Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что жизнь Нельсона Манделы говорит нам о легитимности «демократических наций»

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня утром, когда я слушал программу радиостанции Би-би-си, посвященную Нельсону Манделе, я стала думать о значении того факта, что он был «первым демократически избранным лидером» Южной Африки. Это, несомненно, соответствует действительности. Режим апартеида регулярно проводил выборы, однако только белые люди имели права голоса.

Сегодня утром, когда я слушал программу радиостанции Би-би-си, посвященную Нельсону Манделе, я стала думать о значении того факта, что он был «первым демократически избранным лидером» Южной Африки.

Это, несомненно, соответствует действительности. Режим апартеида регулярно проводил выборы, однако только белые люди имели права голоса. Систематическое и основанное на произволе лишение права принимать участие в выборах значительной части населения делает эти выборы «недемократическими», а их лидеров - нелегитимными. Я полагаю, что это не подлежит сомнению.

Но что же тогда можно сказать о выборах в Соединенных Штатах до принятия 19-ой поправки Конституции? Можно ли в таком случае утверждать, что Уоррен Гардинг (Warren Harding) был первым «демократически избранным президентом Соединенных Штатов»?

А что сказать тогда о Соединенном Королевстве до 1918 (или до 1928 года)? Избирательные права женщины в Соединенном Королевстве получили поздно, и если Нельсон Мандела был первым демократически избранным лидером Южной Африки, то в таком случае, на мой взгляд, Рамсей Макдональд (Ramsay MacDonald) был первым демократически избранным лидером Великобритании.

А если существует нечто специальное относительно пола, что не позволяет стать предпосылкой для демократической легитимности, то давайте возьмем одинаковые критерии - предоставление гражданских прав цветным людям.

Чернокожие люди получили право голоса в Соединенных Штатах в 1870 году, и в таком случае Улисс Грант (Ulysses S. Grant) оказывается первым «демократически избранным лидером» в Соединенных Штатах (хотя чернокожие люди систематически лишались своих гражданских прав с помощью законов, норм и конкретных действий на всей территории страны, и подобная практика продолжается сегодня, особенно в тех штатах, где в законодательных органах широко представлены активисты движения чаепития).

Канада лишала американских индейцев права голоса до 1960 года, и в таком случае Джон Дифенбейкер (John Diefenbaker) является первым «демократически избранным» лидером в истории Канады.

Все это происходило не потому, что идея о женщинах как о полноценных людях, имеющих право голоса, была смутной или непопулярной до 1928 года. И не потому, что идея о чернокожих людях как о человеческих существах, способных к разумному мышлению, была неизвестной до 1870 года. И не потому, что американские индейцы в Канаде считались повсеместно неспособными к самоопределению до 1960 года. Те системы, которые лишали этих людей избирательного права, были жестокими, дикими и грубыми в своем подавлении попыток предоставления гражданских прав всем взрослым жителям (можно еще написать немало постов по поводу детей и права голоса).

Не существует демократической легитимации там, где господствует апартеид. Ни один из лидеров Южной Африки до Манделы не был «демократически избранным». Но если мы собираемся задним числом отрицать легитимность людей, называвших себя демократическими лидерами, поскольку история продолжалась, то тогда почему бы не отметить то обстоятельство, что  все американские президенты от Вашингтона до Гранта (или Гардинга) не имели права на демократическое лидерство?

«Все люди рождены свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства» – Всемирная декларация прав человека.