Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Исповедь новых сельских жителей

© Фото : Владимир БаятовИспания Каталония замок Пуболь Дали Гала
Испания Каталония замок Пуболь Дали Гала
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В течение уже нескольких лет группы людей покидают города и обосновываются в давным-давно заброшенных деревнях. Они хотят их восстановить. У некоторых здесь живут родственники. Некоторые уходят на пенсию и решают вернуться туда, где выросли, а кто-то хочет убежать от городской суматохи и безумия. И все же подобные инициативы скорее представляют собой проблему, чем ее решение.

Хави пошел на это из-за любви. Клара – потому что хотела жить на природе. Итциар – потому что ей наконец-то удалось собрать «мозаику» . Анхелю и Мари нужна была перемена в жизни. А Ева просто была родом из сельской местности и не могла прижиться в городе. Вот несколько причин, по которым многие люди уезжают жить в деревню.

 

Восстановленные деревни

В течение уже нескольких лет группы людей покидают города и обосновываются в давным-давно заброшенных деревнях. Они хотят их восстановить. И все же подобные инициативы скорее представляют собой проблему, чем ее решение. «Приезд даже четырех человек означает, что местные власти, в чьем ведении находятся эти заброшенные деревни, должны обеспечить водопроводом и электричеством, то есть услугами, которых там раньше не было. Подобные коммунальные услуги стоят недешево, а бюджет местных властей достаточно скромный», – указывает Анхель Панигуа (Ángel Panigua), географ Высшего совета научных исследований (CSIC). По его мнению, в таких вопросах надо забыть о романтике и более реалистично смотреть на вещи.

«Территориально-административное деление Испании уходит своими корнями в Средневековье, в стране много зон с низкой плотностью населения и много мелких муниципальных округов, большинство из которых заброшены. Там видны лишь развалины, памятники прошедших эпох. Но мы ведь не можем продолжать придерживаться схем, существовавших 15 веков назад», – считает исследователь.

Заброшенные деревни


В настоящее время насчитываются около 8 тысяч деревень, в которых проживают от одного до десяти жителей, и около 3 тысяч полностью заброшенных. Отток населения из сельской местности характерен прежде всего для наиболее удаленных уголков Иберийского полуострова с неблагоприятными условиями для жизни.

«Нам всегда нравилось быть на природе, и нас очень привлекала мысль уехать из Барселоны. В итоге мы перебрались в отдельно стоящий сельский дом в окрестностях Жироны (Girona), рядом с которым лишь еще два дома и церковь. До ближайшей деревни пять минут езды на автомобиле. Мы счастливы, качество нашей жизни выше всяческих похвал. Люди обычно думают, что мы изолированы от мира, но мы здесь уже два года, а у моих дети никогда не было такого количества внешкольных мероприятий, как сейчас. Отсюда я отправила несколько репортажей на научно-популярные темы для одного из проектов Еврокомиссии, летала в Париж и Лондон. На пару дней съездила в Барселону, чтобы сделать все накопившиеся дела, и теперь снова здесь».

Это свидетельство журналистки Марты, которая вместе с постоянно увеличивающейся группой людей решила переехать в сельскую местность с целью налаживания там нормальной жизни. Некоторые уезжают (или возвращаются), чтобы возделывать землю своих предков, в то время как большинство занимается своим делом или превращает увлечение в постоянный род занятий.

У некоторых здесь живут родственники. Некоторые уходят на пенсию и решают вернуться туда, где выросли, а кто-то хочет убежать от городской суматохи и безумия. Согласно последней переписи населения, за последнее десятилетие население муниципальных округов, насчитывающих менее 100 жителей, увеличилось на 13%.

Начиная с 1998 года, когда начали отслеживать эту статистику, все большее количество граждан перебирается из городов с населением свыше 100.000 жителей в муниципальные округа, где проживают менее 10.000 человек. Верно также и то, что с наступлением кризиса перемещение людей несколько замедлилось. Два года тому назад 23.398 человек уехали из городов в сельскую местность, а 21.203 проделали обратный путь.

Не землей единой


До недавнего времени сельское хозяйство, животноводство, ремесла или уход в хиппи казались единственными вариантами существования в сельской местности. Однако в настоящее время, благодаря новым технологиям, жить вдали от городской суеты могут также архитекторы, адвокаты, дизайнеры, журналисты, писатели, которые могут заниматься своей работой в любом месте. Нужно лишь надежное соединение с интернетом.

