Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Компьютерные игры — проблема или новые возможности?

© AP Photo / Vahid SalemiВыставка компьютерных игр в Тегеране
Выставка компьютерных игр в Тегеране
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Эксперт и разработчик: «Цензура и запрет на продажу аморальных игр не решает проблему, потому как при нынешних условиях связи пользователям все равно удается их получать. Вместо этого необходимо увеличивать конкурентоспособность в этой сфере, ведь пользователям компьютерных игр, как клиентам в ресторане, нужна „вкусная еда“, и не важно, кто ее „готовит“».

Склонность, или, лучше сказать, повальное увлечение детей, подростков и даже взрослых людей компьютерными играми вызывает серьезную озабоченность у специалистов. Однако на эту реалию можно смотреть не только с негативной стороны, но и находить в ней положительные моменты.

Все последние годы говорилось о том, что компьютеры есть в большинстве иранских семей и на каждом из них установлены разнообразные игры, за которыми люди просиживают часами. Сейчас компьютеры уступили свое место мобильным телефонам: неразлучными спутниками многих пользователей стали уже мобильные игры.

По некоторым причинам распространение компьютерных игр и значительное увеличение их пользователей вызвало тревогу у ряда специалистов, которые стали выступать против тотального увлечения этими компьютерными технологиями.

По сообщению ряда информагентств, 21 февраля в Иране при участии ряда официальных лиц прошла церемония «Образовательного мастер-класса по определению вредных компьютерных игр».

На этой церемонии исполнительный директор «Национального фонда компьютерных игр» Забихулла Фейзабади (Zabihullah Feyzabadi) сообщил, что в Иране ежедневно почти 20 миллионов пользователей проводят за этими играми в общей сложности порядка 50 миллионов часов.

Фейзабади пояснил, что индустрия компьютерных игр, которая в наши дни считается «восьмым искусством», обогнала по своей популярности даже кинематограф и продолжает сейчас бурно развиваться, несмотря на экономический застой последних лет.

На мастер-классе заместитель начальника иранской полиции по информации и общественной безопасности Махмуд Садеги (Mahmud Sadeghi) сослался на колоссальное количество пользователей компьютерных игр в стране и призвал к установлению серьезного контроля за этой отраслью. В своем выступлении он перечислил некоторые негативные последствия этих игр для физического и психического самочувствия людей, их социальной жизни и культурной ориентации, а также подчеркнул необходимость борьбы с незаконным распространением подобной продукции в стране.

К числу важнейших проблем в этой сфере заместитель начальника полиции по информации и общественной безопасности отнес низкую конкурентоспособность иранских производителей компьютерных игр, отсутствие крупных издательств для данного вида товара, проблемы с рекламой этой продукции, а также пробелы в законодательстве, не позволяющие решить эти вопросы.

Специалисты о проблемах индустрии компьютерных игр

Многие эксперты считают, что важнейшая причина большой популярности иностранных компьютерных игр, которые во многом не соответствуют существующим в Иране культурным нормам, кроется в низком качестве и непривлекательности аналогичной продукции местного производства.

Часть экспертов соглашается с данным мнением, но считает, что страна обладает огромным потенциалом для развития этой индустрии.

В интервью информагентству IRNA иранский эксперт в области IT-технологий и создатель компьютерных игр Хамид Реза Багери (Hamid Reza Bagheri) заявил, что неблагоприятная ситуация в данном сегменте рынка обусловлена относительно поздним приходом Ирана в мир интерактивных компьютерных технологий. Он пояснил: «В настоящее время над созданием этих игр работают специалисты из почти 70 стран, поэтому мы сейчас и видим, что на внутреннем рынке на несколько тысяч игр иностранного производства приходится лишь незначительное количество отечественных программ, которые к тому же не могут конкурировать с заграничными аналогами».

«Индустрия компьютерных игр, — продолжает эксперт, — переживает такое время, когда мы обладаем колоссальными возможностями в плане знаний и получения новых производственных навыков. Лично я сотрудничаю как с иранскими, так и с иностранными создателями компьютерных игр и пришел к выводу, что в Иране живут самые лучшие художники, программисты и авторы идей для развития индустрии компьютерных игр, однако их потенциал остается незадействованным».

«Сейчас, — продолжает Багери, — мировой доход от производства компьютерных игр превышает прибыль от такого популярного вида спорта, как футбол. Каждый год разработчики этих игр получают миллиарды долларов за свою продукцию. В Иране многие люди тратят колоссальные средства на приобретение компьютерных игр и связанных с ними услуг, и эти деньги в виде валюты уходят из страны. Между тем, учитывая наш истинный потенциал, мы могли бы обратить этот процесс вспять и, активно работая на внешних рынках, даже приносить доход своей стране, не говоря уже о том, что в этой отрасли можно создать много рабочих мест для собственных специалистов».

