Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ракетный удар по астероиду

© Фото : Fotolia, revers_jr Астероид
Астероид
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Все чаще появляются новости о том, что неподалеку от Земли обнаруживаются очередные астероиды. Следует ли нам бояться космоса? Профессор Ежи Крайнер считает, что катаклизмы бывают разными, и к ним следует быть готовыми. Как к засухе или ливню.

Интервью с профессором Ежи Крайнером (Jerzy M. Kreiner) - астрономом, директором Института Физики Краковского Педагогического университета, руководителем Астрономической обсерватории на горе Сухора в Бескидах, автором нескольких учебников астрономии. 

 

Przegląd: Все чаще появляются новости о том, что неподалеку от Земли обнаруживаются очередные астероиды. Следует ли нам бояться космоса? 

Ежи Крайнер: Я бы задал вопрос иначе: следует ли бояться засухи или ливня? Катаклизмы бывают разными, и к ним следует быть готовыми. Если говорить об астрономических угрозах, они не стали сильнее, чем в те времена, когда мы могли хуже их распознавать. Последний случай столкновения с небольшим астероидом - падение небольшого куска вещества на Урале, в районе Челябинска. Это событие получило большой резонанс в СМИ. Впрочем, каждое столкновение небесных тел с Землей широко освещается прессой, а после сразу же появляются теории о новых астероидах.  

 

- Или воскрешаются старые, как те, что объясняют вымирание динозавров.

- Для астрономов в таких событиях нет ничего особенного и неизученного. Нам известны метеоритные кратеры. В нашей планетной системе это очень распространенная вещь, достаточно взглянуть на Луну. У нее нет атмосферы, и вся ее поверхность испещрена кратерами, которые возникли от ударов астероидов, падавших в течение последних четырех миллиардов лет. На Земле есть атмосферная эрозия, и подобные следы стираются, именно из-за этого мы не знаем самых старых кратеров. А недавние удары (то есть те, что произошли за последние сотни-тысячи лет) геологи уже довольно хорошо изучили и проанализировали. 

 

Заметить опасность 

 

- Новости о приближающихся астероидах - это результат того, что мы обзавелись более совершенными приборами, которые способны их увидеть? Или раньше такого рода информацию старались скрывать? 

- Это результат совершенствования аппаратуры, с помощью которой можно заметить приближение к Земле какого-нибудь небесного тела. Для этой цели были разработаны специальные программы и системы телескопов, которые занимаются только тем, что «прочесывают» небо в поисках чего-то, что там появилось, движется на фоне других звезд и направляется в нашу сторону. Конечно, остается актуальным вопрос, как это заметить, точнее, как это заметить вовремя. В этом аспекте колоссальное значение имеет развитие вычислительной техники. Представим себе ситуацию, что на фотографии - миллион звезд, которые выглядят как светящиеся точки. Который из объектов, на первый взгляд напоминающий слабую звезду может нам угрожать? Как это выяснить? Это можно сделать, фотографируя один и тот же участок неба с интервалом в несколько часов или дней, а потом сравнивая, не переместилась ли какая-то из этих точек относительно остальных. Тогда нужно как можно быстрее произвести вычисления, чтобы понять, может ли путь этого объекта пересекаться с орбитой Земли. 

 

- Насколько заранее астрономы могут предупредить землян о возможном или ожидаемом серьезном столкновении? 

- На этот вопрос невозможно ответить прямо, хотя есть определенная закономерность. Чем больше угрожающий нам объект, тем проще его заметить с большого расстояния. Небольшие глыбы, диаметром в пару десятков метров, мы обычно замечаем в последний момент, но - маленький объект - маленький ущерб. Чтобы астероид диаметром в несколько сотен метров упал на центр какого-нибудь большого города, должно очень не повезти. Объекты, которые могли бы вызвать глобальную катастрофу, выявляются своевременно. Вероятность, что какой-то на самом деле большой астероид столкнется с Землей, невероятно мала, ведь, если смотреть практически, все эти тела движутся вокруг Солнца, и мы знаем их орбиты. Поэтому в перспективе нескольких десятков или нескольких сотен лет мы не ожидаем столкновения Земли с каким-то крупным космическим телом. Пока нам такой объект неизвестен, но это не означает, что нечто подобное может прилететь к нам из космоса. Но, как я уже говорил, вероятность очень мала. 