«Возникают современные и процветающие виды деятельности, открывающие новые таланты и способствующие развитию сельской местности. Необходимо вдохнуть новую жизнь в состарившуюся общественную ткань, а также оживить производство и предпринимательство», – считает Ева Мария Гонсалес (Eva María González), координатор некоммерческой организации «Обними Землю» (Abraza la Tierra), созданной в 2004 году для того, чтобы приостановить сокращение населения в сельской местности. В настоящее время она осуществляет свою деятельности в шести автономных округах: Кастилье и Леоне, Кастилье - Ла Манче, Кантабрии, Арагоне, Мадриде и Экстремадуре.

Но разве на селе не чувствуется кризис? Конечно, да, но в городах положение гораздо хуже», считает Ева Мария Гонсалес. «В деревне все дешевле. Цены здесь в два раза ниже, чем в Барселоне – говорит журналистка Марта. – Проживание в сельском доме площадью более 100 квадратных метров обходится нам в 600 евро в месяц. Все значительно дешевле: хлеб, мясо, даже внешкольные мероприятия для детей».

Дешевле не означает, что прожить на селе можно бесплатно. Некоторые люди, принимая решение о переезде из города в деревню, имеют идеализированное, романтическое представление о сельской жизни. Оно весьма далеко от реальной жизни и не учитывает статистические показатели. «Действительно, в чем-то здесь проще, чем в городе, но работать нужно много», – считают Анхель Гонсалес (Ángel González), автор Elblogalterna-tivo.com и его жена Мария дель Мар Хименес (María del Mar Jiménez). Эта супружеская пара (он каталонец, она баска) проводили лето в небольшой деревушке в местности La Rioja Baja, где у них живут родственники. Прожив несколько лет в районе ¬Castelldefels, расположенном на берегу Барселоны, где они занимались маркетингом, они приняли решение. «Чтобы обеспечить себе средства на существование, мы продолжали писать заметки для нашего блога на темы экологии, развития личности, здорового питания. Мы получали определенный доход от рекламы. Мы открыли еще один блог, посвященный альтернативной кухне. Кроме того, я
написал книгу и вот-вот опубликую еще одну под названием «Добро пожаловать в деревню» (Bienvenidos al campo). В ней речь идет как раз о людях, переселившихся в сельскую местности», – рассказывает Анхель Гонсалес.

«Человек должен ясно понимать, чем он будет заниматься, когда переедет в сельскую местность. Он должен подумать об источнике дохода, в противном случае его план обречен на неудачу. Уехать в деревню не так-то легко. Тех, у кого это успешно получается, единицы, поскольку они продолжают заниматься своим делом, но только в другом месте. А профессий, которые могут позволить это сделать, не так уж много – считает географ, сотрудник Высшего совета научных исследований (CSIC) Анхель Паниагуа. – Были и такие, которые пытались сменить род занятий. Одной из ниш стал сельский туризм, но сейчас там все занято. А заниматься сельским хозяйством немыслимо, даже если у тебя есть родовые земли, потому что может оказаться так, что у тебя нет прав на их возделывание».

«Листьями салата со своего огорода ты не оплатишь счета за коммунальные услуги, а они такие же, как в столице, – продолжает Эва Гонсалес, координатор организации «Обними Землю», которая оказывает консультационные услуги людям, желающим перебраться в сельскую местность. – С момента создания количество поступающих к нам заявок постоянно растет, и мы обработали уже около 9 тысяч».

«Но хочу сразу сказать, что домов мы не дарим и рабочих мест не создаем, – подчеркивает Гонсалес. – Люди должны придти к нам уже с готовым бизнес-проектом».

Именно так и поступила Итциар Аскона, которая после получения высшего образования объехала полмира, жила в Лондоне, Мадриде, Бильбао, работая маркетологом и консультантом, но потом оставила все и уехала в небольшую деревеньку, где открыла небольшое предприятие по производству консервов из натуральных продуктов. «Я всегда говорю, что этоджем с сельской душой, приготовленный на медленном огне. Несмотря на то, что предприятие работает вот уже десять лет, жить на доходы от него пока что не получается, поэтому параллельно я провожу тренинги и работаю в регистратуре небольшой гостиницы, которая открывается лишь на несколько месяцев в году и расположена на высоте 1600 метров. Я рассматриваю это как свой оплачиваемый отпуск», – шутит она.

Как хорошо жить в деревне! Или нет?


