Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как демонтировать атомную подводную лодку?

Когда атомная подводная лодка достигает конца своего жизненного цикла, ее нужно демонтировать. А это очень сложный и трудоемкий процесс.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Атомные субмарины — излюбленная тема в популярной литературе и в фильмах. Их неизменно изображают как устрашающий инструмент геополитической мощи. Но когда срок службы подводной лодки подходит к концу, она фактически превращается в плавучий источник повышенной опасности, источающий смертоносное ядерное топливо, удалить которое из субмарины крайне сложно.

Атомные субмарины — излюбленная тема в популярной литературе, от фильмов типа «Охота за „Красным Октябрем“» и до продолжительных сериалов, таких как «Путешествие на дно моря». Их неизменно изображают как устрашающий инструмент геополитической мощи, который, крадучись, передвигается в мрачных океанских глубинах, выполняя какую-нибудь серьезную и секретную миссию.

Но когда срок службы подводной лодки подходит к концу, она фактически превращается в плавучий источник повышенной опасности, источающий смертоносное ядерное топливо, удалить которое из субмарины крайне сложно. Ядерные военно-морские силы предпринимают просто колоссальные усилия, чтобы как-то избавиться от своих многочисленных и устаревших охотников за подводными лодками и атомных субмарин с баллистическими ракетами.

В итоге на нашей планете появляются очень странные промышленные кладбища, расположенные в самых разных местах — от северо-западной части тихоокеанского побережья США до Полярного круга и российского Владивостока, где базируется Тихоокеанский флот.

Эти кладбища для субмарин бывают очень разные. Если мы возьмем худший вариант, а это Карское море к северу от Сибири, то по сути дела они представляют собой ядерные мусорные свалки, где на морском дне на стометровой глубине разбросаны реакторы подводных лодок и ядерное топливо. Похоже, что там русские до начала 1990-х годов избавлялись от своих атомных субмарин точно так же, как от дизельных лодок — просто топили их в океане.

Как они ржавеют

Свалка дизельных субмарин в заливах вокруг Оленьей губы на арктическом Кольском полуострове зрелище не для слабонервных. В насквозь проржавевших носах подводных лодок видны торпедные аппараты, изъеденные ржавчиной рубки стоят, накренившись под странными углами, а корпуса субмарин разорваны на куски как обломки мидий, разбитых чайками о камни.

Атомные подводные лодки, подлежащие утилизации, в порту города Северодвинска


Советы превратили Карское море в «аквариум радиоактивного мусора», заявляет норвежский природоохранный фонд Bellona, работающий в Осло. Морское дно буквально усеяно 17 000 контейнеров с радиоактивными отходами, 16 ядерными реакторами и шестью целыми атомными подводными лодками, у одной из которых реакторы до сих пор заправлены ядерным топливом.

Сейчас в Карское море устремились нефтяные и газовые компании — и в принципе, во время бурения они могут повредить обшивку ядерных реакторов или топливные стержни, из-за чего радиоактивные вещества попадут в районы рыбного промысла, предупреждает директор этой организации Нильс Бемер (Nils Bøhmer).

Официально учрежденные кладбища субмарин намного заметнее: их даже можно увидеть на картах Google. Дайте крупным планом изображение крупнейшего могильника ядерных отходов в американском Хэнфорде, штат Вашингтон, губы Сайда на заполярном Кольском полуострове, или верфей возле Владивостока, и вы увидите их. Там ряд за рядом стоят массивные стальные емкости, каждая примерно 12 метров длиной. Они выстроились в шеренги рядом с длинными рвами в Хэнфорде в ожидании массового захоронения; они стоят группами у причальной стенки в Сайде; они плавают в воде в Японском море, прикованные цепями к пирсу в бухте Павловского на базе подводных лодок неподалеку от Владивостока.

Опустошить и удалить

Данные емкости — все, что осталось от сотен атомных субмарин. Эти «трехотсечные блоки», как их называют моряки, представляют собой герметичные реакторные отсеки без топлива, которые получаются в процессе демонтажа, доведенного до совершенства на военно-морской верфи министерства обороны США Пьюджет-Саунд, которая находится в Бремертоне, штат Вашингтон.

Это очень кропотливая работа. Сначала списанную субмарину буксируют в защищенный док для слива топлива, где из реакторного отсека сливаются все жидкости и обнажаются тепловыделяющие сборки. Затем каждую сборку снимают и помещают в контейнер для отработанного ядерного топлива, который устанавливается на платформе для дальнейшей утилизации в долговременном хранилище и на заводе по регенерации. В США это делается на реакторном комплексе ВМС в огромной Национальной лаборатории Айдахо, а в России конечным пунктом назначения для них является сибирское предприятие по производству и регенерации плутония «Маяк».