По словам этого эксперта, ответственный орган, занимающийся этими вопросами, то есть Национальный фонд компьютерных игр, вместо того, чтобы оказывать поддержку внутренним производителям, по большей части занимается контролем и недопущением на рынок программ низкого морального содержания, однако эта тактика не приносит и не может приносить никакой пользы.

«Неизбежной реальностью является то, — поясняет Багери, — что цензура и запрет на продажу аморальных игр не решает проблему, потому как при нынешних условиях связи пользователям все равно удается их получать. Вместо этого необходимо задумываться о повышении качества внутренней продукции и увеличивать свою конкурентоспособность в этой сфере, ведь пользователям компьютерных игр, как клиентам в ресторане, нужна „вкусная еда“, и не важно, кто ее „готовит“».

Новые возможности и проблемы

Отвечая на вопрос о негативных последствиях увлечения компьютерными играми и формирования своего рода зависимости от них, Багери признается: «Хорошо это или плохо, но эти игры настолько интересны, что просто притягивают к себе пользователей. Важно, чтобы родители определяли время, когда ребенку или подростку можно играть за компьютером. К сожалению, некоторые взрослые разрешают своим детям проводить много времени за этими играми, чтобы таким образом обеспечить им досуг или попросту отделаться от них. Между тем родители обязаны устанавливать рациональные пределы для игровых сессий еще до того, как ребенок начал играть.

Затрагивая культурную составляющую этих игр, эксперт полагает: «Для органов, осуществляющих контроль за компьютерными играми, основной проблемой являются разного рода несоответствия культурного плана. Западные игры создаются на основе культурных ценностей, которые отличаются от наших. Благодаря культурному аспекту этих игр во всех странах, начиная с Азии и заканчивая Америкой, люди знают, кто такой Геркулес. Используя такие же средства, мы можем рассказать миру о собственных национальных мифах и их героях. Конечно, некоторые попытки для этого уже предпринимались, но по разным причинам они не принесли никакого результата. Одна из причин такого положения состоит в том, что у нас слишком конкретные ожидания от создания этих игр. Дело в том, что структуры, которые вкладывают средства в производство некоторых программ и компьютерных игр, забывают о том, что в первую очередь игра должна быть увлекательной, и вместо этого пытаются донести до пользователей какую-то идею. Это приводит к тому, что такая игра, лишенная всякой привлекательности, не пользуется популярностью и, следовательно, заложенный в нее культурный посыл останется невостребованным».

Соглашается с этим утверждением и директор отдела компьютерных игр иранской интернет компании Pars Online Кейван Кейсари (Keyvan Gheissari). По его словам, в иранской культуре есть множество привлекательных тем и сюжетов для создания компьютерных игр.

Кейсари утверждает: «В истории нашей страны было много ярких страниц, например „священная оборона“ (ирано-иракская война 1980 — 1988 годов). Создание увлекательной и качественной в техническом плане компьютерной игры помогло бы  пользователям косвенным образом осознать ценность этой войны и помочь больше узнать о ее истории. Таким образом в сознании нашего подрастающего поколения будут формироваться национальные культурные традиции, а не чужие».

Специалист подчеркивает: «Несмотря на все внутренние трудности и недостаточную поддержку со стороны таких организаций, как Национальный фонд компьютерных игр и Министерство культуры и исламской ориентации Ирана, предпринимаются меры, которые позволяют надеяться на некоторое улучшение ситуации. К их числу можно отнести проведение ежегодного Фестиваля компьютерных игр, который, правда, начали организовывать только недавно. Недостаточная степень поддержки разработчиков приводит к тому, что иранские компании и производители оказываются беззащитными перед наплывом продукции мировых компьютерных гигантов и даже не могут ни на что опереться, когда те создают разного рода препятствия для установления связей с зарубежными коллегами или проведения технических консультаций».

Как уже было отмечено, компетентные органы, контролирующие распространение компьютерных игр, обеспокоены существующей ситуацией на этом рынке. Главной проблемой они называют отсутствие возможности у местных разработчиков конкурировать с иностранными производителями. Между тем некоторые иранские авторы компьютерных игр полагают, что их страна обладает огромным потенциалом для развития этой отрасли.

Эти специалисты убеждены, что развитие индустрии компьютерных игр при поддержке соответствующих организаций может не только нейтрализовать негативные последствия в виде неблаготворных психологических реакций, влияния чужеродной культуры и нехватки социального общения, но и создать новые возможности для опосредованной передачи традиционных иранских ценностей на мировом уровне, не говоря уж о высокой прибыли.