«Cначала я даже рот открыла от удивления, когда в окне увидела, как Луна движется по небосводу. Как зачарованная, я наблюдала за ней всю ночь, потому что ничто не загораживало ее от меня. А как чудно слушать пение соловьев, прилетающих в апреле и улетающих в июне. Это маленькие радости жизни», – восклицает Клара Гари (Финистерре, 1955), директор художественного центра Нау Коклеа (Nau Côclea) под Жироной, занимающегося разработкой, созданием и продвижением современного искусства. Сначала Гари жила в селении Камальера (Camallera), насчитывающем 500 жителей, а затем перебралась в отдельно стоящий дом, где и расположен этот художественный центр. Он находится в километре от селения.

«После того, как я пожила в Галисии, Германии, Барселоне и Мадриде, эти 900 метров между Камаллерой и Нау Коклеа стали самой большой переменой в моей жизни. В селении я жила в доме с небольшим двориком. Там были улицы, народ. По большому счету, это мало чем отличалось от поселка городского типа. И вот я переместилась на один километр и неожиданно оказалась на лоне природы. Моя жизнь и восприятие окружающей действительности полностью изменились».

Большинство людей, переезжающих в сельскую местность, идут на это, потому что, как и Клара, стремятся к прямому контакту с природой, а также обрести мир и покой. Слышны различные звуки: животных, колоколов, тракторов, косилок… Но это совершенно не то, что шум уличного движения или стройки в большом городе.

«Я просыпаюсь в своем доме, и единственные звуки, которые я слышу, это пение птиц и шум ветра. А как хорошо летним вечером наблюдать за закатом, – рассказывает Хави Русафа (Xavi Ruzafa), живущий вместе со своей женой, уроженкой Нью-Йорка Дженнифер Найт (Jennifer Knight), и двумя маленькими детьми в сельском доме в Каталонии. До ближайшего села три километра. – Жизнь здесь более простая. Гаель, мой старший трехлетний сын, может спокойно играть, не боясь машин. Никто не причинит ему здесь вреда».

В сельской местности между соседями устанавливаются тесные отношения. «Мы одна семья в радости и в горе. Все приходят к тебе на помощь. У кого есть свободная минута, те отправляются помочь другим, потом они придут подсобить тебе в сборе оливок. Так и живем. Дети тоже приходят нам на помощь. Мой, чтобы мы имели возможность побольше поработать, иногда ходит –обедать к своему другу. А потом они к нам приходят. Так по очереди и обедаем друг у друга. Возможно, и в городе тоже можно было бы это организовать, но там сложнее», – считает Анхель Гонсалес.

Но такой образ жизни имеет и свои отрицательные стороны. Например, все тебя знают и обсуждают твою жизнь. «Если ты не очень любишь, чтобы о тебе говорили и лезли с расспросами, то подумай как следует, прежде чем перебираться в деревню», – добавляет он то ли в шутку, то ли всерьез.

И хотя деревня располагает к более размеренной жизни, это и своего рода «ловушка», потому что у тебя всегда полно дел и забот. Если не нужно покосить траву, то значит надо подрезать ветки у какого-нибудь дерева, что-то починить или убрать упавшие листья со двора. Постоянно нужно что-то делать», – говорит Русафа. Надо сразу привыкать ездить на машине, потому что никакого общественного транспорта тут нет. «Если ты домосед – говорит в заключение Марта, то лучше в деревню не переезжай».

Личный опыт

От написания сценариев к отжиму оливкового масла

Хави жил вместе со своим приятелем в Барселоне в одной квартире. Оба были сценаристами художественных фильмов и в течение нескольких месяцев ездили в город Манресу (Manresa), где преподавали искусство написания сценариев. И там он встретил ее, как это бывает в кинокартинах. Дженнифер Найт, уроженка Нью-Йорка, антрополог по специальности и преподавательница английского языка, объехала полмира и в итоге обосновалась в сельском доме под Манресой. «Я влюбился в нее, в ее идеи», – признается Хави. Не задумываясь, он согласился с ее предложением уехать жить в сельскую местность. Сейчас они совмещают написание сценариев и уроки английского с производством оливкового масла. Да, именно так. «В этом районе, между Кардоной и Сурией растут особые оливки сорта corbella, из которых получается сладкое масло. Сначала мы делали только для себя, а теперь вот уже и на продажу».

