Завтра вечером европейский космический корабль должен отправиться с космодрома во Французской Гвиане в свой первый полет на Международную космическую станцию. Это даст агентству НАСА и всему миру новую возможность для попадания в созданную на орбите лабораторию.

Однако для НАСА запуск грузового космического корабля 'Жюль Верн' становится довольно мрачной перспективой. Через два с половиной года, как раз тогда, когда станция будет полностью собрана, у Соединенных Штатов не останется больше собственных космических кораблей для доставки на нее астронавтов и грузов. А ведь в ее строительство вкладывается примерно 100 миллиардов долларов. К тому времени три космических челнока будут списаны из-за их высокой стоимости и ненадежности, а у НАСА как минимум до 2015 года не появится ничего им на замену.

В течение пяти лет, а может быть и больше, Соединенные Штаты Америки будут пользоваться техникой других стран, чтобы попадать на станцию, строительство которой в значительной мере оплатили американские налогоплательщики. Еще хуже то, что единственной страной, способной доставлять людей на эту станцию, является Россия. Это усиливает ее позиции на переговорах по поводу цен за космические полеты, и такая ситуация возникает в период все большего обострения отношений между США и Россией.

Кроме того, многие опасаются, что платить придется не только миллиардами долларов, но и утратой американского престижа, а также потерей рычагов воздействия на русских, когда речь будет заходить о таких вопросах, как оказание помощи Ирану в его ядерной программе.

Руководитель НАСА Майкл Гриффин (Michael Griffin) говорит, что такая ситуация вызывает у него 'огромное сожаление и огромную озабоченность'. 'Почти все пять лет, - заявляет он, - мы будем очень сильно зависеть от русских, и для Соединенных Штатов такая ситуация ужасна. Я встревожен, и многие другие тоже'.

Сенатор-демократ от штата Флорида Билл Нельсон (Bill Nelson), возглавляющий подкомитет, который следит за работой НАСА, пошел еще дальше. 'Это очень серьезное предательство американских интересов, - сказал он, - впервые со времен спутника у Соединенных Штатов не будет значительного превосходства в космосе. Меня поражает то, как мы допустили такую серьезную угрозу нашей национальной безопасности'.

Белый Дом, Конгресс и специалисты космической отрасли уже много лет знали о приближении этой опасности, но у них всегда находились иные приоритеты.

Те, кто тесно связан с данными вопросами, говорят, что проблема со всей серьезностью встанет летом этого года, когда начнутся переговоры с Россией. Конгресс в этих условиях может начать дебаты об отмене закона, запрещающего определенные виды торговли со странами, поддерживающими ядерные программы Ирана и Северной Кореи.

Гриффин подтвердил, что такая отмена крайне важна, но он также заявил, что 'Соединенным Штатам - ведущей мировой и космической державе - стыдно, просто стыдно опускаться до покупки подобных услуг'. 'На мой взгляд, это скажется на том, как на нас смотрит мир, причем изменение будет не в лучшую сторону'.

В бюджете НАСА в период с 2009 по 2013 финансовый год предусмотрено потратить 2,6 миллиарда долларов на перевозки людей и грузов на МКС. Если ситуация не изменится, большая часть этих средств уйдет к русским.

На прошлой неделе Гриффин заявил комитету Нельсона, что столкнувшись с такой перспективой, он начал контакты с неопытной пока частной компанией по созданию ракет SpaceX, направленные на ускорение ее деятельности в области строительства частных космических кораблей, которые могли бы взять на себя часть работы по перевозке астронавтов в космос. Нельсон вместе с сенатором-республиканцем от Луизианы Дэвидом Виттером (David Vitter) порекомендовали агентству НАСА официально продолжить работу в этом направлении.

Однако компании SpaceX, полной желания взяться за такую работу, не удается успешно вывести на орбиту даже грузовой корабль, не говоря уже о корабле для перевозки людей, который должен удовлетворять гораздо более строгим требованиям. Тем не менее, основатель SpaceX Элон Маск (Elon Musk) сказал в телефонном интервью, что его компания может создать пилотируемый космический корабль к концу 2011 года, если НАСА воспользуется его предложением по соглашению от 2006 года о предоставлении услуг в области перевозки грузов. Получив такое согласие, говорит Маск, SpaceX существенно ускорит свои работы по созданию пилотируемого космического корабля.

'Есть ли опасность того, что нам не удастся добиться успеха? Да, есть, - заявляет Маск, являющийся также одним из создателей платежной системы PayPal, - но если Соединенные Штаты не составят никакой конкуренции русским, то Россия получит монополию на перевозку экипажей космической станции и сможет диктовать свои условия. А захотят ли налогоплательщики, чтобы все эти деньги ушли в Россию, вместо того, чтобы попасть к американской компании с американскими работниками?'

