Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Выборы на Кипре: будут ли на этот раз обещания претворены в жизнь?

© Фото : Владимир МахонинЗамок Святого Иллариона на Кипре
Замок Святого Иллариона на Кипре
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По окончании второго тура, состоявшегося 24 февраля, президентская гонка на Южном Кипре завершилась победой Никоса Анастасиадиса, кандидата от партии «Демократическое объединение». Анастасиадиса ожидает непростой президентский срок. Среди вопросов, требующих ответов, – возвращение экономики страны на правильные рельсы, торги относительно ожидаемой от ЕС финансовой помощи и переговоры по кипрскому вопросу.

По окончании второго тура, состоявшегося 24 февраля, президентская гонка на Южном Кипре завершилась победой Никоса Анастасиадиса, кандидата от партии «Демократическое объединение». Анастасиадиса, который набрал 57,48% голосов и опередил своего конкурента Ставроса Маласа, ожидает непростой президентский срок. Среди вопросов, требующих в этот период ответов, – возвращение экономики страны на правильные рельсы, торги относительно ожидаемой от ЕС финансовой помощи и переговоры по кипрскому вопросу.

На этих выборах, которые впервые с турецкого вторжения на Кипр по настоящее время были омрачены политикой экономии, среди приоритетов для народа и нового руководства – такие вопросы, как безработица, уровень благосостояния, финансовая помощь. В этой связи, несмотря на сравнительно умеренную позицию Анастасиадиса, едва ли приходится рассчитывать на то, что на первом этапе политику греческих властей будет определять процесс решения кипрского вопроса. Его запутанная структура, наряду с членством греков-киприотов в ЕС, требует большего, чем смена главы государства.

Приоритет – в пользу решения экономических проблем

Вслед за отставкой Христофиаса, начиная с 1 марта, Никос Анастасиадис официально приступит к выполнению своих новых обязанностей. Однако очевидно, что сейчас в вопросе о финансовой помощи в рамках плана спасения еврозоны ЕС – сторонник жесткого контроля, поскольку продолжающиеся в течение восьми месяцев переговоры об оказании помощи Кипру для других государств еврозоны превратились в невыносимую головную боль. В сделанных министрами финансов Германии и Франции заявлениях по итогам выборов выражалось намерение прийти к согласию между сторонами переговоров до конца марта текущего года.

В кризисной ситуации греческому Кипру необходима финансовая помощь в размере 17 миллиардов евро. Если эта цифра ничтожно мала, по сравнению с другими государствами, требующими от ЕС финансового содействия, то она на 100% совпадает с объемом годового ВВП греческого Кипра. К тому же, банки греческого Кипра столкнулись с финансовыми потерями в размере 10 миллиардов евро. Сложной выглядит ситуация с предоставлением кредита на сумму, соответствующую практически половине ВВП страны, правительством, поскольку очевидна картина, свидетельствующая о его неспособности предоставить такой кредит.

Другой осложняющий переговоры вопрос – это противоречие между обещанием греков-киприотов бороться с отмыванием черных денег и существующими с Россией прочными финансовыми узами. Официальные лица Европы опасаются неопределенности масштабов вредоносных последствий, к которым в случае банкротства Южного Кипра могут привести такие вопросы, как отмывание денежных средств и уклонение от уплаты налогов.

По мнению Анастасиадиса, который, несмотря на тревоги, выражает готовность к проведению реформ и изменению всей инфраструктуры, единственное, что необходимо, – это «рука помощи». К первым признакам прилагаемых для восстановления кипрской экономики стараний и усилий можно отнести его планы по передаче экономики в компетентные руки. В этой связи через непродолжительный после оглашения результатов выборов период Анастасиадис заявил о намерении назначить бывшего экономиста Всемирного банка Михалиса Сариса на пост министра финансов. Главой экспертного совета по экономике при правительстве республики был назначен Нобелевский лауреат по экономике Кристофер Писсаридес.

Предполагает ли смена лидера решение?


Позиция отдающего приоритет экономике нового лидера по кипрскому вопросу, как и в подходе к экономике и финансовой помощи, по сравнению с его предшественником Христофиасом, представляется более умеренной. Поддержка референдума по «плану Аннана» в 2004 году является одним из наиболее упоминаемых ориентиров, касающихся умеренности позиции нового лидера. На пресс-конференции, проведенной по итогам выборов, Анастасиадис также сформулировал обнадеживающие посылы по кипрскому вопросу. Согласно одному из наиболее привлекающих внимание заявлений, Анастасиадис считает необходимым такое решение данного вопроса, которое «примут и греки, и турки на Кипре».

Несмотря на такого рода посылы, велико количество тех, кто достаточно холодно воспринимает позицию Анастасиадиса, поскольку этого в значительной степени требует опыт прошлого. Как только на посту главы государства Христофиас сменил Пападопулоса, в республике также возобладала оптимистичная атмосфера по части решения кипрского вопроса. Выразив намерение приложить все усилия, чтобы сдвинуть с мертвой точки кипрскую проблему, непосредственно накануне выборов, Христофиас через некоторое время сначала вызвал на дуэль турецкую сторону и заявил о необходимости отказа Турции от требования продолжать быть «гарантом» безопасности турок-киприотов. Затем, начав разведывательные работы в Восточном Средиземноморье, президент греческого Кипра стремился к тому, чтобы этот вопрос плавно прошел через платформу ООН. Таким образом, должна была быть создана альтернативная экономическим проблемам повестка дня. Христофиас не рассчитал последствия данного выбора. Переговорам, которые пусть и проводились в атмосфере неискренности, был нанесен тяжелый удар. Важнейший итог налицо: он отмечен трудностью отклонения от окостенелой политики греков-киприотов по кипрскому вопросу.

Если за столом переговоров присутствует такая сторона, как греческий Кипр – член ЕС, ожидание другого решения кипрского вопроса в результате смены лидеров в сущности погружает в мир иллюзий как стороны переговоров, так и международное сообщество. Однако при отсутствии равных условий сидящих за столом переговоров сторон эти переговоры не станут ничем иным, кроме как борьбой за то, чтобы сохранить свое место за столом. При этом стремление турецкой стороны не утратить «психологическое превосходство», которое было приобретено на референдуме по «плану Аннана», и усилия греческого Кипра, направленные на сохранение статус-кво, негативно сказываются и на процессе, и на времени переговоров.

Следовательно, несмотря на вселяющие надежду посылы Анастасиадиса в отношении кипрского вопроса, было бы преждевременно говорить о процессе его урегулирования. Даже если не упоминать о том, что более 60% сторонников партии Анастасиадиса, поддержавшего «план Аннана», выступали против этого плана, а также о том, что возобновление доверия Анастасиадиса внутри партии заняло годы.

Картина, которая становится классической в отношении переговоров о решении кипрского вопроса, может также несколько измениться в связи с вновь возникающими параметрами, такими как неблагоприятное экономическое состояние Южного Кипра. Именно этим обстоятельством вызваны такие комментарии: «При сопоставлении здоровья экономики Турции и экономической болезни Южного Кипра легче добиться прогресса». Нельзя упускать из виду и вероятность того обстоятельства, что Южный Кипр, которому требуется экономическая помощь, может оказаться подверженным давлению в области урегулирования кипрского вопроса. Поэтому, необходимы члены ЕС, которые верят в его решение и откажутся от использования этой проблемы в качестве предлога для воздействия на отношения Турции и ЕС. И прежде всего это представляет значимость для турецкой части Кипра и Турции, которые, осознавая эту возможность, шаг за шагом благодаря взвешенной и комплексной стратегии будут выстраивать отношения с ЕС…