Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Cтрах Европы перед Россией – повторение советских ошибок

Евразийский Союз не следует воспринимать как угрозу, пишет Игорь Шувалов.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Многие европейцы полагают, что зарождающийся экономический союз между Белоруссией, Казахстаном и Россией враждебно настроен к ЕС. Критики Евразийского экономического союза утверждают, что он намерен возродить Советский Союз и установить региональную гегемонию. На самом деле, если вдохновением для евразийской экономической интеграции и служила какая-то модель, то это был сам ЕС.

Многие европейцы полагают, что зарождающийся экономический союз между Белоруссией, Казахстаном и Россией враждебно настроен к ЕС.

Критики Евразийского экономического союза утверждают, что он намерен возродить Советский Союз и установить региональную гегемонию. На самом деле, если вдохновением для евразийской экономической интеграции и служила какая-то модель, то это был сам ЕС. Путь, которым мы следовали, выглядит, как в учебнике: от таможенного союза через единое экономическое пространство к полномасштабному экономическому союзу. Процесс строительства институтов развивается стремительно – гораздо быстрее, чем было у европейцев.

Однако, это не гонка. Наши соседи начали гораздо раньше. И зашли гораздо дальше. Они достигли следующей стадии, валютного союза, который мы даже не обсуждаем. Они сделали шаги на пути к более тесному политическому союзу. Мы это пока не обсуждаем.

На этой стадии мы говорим лишь об экономической интеграции: свободное перемещение товаров, капитала, услуг и единый рынок труда. Таможенный контроль и внутренние границы были ликвидированы, торговля растет, равно как и количество трансграничных коммерческих предприятий. Гармонизация технических норм в процессе.

Один из самых деликатных вопросов – создание наднациональных институтов, которые необходимы для эффективного экономического союза. Евразийская экономическая комиссия сейчас чрезвычайно эффективно работает с властями государств. Это правда, что государства-члены все больше ворчат по поводу решений, которые она принимает. Однако это доказывает тот факт, что комиссия, возглавляемая тремя министрами из каждой страны-участницы, руководствуется интересами всего союза.

Заседание Высшего Евразийского экономического совета


Читайте также: Евросоюз повернулся к России

Все государства имеют право на создание таких альянсов – почему же не Россия и ее партнеры? Было бы опрометчиво со стороны России и других стран Евразийского региона пренебречь таким стремлением. Наши страны тесно связаны – как в культурном смысле, так и в экономическом. Союз принесет стабильность и экономические возможности. Армения и Киргизия уже ведут переговоры о вступлении в таможенный союз.

Каждое суверенное государство само решает, как ему действовать. Такой выбор может быть иногда непростым. Однако Евразийский экономический союз стремительно становится реальностью. Соглашение будет готово в мае, затем страны-участницы будут его обсуждать и ратифицировать. Критиковать усилия друг друга по строительству таких торговых блоков – не путь для Брюсселя и Москвы. Не следует забывать, что сорок лет назад Советский Союз очень скептически относился к западноевропейской интеграции, игнорируя все ее институты. Не повторяют ли некоторые в Европе сегодня советские ошибки?

Важно, чтобы региональные торговые блоки не становились “экономическими крепостями” для защиты своих членов. Связывание их между собой очень важно для продвижения глобального роста. Разумеется, это не означает, что отношения между блоками будут развиваться без разногласий – защита своих экономических интересов так же естественна для России, как и для ЕС.

Такие разногласия должны решаться на основе экономического анализа. Слишком часто – как в случае Украины – это происходит иначе. Экономический разлад с Россией не принесет пользы украинской экономике. Однако в ответ на наши рассуждения об экономике мы вынуждены выслушивать клише в духе традиций Холодной войны. Настало время признать очевидное: украинский рынок настолько соблазнителен и так много обещает, что ЕС просто не может не пытаться изменить его ориентацию.

Три года назад в Берлине президент Владимир Путин предложил начать строить более тесные экономические связи между ЕС и Россией, что со временем могло бы привести к “зоне свободной торговли от Лиссабона до Владивостока”. Прогресс ограничен, но сегодня такое видение даже более уместно, чем тогда.

Пора начать мыслить прагматично и отказаться от идеологического багажа. Теперь приоритетом для Москвы и Брюсселя должно стать создание единого экономического пространства. Согласие по этому вопросу на саммите ЕС и России во вторник могло бы стать хорошим началом.