В своем выступлении Гриффин заявил, что склонен согласиться на вариант перевозки экипажей космическими кораблями SpaceX. Вместе с тем, он выразил серьезные сомнения относительно способности компании подготовить такой корабль для астронавтов к 2012 году.

Отставание США в области перевозки людей и грузов на МКС является результатом целого ряда факторов, включая крушение в 2003 году космического челнока 'Колумбия', последовавшее затем решение списать три остальных 'шаттла' к сентябрю 2010 года и отсутствие дополнительных средств для быстрого создания замены.

Американское космическое агентство заключило контракты на разработку и испытания нового поколения ракет и капсул с экипажем. Однако ему приходится действовать очень медленно в связи с высокой стоимостью эксплуатации челноков, являющихся единственными летательными аппаратами, способными доставлять крупные детали на все еще не достроенную космическую станцию. Гриффин заявил, что новый космический корабль может быть создан в 2013 году, а не в 2015-м, если агентство получит дополнительно 2 миллиарда долларов. Однако администрация эти средства не запрашивала.

В прошлом году Белый Дом выступил против принятого Сенатом законопроекта о выделении НАСА дополнительно 1 миллиарда долларов на восполнение части затрат, понесенных после крушения 'Колумбии'. Похожие действия были предприняты после катастрофы с 'Челленджером' в 1986 году.

'Перед агентством стоит масса задач, но ему хронически не хватает денег, - заявил Нельсон, - я считаю, что отставание во многом связано с отказом администрации выделить НАСА необходимые средства. А теперь нам придется платить миллиарды русским, потому что раньше мы не захотели тратить миллионы. Это самая отвратительная ситуация'.

Гриффин, являющийся активным сторонником полетов человека в космос и лояльным членом администрации, заявил, что Конгресс и администрация прошлых созывов допустили отставание программы пилотируемых полетов в космос, и лишь благодаря 'прозорливости' президента Буша в отношении полетов человека на Луну и Марс программу эту удалось оживить.

Тем не менее, многие полагают, что интерес Буша к космосу невелик. Бюджет НАСА по-прежнему ограничен, а Буш за все свои шесть лет губернаторства в штате Техас так ни разу и не посетил космический центр в Хьюстоне. Став президентом, он побывал там лишь однажды, во время памятной службы в честь погибших астронавтов 'Колумбии'.

Европейский космический корабль, запуск которого запланирован на завтра, выполнит первый из шести грузовых полетов государственно-частной компании Arianespace. Он будет осуществлен в ответ на запуск 'шаттла' НАСА, который доставил на орбитальную станцию крупную европейскую лабораторию. Президент и генеральный директор Arianespace Жан-Ив Ле Галль (Jean-Yves Le Gall) заявил в интервью на прошлой неделе, что его компания хотела бы играть более заметную роль в обеспечении работы космической станции. Однако прежде чем настаивать на этом, он намерен дождаться первого успешного пуска.

В ноябре Европейский Союз должен принять решение - присоединяться или нет к полетам человека в космос. Ожидается, что он вступит в этот космический клуб, членами которого на сегодня являются только Соединенные Штаты Америки, Россия и Китай.

Ле Галль признал, что космический корабль его компании, сокращенно именуемый ATV, дороже в строительстве и эксплуатации, нежели его российские конкуренты. Вместе с тем, он отметил, что если Россия станет единственным перевозчиком, многое может измениться. Однако европейцы сталкиваются с многочисленными проблемами, пытаясь продавать свои космические транспортные услуги НАСА. Одна из таких проблем - требования покупать все американское, благодаря которым предпочтение отдается компаниями из США, таким как SpaceX.

'Мы считаем, что если нам дадут шанс, то мы сможем стать важной частью решения по космической станции и создать противовес русским', - сказал Ле Галль.

Несмотря на серьезные опасения в связи с будущей зависимостью НАСА от России, Гриффин говорит, что у его агентства положительный опыт взаимодействия с самым важным партнером по МКС. Русские помогли астронавтам, когда те застряли на космической станции после крушения 'Колумбии', и они продолжают доставлять на орбиту экипажи и грузы, делая это сегодня в рамках многолетнего контракта на 780 миллионов долларов.

Гриффин также сказал, что новое соглашение с русскими необходимо подписать к началу будущего года. По его словам, русским понадобится три года для создания достаточного количества одноразовых, но очень надежных кораблей 'Союз' и 'Прогресс'.

____________________________________________________________

В космосе и для Китая найдется место ("Los Angeles Times", США)

Космический мачизм опасен для Америки ("The International Herald Tribune", США)