С геостратегической точки зрения Турция является не только страной европейской, но и азиатской. Однако от признанных азиатских держав Китая и Индии она находится на расстоянии 10 тыс. километров., а с Российской Федерацией имеет в настоящее время лишь морскую границу. Опять же, рассматривая Турцию с позиции ее географического расположения, она имеет важное стратегическое значение для большинства соседних с ней государств. Она представляет собой естественные ворота для государств региона, чьи берега омываются Черным морем. Для Турции очень важна стабильность в Ираке, однако для этого понадобится большое количество времени. Исходящие оттуда угрозы, решаются руководством Турции совместно с Соединенными Штатами. Несмотря на наличие общих интересов между Турцией и Ираном, между государствами существуют довольно серьезные трения.

Если посмотреть с другой стороны, Турция существенно заинтересована в отношениях с государствами Азии, особенно Центральной Азии. Она пристально следит за событиями, происходящими в этом обширном регионе, поддерживает крепкие экономические отношения с ключевыми государствами региона, как Россия, Китай и Индия. Однако из-за того, что Турция не является членом Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), она не может оказывать существенное влияние в этом регионе.

Проблемы национальной безопасности

С точки зрения национальной безопасности возникающие угрозы можно разделить на внутренние и внешние, которые необходимо детально прорабатывать в краткосрочной, средней и долгосрочной перспективах. Основные проблемы, связанные с вопросами национальной безопасности внутри страны, это покушения на территориальную целостность Турции радикальных групп и течений, наркотрафик, проблемы мирового продовольственного кризиса и его последствия в Турции, и появление в связи с этим всевозможных чрезвычайных угроз.

Угрозы Рабочей Партии Курдистана

Очевидно, что главную террористическую угрозу в лице деятельности Рабочей Партии Курдистана (РПК) не представляется возможным решить лишь военными методами и средствами. Это объясняется тем, что большая часть террористов находит убежище в соседнем с Турцией Ираке, где получает логистическую поддержку, и на деятельность которых закрывает глаза местное автономное руководство. Использование дипломатического ресурса для решения этой проблемы по-прежнему не дает конкретного положительного результата. Кроме этого, некоторые страны, которые являются союзниками Турции по североатлантическому блоку НАТО, формируют различного рода препятствия на пути дипломатического решения вопроса с РПК. Поэтому представляется, что решение проблемы Турции и деятельности РПК не удастся решить в краткосрочной перспективе.

Будущее Ближнего Востока и Ирака

Ирак, находящийся под полным военным и политическим контролем американских военных, до сих пор не может добиться внутренней стабильности. Основные вопросы, которые будут напрямую затрагивать интересы Турции относительно развитии ситуации в Ираке, это, прежде всего, решение в среднесрочной и долгосрочной перспективах главного вопроса: сохранит ли Ирак свою территориальную целостность или же будет разделен на автономные части. В случае, если на юго-восточной границе Турции возникнет автономное Курдское государство, Турецкой Республике придется вырабатывать новые механизмы выстраивания отношений и преодоления возможных угроз. По мере того, как в этом регионе останутся американские войска, можно сказать, что за исключением деятельности РПК, у Турции больше не будет каких-либо существенных проблем. Но все же, неопределенность ситуации в Ливане и палестино-израильское столкновение по-прежнему будут представлять один их самых серьезных факторов, влияющих на политику Турции.

Кипрской вопрос

Несмотря на возобновление и продолжение переговоров относительно решения кипрского вопроса, те формулировки, которые навязывают Турции страны ЕС и руководство греческой части острова, далеки от тех, которые могли бы в какой-то мере устроить руководство Турции. Главная проблема острова: его территориальные разграничения. Позиция греческой части острова в одностороннем порядке ввести 12-мильную морскую границу своих территориальных вод, безусловно, представляет самую большую угрозу для Турции с точки зрения национальной безопасности.

Республики Южного Кавказа

То, что некоторые группы США активно поддерживают обвинения Турции в геноциде армянского народа, может расшатать отношения Турции и Армении, которых и без того не существует на официальном уровне. Нерешенность до сих пор вопроса Нагорного Карабаха, нахождение большой части территории Азербайджана под оккупацией Армении и, в связи с этим, статус беженцев, полученный людьми, проживающих на этой территории. Стратегическое сотрудничество Москва-Ереван-Тегеран, и с другой стороны Турции и Азербайджана - является главной причиной неустановления отношений между Турцией и Арменией.

Еще одно государство Южного Кавказа - Грузия - не находится в состоянии стабильного развития и по этой причине пытается развивать стратегическое партнерство с Турцией и государствами НАТО. Поддержка Россией режимов Абхазии и Южной Осетии, возможность провозглашения их независимости, предоставление большей части этих территорий статуса гражданина Российской Федерации еще больше осложняет решение этого вопроса. Серьезные трения, возникающие периодически между Россией и Грузией, представляют серьезную опасность для безопасности трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан.

Российская Федерация

Россия, представляющая серьезного соперника для США в области продажи оружия, продолжает поступательное развитие своего экономического, и в особенности, энергетического секторов. Основная часть доходов России по-прежнему составляет прибыль от продажи оружия, нефти и природного газа, продукции химической промышленности. Российско-турецкие отношения в области энергетики показывают устойчивое развитие. Потребность Турции в российском газе на сегодняшний день составляет более 65%. Российские туристы в большом количестве посещают турецкие курорты, а такие отрасли, как строительство, текстильная промышленность становятся в России объектом вкладывания инвестиций турецких бизнесменов и предпринимателей. Поэтому, несмотря на существенное развитие отношений между Турцией и Россией, можно сказать, что Россия больше не воспринимается в качестве военной угрозы для Турции.

