Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Нейтралитет - политическое орудие России

Нейтралитет - средство России финляндизировать постсоветские государства пространства СНГ

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Утверждение нейтрального статуса Украины означало бы, что Киев обязуется не вступать в международные военно-политические союзы, прежде всего, НАТО. Кроме того, нейтральная Украина - это не только возможность для России контролировать взаимосотрудничество Киева с Северо-Атлантическим Альянсом, но и предлог втянуть эту страну в интеграционные процессы в пространстве СНГ. Очевидно, что Россия реализует сценарий финляндизации Украины...

С приближением досрочных выборов в Верховную Раду Украины председатель парламента и лидер Социалистической партии Александр Мороз заявил, что Украина должна утвердить свой статус нейтрального государства. Интересно то, что идею нейтральной Украины А.Мороз выдвинул в то время, когда во всем мире нейтралитет переживает сильнейший кризис. Это прекрасно иллюстрирует пример Японии. С усилением политической, экономической и военной мощи Китая и связанного с этим изменения равновесия сил на Дальнем Востоке, формально нейтральная Япония все больше настроена входить в различные, инициируемые США международные альянсы, предназначение которых - сдерживать геополитические амбиции Китая.

Правовые аспекты

Международное право предусматривает, что правовым обоснованием нейтралитета государства является или международный договор с другими государствами, или внутренний правовой акт (чаще всего, это конституция). Но в любом случае нейтралитет никоим образом не должен ограничивать суверенитет государства, поскольку этот статус устанавливается добровольно и от него можно отказаться в любой момент. В этом контексте возникает вопрос: будет ли нейтралитет Украины добровольным самоопределением или это будет статус, навязанный внешними силами?

Один из рычагов, отражающий понятие нейтралитета в традиции многовекторной внешней политики Украины, поддерживается прагматичным интересом балансировать между Россией и Западом. Иначе говоря, нейтралитет понимается как роль Украины в качестве своеобразного геополитического буфера между двумя система безопасности.

Опасность финляндизации

С другой стороны, уже не секрет, что не Партия регионов Виктора Януковича, а именно руководимые А.Морозом социалисты нынче являются основной политической силой, через которую Россия пытается реализовать различные, благоприятные для себя инициативы в политической системе Украины.

Утверждение нейтрального статуса Украины означало бы, что Киев обязуется не вступать в международные военно-политические союзы, прежде всего, НАТО. Кроме того, нейтральная Украина - это не только возможность для России контролировать взаимосотрудничество Киева с Северо-Атлантическим Альянсом, но и предлог втянуть эту страну в интеграционные процессы в пространстве СНГ. Очевидно, что Россия реализует сценарий финляндизации Украины.

Такую модель влияния во времена 'холодной войны' СССР применил в отношении нейтральной Финляндии. Финляндизация - косвенное подчинение государства своему влиянию при помощи управления его экономикой, энергетикой, сектором общественного информационного пространства и т.д.

Намордник конкурентам

Нейтралитет был бы заодно и 'намордником' региональным инициативам Украины, точнее, препятствием для Киева стать конкурирующим с Россией центром силы на постсоветском пространстве. Украина вместе с Молдовой, Грузией и Азербайджаном участвует в деятельности региональной организации ГУАМ. Одна из важнейших целей этой организации - разрешить 'замороженные' конфликты в Приднестровье (Молдова), Абхазии и Южной Осетии (Грузия).

Функцию поддержания мира в этих конфликтах выполняют военные подразделения России. Не секрет, что именно эти сепаратистские образования - цепь созданных Россией геополитических 'клиньев' мешающих государствам ГУАМ интегрироваться в ЕС и НАТО. Поэтому государства ГУАМ заинтересованы в том, чтобы создать общее воинское подразделение по поддержанию мира, которое могло бы заменить в 'замороженных' конфликтах российских миротворцев. Тем самым для государств ГУАМ была создана возможность ограничить влияние России на повестку дня по урегулированию этих конфликтов.

Однако нейтралитет Украины фактически блокировал бы деятельность ГУАМ в области разрешения сепаратистских конфликтов. Эти возможные вызовы для внешней политики Украины иллюстрирует пример Молдовы. В конституции Молдовы закреплен принцип нейтралитета и именно это в настоящий момент больше всего ограничивает процесс формирования миротворческих воинских подразделений ГУАМ.

Так что нейтралитет - не только орудие России по финляндизации государств постсоветского пространства СНГ, но и возможность обуздать потенциальных геополитических конкурентов.

Традиция нейтралитета в Северных странах

Ось нейтралитета Финляндии - навязанная СССР особая модель двусторонних отношений, которую со временем стали называть финляндизацией. Из всех Северных стран Финляндия всегда занимала особое положение, поскольку после Второй мировой войны ее внешнюю политику контролировал СССР. Традиция потакания России жива и в нынешней внешней политике Финляндии.

Швеция - формально нейтральное государство, из всех Северных стран тратящее на оборону страны больше всех средств. Истоки нейтралитета Швеции - в начале XIX века. Во времена 'холодной войны' нейтралитет Швеции выполнял важную международную функцию геополитического предохранителя. Одной из причин, почему Россия не прибегла к прямому контролю над Финляндией, является то, что Москва не хотела подтолкнуть Швецию в НАТО.