Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Викинги: жестокие и кровожадные

На протяжении около 250 лет скандинавские пираты терроризировали Европу. Новый исторический сериал «Викинги» представляет своих героев: решительные, храбрые, сильные

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Можно выделить три направления экспансии викингов. Норвежцев тянуло в Северную Атлантику, на север Британских островов, в Исландию и дальше на север. Датчане вселяли страх, в основном, в Центральной и Западной Европе. А шведы искали наживу на Востоке. Но кое-что их объединяло — легендарный корабль-дракон и вековой опыт выживания в любых условиях.

На протяжении около 250 лет скандинавские пираты терроризировали Европу. Новый исторический сериал «Викинги» представляет своих героев: решительные, храбрые, сильные. Мы с удовольствием стали бы чуть-чуть такими, как Рагнар Лодброк (Ragnar Lodbrok).

Нельзя сказать, что викинг Рагнар Лодброк был недостаточно самоуверенным. Он дал святую клятву завоевать Англию при помощи только двух кораблей. Об этом повествуют древнескандинавские саги. В Нортумбрии он встретил короля Эллу, который превосходил его если не в мужестве, то в хитрости. В конце концов, британец заманил Лодброка в яму с ядовитыми змеями, где он умер мучительной смертью.

Историки до сегодняшнего дня спорят о том, действительно ли существовал Рагнар Лодброк. Но британскому сценаристу Майклу Хирсту (Michael Hirst) это было неважно. В своей картине о викингах, которая вышла в прошлом году на канадском телеканале History Channel, он взял за основу истории о жизни Рагнара, а начиная с этой пятницы, в прайм-тайм она будет идти на немецком канале ProSieben. Огромная сила притяжения мифа о викингах, а также высокое качество телевизионной работы привели к тому, что последовал заказ на производство еще двух сезонов.

Рагнар — крестьянин, живущий с женой и двумя детьми в горах. Вождь регулярно отправляет его в разбойничьи походы в Балтию, не сулившие уже большой наживы. Сам он мечтает о том, чтобы отправиться в море, на другом берегу которого должны находиться богатые острова и новый, неизвестный Бог.

Так начинается история о мире, который расположился где-то между историческим документальным фильмом и миром Толкина. Некоторые моменты напоминают исторический сериал «Рим», а некоторые серии наполняются повседневными темами — судебные переговоры, инициация, сцены ревности.

 

«Он убивал того, кого встречал на пути»

 

Это относится ко времени восхождения Рагнара Лодброка на королевский престол. Так, по крайней мере, говорится в сагах. Его отождествляют с предводителем викингов Регинхери, который в марте 845 года завоевал Париж и стал известным вплоть до самого центра Франкского государства. Король Карл Лысый заплатил 7 тысяч фунтов серебра, чтобы Регенхери и его войска покинули его земли. Но они вернулись.

На протяжении 250 лет, с 793 года, когда флот викингов разграбил известный английский монастырь Линдисфарн, до 1066 года, когда предводители норманнов взяли под контроль британские острова, викинги были безграничными хозяевами европейских морей и побережий. Древнескандинавское слово vikingr означало «морские воины». Это было определяющим моментом впечатление, которое они оставляли, и это слово стало обозначением всех народов, населявших северные территории.

«Эти датчане… устремились во главе со своим вождем в самые отдаленные территории Франкского государства… Он убивал каждого, кто вставал на его пути… Он осуждал священников и наказывал их жестокой смертью... Оставшийся народ они обезоруживали и брали в плен. По отношению к женщинам происходило насилие.. Всех девушек беспощадно бесчестили… Всех домашних животных превращали в деньги… Уровень их дикости рос, подпитываемый тяжкими деяниями», — писал очевидец из Сан-Квентина. Даже их родственники не хотели иметь с ними ничего общего.

 

Три направления экспансии

 

Можно выделить три направления экспансии викингов. Норвежцев тянуло в Северную Атлантику, на север Британских островов, в Исландию и дальше на север. Датчане вселяли страх, в основном, в Центральной и Западной Европе. А шведы искали наживу на Востоке. Но кое-что их объединяло — легендарный корабль-дракон и вековой опыт выживания в любых условиях.

Жизнь на полярном круге была тяжелым испытанием. Поскольку скупая растительность не позволяла насытить желудки, люди зависели от рыболовства, они отправлялись в бушующее море, зачастую, в темноту, порой не было видно и берега. Когда, наконец, кораблестроение и судовождение достигло такого уровня, который позволял свободно ориентироваться в море, они стали готовы к контактам с миром.

Долгое время причиной экспансии викингов считали рост населения. Для двух миллионов человек Скандинавия была слишком мала, к тому же, по принципу старшинства только самый старший претендент на наследство получал собственность, а остальные мужчины должны были искать другие занятия. 

Но сегодня исследователи полагают скорее, что викинги совершали набеги не от нужды, а из-за трезвого расчета. В постоянной борьбе с соседями, в прагматичном обращении со сложными условиями жизни у них было достаточно опыта, который они превращали в новую предпринимательскую модель. Ведение войн и мореходство было не только прибыльнее, чем земледелие, но и давало социальный престиж.

 

Государство викингов 

 

Благодаря своим морским путешествиям, у викингов было довольно ясное представление о том, насколько слабы были французские короли, насколько богаты города Фландрии, как много приносили рабы на рынках Востока. С этими знаниями, верой в собственную силу и организационным способностями викинги стали успешными купцами своего времени. Они торговали всем, что было на тот момент в мире — металлом, людьми, новостями, войнами и страхом. И они знали, как организовать свою прибыль. Их земли на Сицилии считались самым современным государством в Западной Европе.

Эйфорию, вызванную совершенными и предстоящими подвигами, великими делами и храбростью, олицетворяет Рагнар Лодброк, пишет историк Рудольф Зимек (Rudolf Simek). Возможно, это было в действительности, а возможно, в нашем представлении, поскольку о его историческом образе известно немного.

Фильм «Викинги» чудесным образом соединяет две эти сферы и кроме развлекательной составляющей несет в себе антропологический посыл и обоснование того, почему умные великаны в звериных шкурах вызывают симпатию — мы бы с радостью были немножко похожими на них.