 

- Как можно предотвратить столкновение?

- Это проблематично. Методы зависят от величины объекта. Самый реальный вариант: выпустить в сторону такого астероида ракеты с ядерными зарядами, чтобы взрыв изменил траекторию летящего тела. Оно получит небольшой импульс и обойдет Землю стороной на безопасном расстоянии (в пару тысяч километров). Это возможно, потому что имеющиеся сейчас компьютерные мощности позволяет очень точно просчитать траекторию движения такого объекта. Раньше расчеты заняли бы много часов, не говоря уже о том, что их точность была бы не слишком высокой. Современные компьютеры позволяют быстро установить, есть ли реальная опасность. 

 

- Еще есть идея разбивать такие астероиды ракетными ударами.

- В принципе от этой концепции уже отказались из-за риска и большой стоимости подобной операции. Чтобы раздробить астероид нужна невероятная энергия, кроме того остается вопрос, не упали бы осколки на землю. 

 

Новые данные в учебниках

 

- Узнали ли мы о космосе нечто такое, что заставило переписать учебники и книги по астрономии? 

- Книги 80-100-летней давности устарели практически целиком. Если взять, например, стоящий здесь на полке учебник профессора Евгениуша Рыбки (Eugeniusz Rybka) «Общая астрономия» (первое издание - начала 50-х годов), можно сказать, что эта наука невероятно изменилась. 

 

- В каком смысле? 

- Во-первых, изменилось понимание устройства всей вселенной. Во-вторых, если называть только отдельные вещи, значительные изменения претерпели за последние 50 лет наши знания о Солнечной системе. Начать хотя бы с Луны. По ней прошлись 12 астронавтов, есть масса фотографий. Еще совсем недавно, в XIX веке, в научно-фантастических книгах писали, что темную сторону Луны покрывают густые леса, в которых живут загадочные создания. Мы смогли сделать фотографии всех планет Солнечной системы с близкого расстояния. На Марсе, Венере и одном из Спутников Сатурна, Титане, садились космические зонды. 

 

- В последнее время модной темой стал поиск внеземных цивилизаций. 

- Это очень медийная тема, появившаяся в начале 90-х, когда была открыта первая планета за пределами Солнечной системы. Прошло всего 20 лет, а за это время удалось открыть несколько сотен планет, кружащих вокруг других звезд. Подтверждения ожидают еще около тысячи подобных открытий. Мы в любой момент можем обнаружить планету с параметрами, похожими на земные. Планеты, похожие на Землю, нам уже известны, но совпадают не все показатели. Возможно, лет через 50 или даже раньше мы обнаружим и какую-то форму внеземной жизни. 

 

- Существует ли международное соперничество в космосе или можно говорить о том, что сильные мира сего поняли, что сотрудничество приносит больше плодов? 

- Об отчетливом соперничестве было можно говорить примерно до 70-х годов, это нашло отражение в лунной гонке, которую выиграли американцы. Космическое соревнование Советского Союза и США стоило огромных денег, и в итоге обе стороны поняли, что совместными усилиями можно добиться большего. Американские астронавты много раз работали на космических станциях с российскими коллегами, исследованиями в космосе все чаще стали заниматься международные экипажи. Конечно, ведущую позицию занимает американское научное оборудование, однако в ракетной технике пальма первенства принадлежит России. В итоге часто складываются такие ситуации, когда американские приборы летят в космос на российских ракетах. Так что элемент политического соперничества отошел на второй план, хотя, оно, конечно, существует, тем более что к нему подключился Европейский Союз и Китай.  

 

- Вы следите за сообщениями или публикациями об НЛО?

- Нет, не слежу. Было бы слишком самонадеянно говорить, что не существует явлений, о которых мы не знаем. Они наверняка есть. Если бы мы о них знали, мы бы не называли их «неопознанными». Если проследить зафиксированные факты наблюдений НЛО, отбросив те, в которых признаки фальсификации, окажется, что подавляющее число эти объектов было, например, метеорологическими зондами, результатом военных испытаний или очень яркими метеорами. Тем не менее, существует небольшой процент явлений, объяснить которые мы не можем. Я все же сомневаюсь, что это зеленые человечки, которые прилетели на ракете и кружат над нами, и склоняюсь к мысли, что непонятные сейчас явления в недалеком будущем будут постепенно объяснены. 

