимать - это волнует осиповцев во вторую очередь. Заметьте, не средства соответствуют цели, а цель подбирается под средства. Сегодня можно облить памятник краской, завтра бросить булыжник в полицейскую машину... Адреналин, дешевая героика, реализация комплексов. Вся эта "деятельность" подпадает под классические определения маргинальных радикальных группировок. Спрашивается, при чем здесь парламентская партия ЗаПЧЕЛ?

А притом, что тандем с Осиповым компенсирует эмоциональные потери, вызванные имитацией бурной деятельности. Осипов готов положить в копилку ЗаПЧЕЛ те радикальные активные действия, на которые "пчелы" как парламентская партия никогда не пойдут. И это очень опасный тандем. Это Осипов говорит, что в случае каких-либо действий в отношении памятника Освободителям тут устроит второй Париж. На самом деле он обещает второй Таллин. Врет, конечно, но в данном случае угроза не менее действенна, чем само действие.

Я, собственно, никогда не скрывал своего отношения к ЗаПЧЕЛ и своей убежденности в том, что именно ЗаПЧЕЛ повинна в развале работы Штаба защиты русских школ. Конечно, у нас - свои счеты (в том числе по части моей депортации).

Но сейчас, занимаясь реальной политикой в Москве и наблюдая за событиями в Латвии со стороны, даже я не перестаю удивляться градусу политического цинизма ЗаПЧЕЛ. Им ведь даже не деньги нужны (тогда было бы лучше, так как зарабатывание денег требует прагматизма и реализма). Им нужна власть, пусть и в рамках маленькой группы. И ради реализации этих амбиций ЗаПЧЕЛ готова пойти на поддержку Латвийской национал-демократической партии, которая ничем не отличается от российских национал-большевиков.

Штаб пора объявить распущенным

- Но Штаб защиты русских школ - организация, одним из создателей которой вы были в свое время, - тоже приняла резолюцию в поддержку "Русского марша"...

- Это решение было некорректным. Не могу сказать, увы, что нелегитимным, потому что штаб так устроен, что решения принимаются большинством присутствующих. Это сетевая структура, и она именно так и строилась. Однако решение было продавлено. Докладчиком был представитель ЗаПЧЕЛ Юрий Петропавловский, который умеет конструировать такие процедуры. Я знаю, что те штабисты, кто считал неприемлемой поддержку "Румарша", понимая, что они будут в меньшинстве, просто не пошли на заседание. Против голосовал едва ли не один Дмитрий Катемиров - редактор сайта Штаба защиты русских школ. Кстати, он после этого отказался выставить на сайте резолюцию в поддержку "Русского марша" и ушел в отставку.

Вывод? На мой взгляд, этим решением Штаб защиты русских школ объявил о своей смерти. Всем нам лишняя наука. Создав единожды общественный бренд, нельзя бросать его плыть по воле волн. Надо было объявить штаб распущенным тогда, когда он перестал играть в латвийском обществе ту роль, ради которой создавался. Мы его бросили, и вот теперь нашлись политиканы, которые хотят использовать его в своих грязных играх. Мы все - те штабисты, кто участвовал в деятельности штаба в 2003-2004 годах, должны объявить штаб распущенным. Тогда решение в поддержку "Румарша" станет нелегитимным само по себе.

Мне нелегко говорить эти слова, но я с этого момента перестаю считать себя членом Штаба защиты русских школ. Призываю к этому и всех остальных штабистов. Штаб создавался для защиты и сохранения образования на русском языке. Позднее, повзрослев, штаб объявил еще о двух, более широких целях: гражданство всем негражданам и официальный статус русского языка. Но бороться за эти цели стоило только ради одного - ради сохранения русской культуры и единого русского цивилизационного пространства. Штаб, поддерживающий неонацистов и ультранационалистов, не может бороться за русскую культуру и русскую цивилизацию.

Это не значит, что надо опустить руки. Надо поддержать другие общественные инициативы или создать новые. Я знаю, что у моих товарищей есть для этого силы и вера в то, что русская община с ее уникальной русской культурой сохранится в Латвии на века.