Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Что означает снижение цен на нефть для мира

Падение цен на нефть это настоящий подарок для попавшего под ценовой пресс потребителя

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Цены на нефть - это барометр мировой экономики. Рост этих цен в период с 2003 по 2007 год стал отражением самого мощного экономического роста за историю целого поколения. Высоким темпам экономического роста положили конец не только недооценка рисков, избыток ликвидности и чрезмерная самоуверенность, но и все более мощный рост цен на сырье, главную часть которого составляет нефть. Сегодня, когда мир попал в полосу рецессии, цена на нефть снизились более чем наполовину

Цены на нефть - это барометр мировой экономики. Рост этих цен в период с 2003 по 2007 год стал отражением самого мощного экономического роста за историю целого поколения. Высоким темпам экономического роста положили конец не только недооценка рисков, избыток ликвидности и чрезмерная самоуверенность, но и все более мощный рост цен на сырье, главную часть которого составляет нефть. Сегодня, когда мир попал в полосу рецессии, цена на нефть снизились более чем наполовину.

Такое снижение отражает также влияние самой цены. Дело в том, что рост цен повлиял на решения потребителей, правительств и бизнеса, которые изменили тенденцию спроса. А теперь на спрос оказывает все большее влияние и рецессия.

Конечно, "обрушение" цен до 60-70 долларов можно считать обрушением лишь в том случае, если забыть, что в 2007 году средняя цена нефти составляла 72 доллара за баррель (а в 2006-м - 66 долларов). То, что спрос превышал предложение, было не единственным фактором, влиявшим на рост нефтяных цен. Последний взрыв цен на нефть и прочие сырьевые товары начался в конце лета 2007 года, когда слабеющий доллар породил "бегство в сторону сырья".

Несомненно, цены на нефть вплоть до июля 2008 года подталкивал вверх и психологический фактор, или то, что профессор Роберт Шиллер (Robert Shiller) из Йельского университета называет "контагиозным возбуждением по поводу инвестиционных перспектив". Это было очень похоже на ставки в покере: после прогноза в 200 долларов следовал прогноз в 250, а за ним и в 500 долларов. Такие прогнозы подстегивали сами себя, создавая свои собственные реалии.

Но в такой инфекции энтузиазма было спрятано два допущения. Первое заключалось в вере в отсутствие взаимозависимости. Его авторы и сторонники полагали, что мир изолирован от экономического спада в США. Реальность последних нескольких месяцев показала обратное - что экономики в нашем глобализованном мире тесно связаны между собой. Бразилия, Россия, Индия и Китай стали многообещающими и перспективными "кирпичиками" экономического успеха - благодаря глобализации.

Второе скрытое допущение заключалось в том, что цена не имеет значения. Предполагалось, что спрос и предложение не будут двигаться с места при повышении цен. Да, такая возможность существует, однако в мировой экономической истории это произошло бы впервые. Как оказалось, цикличность развития экономики никуда не делась.

Но более странным в таком "контагиозном возбуждении" оказалось то, что хотя цены росли, основные показатели энергетики начали приходить в упадок вместе со снижением темпов развития экономики. Потребление бензина в США достигло "пика спроса" в 2007 году, после чего начало падать. В общемировом масштабе прогнозы по росту спроса на 2008 год снизились с показателя в 2,1 миллиона баррелей в день в начале года до 200000 баррелей в день сегодня. Возможно и снижение до нуля.

Мировой рынок нефти попал в пропасть "глобального излома" рецессии, как писала два года назад Cambridge Energy Research Associates. Общий объем спроса на нефть в США за 2008 год снизился на 1 миллион баррелей в день по сравнению с прошлым годом. Последний раз спрос опускался так низко в 1981 году, накануне рецессии, которая - до настоящего времени - была известна как "самый крупный спад со времен Великой депрессии".

Падение цен на нефть это настоящий подарок для попавшего под ценовой пресс потребителя. Если сравнить средние цены на бензин в США в июле (4,14 доллара за галлон) и в октябре (2,26 доллара) в пересчете на год, то экономия для американского потребителя составляет 282 миллиарда долларов. Падение нефтяных цен это фактически снижение налогов - своеобразный пакет стимулов, который не требует утверждения в Конгрессе, и за который не нужно расплачиваться оказавшемуся в осаде просителей и проблем министерству финансов.

Что же произойдет с ценами на нефть во время "глобального излома"? Один из важнейших определяющих факторов - как при увеличении цен в период 2003-2007 годов - это темпы глобального экономического роста. Но на сей раз вопрос заключается в том, насколько глубокой и долгой будет рецессия, и насколько мощный удар она нанесет по расходам потребителя. Еще один чрезвычайно важный момент - это поставки нефти. Насколько велики будут объемы новых поставок, которые стимулировались ценовым ростом и постоянно увеличивались, хотя нехватка людей и оборудования сдерживала это увеличение? Посмотрим, что произойдет в 2009-м.

Снижение цен заставляет энергетические компании урезать бюджеты и воздерживаться от начала новых проектов. А это наложит свой отпечаток на новый цикл после оживления экономики. Между тем, ограничиваться будут потоки инвестиций не только в новые нефтегазовые и электроэнергетические проекты.

В энергетической политике новой американской администрации, как и в других странах, больше внимания будет уделяться вопросам повышения эффективности использования энергетических ресурсов. Уже сейчас, в период передачи властных полномочий вовсю заявляет о себе "программа зеленых стимулов". Но сегодня главный вопрос, который вызывает тревогу в Вашингтоне, заключается в следующем: в какой мере снижение цен повлияет на сокращение инвестиций в возобновляемые источники энергии и в энергоэффективность.

Ответ на него будет определяться не только ценами на энергоресурсы, хотя и они очень важны. В основном все будет зависеть от общего состояния здоровья экономики, от финансового положения в стране, от наличия капиталов и кредитов. С расходами на ведение двух войн и на финансовую помощь проблемным компаниям, а также с ослабленной системой кредитования выделить ресурсы на другие цели будет очень непросто.

В таких обстоятельствах аукционная торговля квотами на углеродные выбросы неожиданно обретает новую привлекательность. Это обусловлено не просто необходимостью борьбы с климатическими изменениями, но и тем, что такая торговля может стать источником доходов для федерального правительства, которому эти деньги, конечно же, не помешают.

Дэниел Ергин - глава компании Cambridge Energy Research Associates. Его завоевавшая Пулитцеровскую премию книга "Приз: эпическая гонка за нефтью, деньгами и властью" (The Prize: The Epic Quest for Oil, Money & Power) в следующем месяце выйдет в новом издании.

++++++++++++++++++++++

P.S. Тов. читатели, будьте бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) В настоящий момент в рейтинге Народного голосования ИноСМИ занимает 12 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.

__________________________________

Они неправы насчет нефти, ей-богу! ("The Times", Великобритания)

Растущая опасность высоких цен на нефть ("The International Herald Tribune", США)

Миром будут править те, кто контролирует нефть и воду ("The Observer", Великобритания)

Андерс Аслунд@ИноTV: "Если цены на нефть снизятся, это пойдет России только на пользу" ("The Financial Times", Великобритания)

* * * * * * * * * * *

Евгений Киселев: Чисто криминальный канал (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Армия теней (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Путинская Россия - враг свободного мира (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Если мы боимся России (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)