 

- Превращается ли астрономия в науку, занимающуюся поиском иных цивилизаций? 

- Нет-нет! В самом широком смысле цель астрономии - наблюдать за явлениями в космосе и формулировать управляющие ими законы, а помимо этого - подойти к пониманию сущности космической материи. Поиск внеземных цивилизаций - это лишь отдельный (и отнюдь не самый главный) участок астрономических исследований. Хотя данная тема всегда вызывает широкий интерес и получает резонанс в СМИ. Большинство проблем, над которыми работают астрономы, в том числе вопросы, изучающиеся на нашей кафедре, совершенно неинтересны для подавляющей массы населения и прессы. Кому интересна нерадиальная пульсация особого типа звезд? Это людей не интересует, потому что, грубо говоря, это не имеет отношения к их зарплате или отпуску. А как захватывающе думать о том, что где-то живут мыслящие существа, у которых все лучше, чем у нас!

 

- Приводят ли междисциплинарные исследования астрономов, генетиков, биологов и представителей других наук к выводу, что жизнь в космосе совершенно не обязательно имеет ту же форму, что на Земле? 

- Конечно. Существуют специальные исследовательские группы астробиологов, и их становится все больше. Результаты их работы дают массу тем для дискуссий с философами. Важнее всего ответ на вопрос: одинока ли наша цивилизация во Вселенной, или похожих цивилизаций там множество? Ответа на этот вопрос, разумеется, нет: ни астробиологи, ни философы не выдвигают аргументов за или против. 

 

- Если принять, что наша цивилизация не единственная, что это меняет для философов? 

- Не знаю, меняет ли это что-нибудь. До такого утверждения еще очень далеко: мы осознаем, что возникновение на Земле жизни, а в особенности цивилизации, было с самого начала существования Вселенной крайне маловероятным. Можно долго рассказывать о череде условий, способствовавших зарождению жизни. Например, в течение 4,5 миллиардов лет нашей планете нужно было вращаться вокруг Солнца по более-менее круговой орбите. Если бы орбита представляла собой сплюснутый эллипс, то есть если бы Земля то приближалась к Солнцу, то отдалялась от него, на ней сначала бы все сгорело, а потом вымерзло. Многие ученые полагают, что возникновение во Вселенной жизни - это совершенно исключительное явление. Приводят ли они какие-нибудь доказательства? Нет. А другие говорят так: вчера была гроза, и она не была последней, значит, природные явления повторяются. Почему же тогда такое явление, как жизнь, не может возникнуть где-нибудь еще раз? Но и это доказать невозможно. Временно: пока этого не позволяет нам техника. Однако, вполне возможно, что во Вселенной есть еще одна планета, напоминающая Землю, на которой появилась жизнь.

 

Ньютон, Эйнштейн…

 

- Если предположить, что такая планета существует, а на ней есть цивилизация, которая находится на более низкой стадии развития, чем мы, что следовало бы ей сообщить, от чего предостеречь? 

- Я не могу ответить на этот вопрос, это была бы научная фантастика, разговоры за чашкой чая. Астроном ведет наблюдения, что-то открывает, исходя из уровня современной ему науки, пытается найти какие-то обобщения, правила. Размышлять «что бы было, если» очень занимательно, но это не дело астрономов. 

 

- А когда астроном встречает нечто, чего он не понимает? 

- То терпеливо наблюдает это явление или проблему и пытается их понять. Для этого создаются гипотезы, разрабатываются теории, конструируются математические модели, а потом время проверяет, правильно ли мы понимали те или иные вещи. Кто-то может предложить более удачную теорию, кто-то - разработать более совершенную математическую модель, и так мы можем приблизиться к пониманию сущности загадочных для нас сегодня явлений. Однако докопаться до полной правды нам, видимо, никогда не удастся. Ньютон открыл правила, которые мы называем сегодня законами Ньютона, и казалось, что они великолепно описывают явления в механике. Но потом Эйнштейн доказал, что эти принципы работают лишь приблизительно, а полную картину дает так называемая специальная теория относительности. 

[...]