Идеализация сельской жизни


«Жизнь на лоне природы придумали городские, и она несколько идеализирована», – считает Клара Гари, директор центра современного искусства Nau Côclea, расположенного под Жироной. Ей всегда хотелось уехать в сельскую местность, и она попыталась это сделать еще в 19-летнем возрасте, когда перебралась в небольшое селение недалеко от Ла-Хонкеры (La Jonquera). «Это было очень тяжело и не для 20-летней девушки. Я чувствовала себя изолированной то мира».

Окончив курс искусствоведения, она направилась в Брюссель, а затем вернулась в Барселону. «Сейчас, благодаря интернету, я смогла совместить занятия современным искусством и проживание в сельской местности. У меня свой огород, я наслаждаюсь прогулками на природе. Город меня сильно тянет к себе, но при этом и утомляет. В деревне я чувствую себя счастливой, хотя и получила не совсем то, что ожидала. Зато у меня несравненное качество жизни. Два раза в неделю езжу в Барселону, хожу по улицам, смотрю на витрины, посещаю книжные магазины. Наверное, я все же не смогла бы жить без посещения кинотеатров и книжных магазинов. Я бы в таком случае чувствовала себя обделенной», – считает искусствовед.

«И ты тоже тогда приезжай»

Прехано (Préjano) представляет собой селение, где проживают 250 человек. Летом приезжает много народа, в большинстве своем это дети тех, кто когда-то его покинул. И разговоры из года в год одни и те же. «Все выражают свое восхищение тем, что мы сделали, восторгаются сельской местностью и тем, что мы живем здесь. А я всегда отвечаю им одно и то же: так последуй и ты нашему примеру, – говорит Анхель Гонсалес. – Они воспринимают это как летний отдых, но жить здесь в течение всего года – это совсем другое дело. Зимой, например, очень тяжело. Кроме того, люди думают, что в деревню они приедут на все готовое. На самом деле это не так. Селяне замечательные люди, но и ты тоже должен внести свою лепту. Никто ничего за тебя решать не будет».

У Анхеля и Мари Мар семилетний сын. Помимо него в селении всего 16 детей и все они ходят в школу, расположенную в соседней деревне. Поскольку нет необходимого количества детей для того, чтобы разбить их по классам, формируются просто две группы: старших и младших. А классная руководительница стремится привлечь их к участию в совместных мероприятиях, в частности, к прогулкам по местности для изучения видов растений. Есть в школах и преподаватели музыки, английского языка, каждый день проводящие занятия в различных селах.

«Это одно из лучших решений, которые я когда-либо приняла»

«Доченька моя, ты же такая умная, что ты будешь там делать?» – спросила Итциар Аскону ее мать, когда она сообщила, что оставляет свою работу маркетолога в Бильбао и отправляется в сельскую местность Потес (Potes) производить джем. «В Бильбао мне многого не хватало. Я чувствовала себя неуютно, начала задавать себе вопросы о собственной жизни, поняв, что пошла не тем путем. Однажды я познакомилась с людьми из Потес, мне стало любопытно, и я съездила туда посмотреть. Я увидела, что там живут предприимчивые люди, которые стремятся что-то сделать. Познакомилась со своей нынешней партнершей Алисией, и мы занялись производством натурального джема. В течение какого-то периода времени я проводила выходные и отпуск в Потесе, преодолевая расстояние в 400 километров, чтобы добраться до своей работы в Бильбао. Однажды я поняла, что больше так не могу, и решила рискнуть. Купила себе домик и уехала. Это одного из лучших решений, которые я приняла за свою жизнь».

В начале у Итциар были определенные сложности. Не всегда хорошо работал телефон, не было интернета. Это заставило чаще заглядывать внутрь самой себя: «Это был сложный процесс, поскольку есть привычки, которые трудно изменить. Но по мере того, как ты от них отказываешься, открывается возможность соприкоснуться с природой. Сейчас я езжу в город повидаться с родными и друзьями и рассказать им, что можно жить лучше, размереннее и с меньшими затратами».

«Не только в городах есть интересные люди»

«Люди обычно думают, что ты ведешь замкнутый образ жизни, но это не так. Я очень общительный человек, люблю говорить с людьми. Мои соседи – американка и уроженец Канарских островов, у которых четверо детей, и молодая пара из городка Баньолес (Каталония). У нас очень хорошие отношения с обеими семьями. Я беру уроки английского языка у англичанки из Лондона, которая преподает в Университете Жироны. Не только в городах есть интересные люди», – говорит Марта, проживающая в местности Оллерс.