Однако Россия и Турция являются странами-соперниками по вопросу строительства трубопровода Nabucco - энергетического моста между Европой и Азией. В тоже время не уходит с повестки дня возможные угрозы для Турции из-за набирающего темпы российско-иранского сотрудничества. Кроме того, закрытие турецких образовательных учреждений в некоторых областях России, запрет на выдачу виз некоторым гражданам Турции, возвращение обратно в Россию студентов, проходивших обучение в Турции - представляет собой примеры, подрывающие обстановку доверия в отношениях двух стран.

Иран

Иран является одной из главных стран, обеспечивающих Турцию природным газом. Турция поддерживает реализацию проекта Nabucco, и хочет видеть в нем как Иран, так и Туркменистан. Что касается вопроса терроризма и деятельности Рабочей партии Курдистана (РПК), то здесь между Анкарой и Тегераном развивается устойчивое сотрудничество. Однако нельзя не учитывать такие особенности, что Иран активно развивает ядерную программу, поддерживает Армению и развивает систему новых ракет. По этой причине Турции необходимо хорошо подумать над вопросом формирования собственного военно-оборонительного щита.

Республики Центральной Азии

Из группы стран этого региона самое пристальное внимание заслуживает Казахстан. Отношения между Анкарой и Астаной развиваются поступательно и находятся на хорошем уровне. Однако существенную конкуренцию для турецких предпринимателей составляют бизнесмены их Китая, США и стран Европейского Союза. В 2007 году Казахстан подписал соглашение о присоединению к трубопроводной сети Баку-Тбилиси-Джейхан, что является важным моментом для реализации энергетической политики Турции в регионе.

А вот с другой ключевой страной этого региона - Узбекистаном - Турции не удается наладить даже нормальные отношения, не говоря уже о стратегическом партнерстве. Отношения Турции и Узбекистана, пережив настоящий разрыв в середине 1990-х гг., вроде бы стали вставать на новые рельсы, однако о явном или очевидном налаживании сотрудничества говорить не приходится. Сегодня Узбекистан - самое крупное государство Центральной Азии по численности населения, однако не хочет искать какого-либо стратегического партнерства, кроме того, которое страна уже имеет с государствами ШОС.

Что касается Кыргызстана и Таджикистана, то эти два государства с недостаточно развитыми экономическими системами, не могут самостоятельно играть существенной роли. Существенное давление на эти государства оказывает Китай, как в рамках ШОС, так и ходе двусторонних отношений.

Афганистан

На территории Афганистана по-прежнему продолжается гражданская война. Силы движения 'Талибан', несмотря на то, что не находятся у власти, находятся в стадии войны с США и государствами НАТО, контингент которых находится на территории страны. Турция отказалась от отправки своего военного контингента для борьбы с талибами, потому что в ближайшем будущем этой бедной стране не удастся добиться стабильности. Кроме того, Турция всегда испытывала братские чувства по отношению к афганскому народу, среди которого более 1 млн. человек приходится на этнических узбеков и туркменов. Таким образом, государства Центральной Азии представляют большой интерес для Турции с точки зрения исторических корней, а также экономических и политических отношений.

Китай и Индия

Эти два государства, обладающие самыми большими людскими ресурсами, на протяжении длительного периода соперничают друг с другом в научной и технической областях. Турция развивает хорошие торговые отношения как с Индией, так и Китаем. Турецкие рынки завалены дешевыми китайскими товарами, начиная от обуви, мотоциклов, сумок и игрушек. Что касается тех же сумок и игрушек, то на долю турецкого импорта приходится 92%, в результате чего некоторые секторы турецкой промышленности развалились. Это, в свою очередь, приводит к нежелательному для Турции росту уровня безработицы. Кроме этого, для Турции важную роль играет родственное уйгурское меньшинство Китая, которое находится под давлением официальных властей, а также ситуация вокруг давнего союзника Пакистана, который испытывает конфронтацию с Индией.

Заключение

С геополитической точки зрения Турция выступает в качестве моста между Ближним Востоком, Кавказом и Европой, полноправной частью которой она пытается стать и отношения с которой развивается затруднительно. Кроме того, для Европы Турция пытается стать еще и энергетическим мостом. Сегодня Турецкая Республика, среди всех своих соседей, за исключением России и Ирана, обладает многочисленной и профессиональной армией, самым молодым населением, развитой экономикой и предстает как динамично развивающееся государство, которое является членом НАТО, Организации Исламская Конференция (ОИК), а также поддерживает хорошие отношения со всеми мусульманскими государствами. Несмотря на быстро меняющуюся мировую конъюнктуру, Турция продолжает развивать прагматические политические и экономические отношения. В дополнению к этому, Турция старается помогать родственным народам, проживающим в других соседних государствах. Анкара все еще помнит о сотнях тысяч тюркских и мусульманских беженцев, которые пересекали страну в конце XIX - в первой половине XX веков.

Надир Девлет - турецкий эксперт по международным вопросам

Перевод: Александр Бакустин

____________________________________________________

Действительно ли расширение НАТО полезно для Турции? ("Turkish Daily News", Турция)

Турция примеряет на себя роль региональной державы ("Zaman", Турция)

Каспийское послание для США ("Cumhuriyet", Турция)