Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ничего не меняется...

Если Обама станет президентом, легкие поправки в ближневосточную политику США, безусловно, будут внесены, но ничего существенного ждать не стоит

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Трехдневный визит кандидата в президенты США Барака Обамы в Израиль с короткой остановкой в городе Рамаллах преподнес единственный сюрприз - сам факт того, что он вообще захотел встретиться с палестинцами. Те, кто рассчитывает, что став президентом Обама кардинальным образом изменит внешнюю политику США на Ближнем Востоке, могут расслабиться - легкие поправки, безусловно, будут внесены, но ничего существенного ждать не стоит

Трехдневный визит кандидата в президенты США Барака Обамы в Израиль с короткой остановкой в городе Рамаллах преподнес единственный сюрприз - сам факт того, что он вообще захотел встретиться с палестинцами. Те, кто рассчитывает, что став президентом Обама кардинальным образом изменит внешнюю политику США на Ближнем Востоке, могут расслабиться - легкие поправки, безусловно, будут внесены, но ничего существенного ждать не стоит.

Да, Обама пообещал вывести часть американских войск из Ирака и установить определенный уровень контактов с Ираном, но эти обещания весьма неоднозначны и могут быть в любой момент скорректированы в угоду политическим интересам и лоббистскому давлению.

Размещение военного контингента США в Ираке, как нам было сказано, будет одновременно увязываться с наращиванием американского военного присутствия в Афганистане - ясный знак того, что милитаристский менталитет 'ястребов' администрации Буша еще только предстоит изменить, а ценный урок, что оружием нельзя добиться мира, - усвоить.

Столь же расплывчато и обещание сенатора-демократа дать ход переговорам с Ираном. Начнем с того, что различные официальные лица в американской администрации уже ведут их - не настолько афишируя, конечно, - но пока им удалось привлечь Тегеран к обсуждению лишь вопросов, отвечающих интересам самих США, а не защищаемого ими Израиля, - таким как, например, война в Ираке. Добавим к этому участие заместителя госсекретаря США Уильяма Бернса в прошедших недавно в Женеве переговорах 'шестерки' с Тегераном - многие расценили его как 'смену (американской) политики (по отношению к Ирану)'.

Стремление Обамы заверить Израиль в своем намерении начать обещанный диалог с Ираном крайне тревожно, принимая во внимание его неустанные заявления о том, что 'силовой вариант' для обеспечения безопасности еврейского государства по-прежнему не исключается. Ничего не напоминает? 'США используют все возможные политические пути, но возможность применения силы не исключена' - к этому сводились заявления, звучавшие из Белого Дома эпохи Буша-младшего перед американским вторжением в Ирак. Надо ли объяснять, что такой подход не является признаком исполненной благих намерений дипломатии.

Заявления Обамы представляют опасность еще и потому, что он будет вынужден компенсировать видимое смягчение своего отношения к Ирану и Ираку еще большим акцентированием произраильской позиции США, что исключит малейшую возможность мирного урегулирования палестино-израильского конфликта, по крайней мере во время его пребывания на посту президента. Подтверждений такому сценарию хватает. Последнее из них - заявление Обамы, сделанное им накануне визита в Израиль, о том, что Иерусалим не должен быть разделен (на палестинскую и израильскую части). Такая позиция противоречит международному праву, однако полностью соответствует традиционной политике, проводимой американской администрацией на протяжении многих лет. А то, что он говорил в Израиле, вообще нет смысла повторять - вся эта риторика становится предсказуемой. Никто не ожидал услышать что-то кроме слов о 'приверженности' Израилю и 'особых отношениях', связывающих обе нации. Обама пообещал сделать все, чтобы Израиль остался в безопасности, а Иран не получил атомную бомбу. Что же касается палестинцев, то здесь он, как кажется, горячо интересуется вовлечением в диалог далеко не демократических сил (имеется в виду Махмуд Аббас и его окружение) и избегает при этом тех, кто осмеливается бросить вызов предвзятой официальной позиции США (движение ХАМАС, пришедшее к власти в результате демократических выборов), внесших большой личный 'вклад' в продолжающийся (палестино-израильский) конфликт.

Если Обама и заинтересован в исправлении покоробленного внешнеполитического курса своей страны в регионе, то, безусловно, смотрит на это через призму интересов Израиля. Но в этом сенатор-демократ не одинок. Если он победит на выборах, то присоединится к растущему числу западных лидеров, отказывающихся следовать здравому смыслу и проводящих непоследовательную политику, которая зачастую противоречит интересам их народов.

Канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Николя Саркози и премьер-министр Великобритании Гордон Браун, посетившие Израиль соответственно в марте, июне и июле, не смогли уклониться в ходе своего визита от произнесения привычной мантры - 'Израиль прежде и превыше всего'. Конечно, Саркози позволил себе небольшую, но открытую критику в адрес еврейского государства по поводу продолжающегося строительства израильских поселений на палестинских территориях, на что Обама не осмелился даже в частной беседе. Однако основа остается прежней - меньше десяти миллионов израильтян по прежнему являются главной заботой Запада в регионе с населением в несколько сотен миллионов человек. Такая откровенная 'приверженность' лидеров этих стран Израилю при полном игнорировании его последовательной жестокой политики, мягко говоря, неестественна.

Об этой неестественности красноречиво говорят результаты проведенного сайтом www.worldpublicopinion.org опроса общественного мнения, в котором приняли участие респонденты из 18 стран, в том числе Франции, Великобритании и США. В 14 из них, свидетельствуют данные, большинство населения выступают против того, чтобы правительства этих государств занимали какую-либо из сторон в палестино-израильском конфликте. Граждане Египта, Ирана и Турции высказались в поддержку палестинцев, и только в Индии мнения разделились почти поровну. Сторону Израиля не занял никто - даже в самих США 71 процент населения пожелал, чтобы позиция их страны была нейтральной.

Так почему бы тогда кандидату Обаме не прислушаться к мнению своего народа и действительно не изменить деструктивную линию поведения США в отношении палестино-израильского вопроса? Почему бы Брауну и Саркози не внять голосам 79 процентов граждан своих стран и не сделать то же самое? Эти лидеры должны прежде всего уважать принципы демократии у себя дома, а уже потом учить других.

Везде, где побывал Обама в рамках своего турне, охватившего кроме Израиля Германию, Францию и Великобританию, настроения от его визита характеризовались как 'радостные', а ожидания как 'большие'. Для палестинцев же все выглядело по-прежнему: те же заносчивые требования, та же нечестная политика и вечная предвзятость.

Перевод: Алексей Фаезов

__________________________________________________

Поддержите Обаму в качестве верховного главнокомандующего ("The Financial Times", Великобритания)

За рубежом от наших выборов тоже ждут перемен ("The Washington Post", США)