Хотя в реакторном оборудовании, к которому относятся парогенераторы, насосы, клапаны и трубопроводы, обогащенного урана не остается, его металл становится радиоактивным в результате многолетней нейтронной бомбардировки, которая расщепляет его атомы. Поэтому после удаления топлива субмарину буксируют в сухой док, где при помощи режущего инструмента и газовых резаков «ампутируют» реакторное отделение и опустошенный отсек по обе стороны от него, отделяя его от корпуса лодки. Затем на каждый конец приваривают толстые стальные плиты для изоляции. Так что эти емкости не просто какие-то сборники отходов; это гигантские стальные сегменты самой атомной субмарины, или все, что осталось от нее, так как нерадиоактивные отделения подвергаются утилизации.

Атомная подводная лодка в ожидании утилизации на "Севмашпредприятии" в Северодвинске


Россия тоже использует такую методику, ибо Запад опасается, что если процедура утилизации будет не такой строгой, расщепляющиеся материалы могут попасть во вражеские руки. Так, в губе Андреева неподалеку от Сайды Россия до сих пор хранит отработанное топливо с 90 подводных лодок 1960-х и 1970-х годов списания. Поэтому в 2002 году «Большая восьмерка» начала 10-летнюю программу стоимостью 20 миллиардов долларов по передаче Российской Федерации технологий демонтажа, которые используются на предприятии Пьюджет-Саунд. Она предусматривала масштабную модернизацию технологий утилизации и хранения на объекте по сливу топлива в Северодвинске, а также на предприятии по демонтажу, и строительство наземного хранилища списанных реакторов.


Плавучая угроза

Безопасное наземное хранение имеет большое значение, потому что реакторные блоки оставались в воде в губе Сайда, а заполненные воздухом отсеки по бокам помогали удерживать эти отсеки на плаву, говорит Бемер. А в бухте Павловского неподалеку от Владивостока 54 емкости по-прежнему находятся на воде во власти погоды.

По словам Бемера, демонтаж таким способом не всегда возможен. У некоторых советских подводных лодок реакторы с жидкометаллическим охлаждением, в которых для отвода тепла от активной зоны используется свинцово-висмутовая смесь, а не обычные водо-водяные реакторы. В холодном неработающем реакторе эта охлаждающая смесь застывает, превращаясь в громоздкую твердую массу. Бемер говорит, что две такие субмарины еще не демонтированы, и их в интересах безопасности пришлось отправить в очень отдаленный док, находящийся в Гремихе — тоже на Кольском полуострове.

Используя такой метод трехотсечных блоков, Россия на сегодня демонтировала 120 атомных подводных лодок на Северном и 75 субмарин на Тихоокеанском флоте. В США, между тем, по этой технологии утилизировано 125 лодок времен холодной войны. Этим же методом демонтажа пользуется Франции. А вот в Британии подводные лодки Королевских ВМС имеют такую конструкцию, что реакторный модуль можно удалять, не отделяя отсеки от средней части. «Корпус ядерного реактора можно снимать целиком, заключать в обшивку, а затем отправлять на хранение», — говорит представитель британского министерства обороны.

Однако планам Британии по демонтажу 12 лодок, списанных и хранящихся на юге Англии в Девонпорте, а также семи, которые находятся в шотландском Росайте, не суждено осуществиться в ближайшее время, потому что правительство пока не решило, в каком из пяти возможных мест в Британии оно будет хранить реакторные корпуса и отработанное топливо. Этот вопрос вызывает обеспокоенность в обществе, поскольку, как было сообщено в прошлом году в программе BBC News, количество списанных атомных подлодок в Девонпорте и Росайте постепенно увеличивается.

Страхи перед загрязнением воды

Сварщик в защитном костюме разрезает детали корпуса атомной подводной лодки


Экологические организации также бьют тревогу по поводу хранения топлива в США. Национальная лаборатория в Айдахо является конечным пунктом назначения для всего полностью отработанного топлива ВМС США с тех пор, как в 1953 году в Америке появилась первая атомная подводная лодка Nautilus. «Прототип реактора для лодки Nautilus проходил испытания в лаборатории Айдахо, и с тех пор туда свозят каждый до последнего кусок отработанного топлива атомного флота США. Его хранят в коллекторе чуть выше водоносного слоя реки Снейк-Ривер, который является вторым по величине подземным резервуаром воды в Северной Америке», — говорит Беатрис Брейлсфорд (Beatrice Brailsford), работающая в природоохранной лоббистской организации Snake River Alliance.

«Отработанное топливо хранится над поверхностью земли, однако остальные отходы захоранивают над водоносным горизонтом, и такая практика может сохраниться еще на полвека. Это вызывает большую тревогу у многих жителей Айдахо». Опасность возникает не только для пресной воды резервуара, пострадать может также главная сельскохозяйственная культура этого штата картофель.

Даже при наличии строгих мер безопасности периодически возможны утечки ядерных материалов, причем иногда это происходит очень странными способами. Так, в Айдахо и Хэнфорде были весьма необычные утечки радиации, которую переносили травянистые растения перекати-поле, попадавшие в бассейны выдержки радиоактивных отходов. Там они собирали радиоактивную воду, а потом их разносило ветром по всему периметру объекта.

Дороговизна и долговременный характер мер, которые приходится принимать для обеспечения безопасности списанных атомных субмарин, похоже, никак не мешают военным руководителям строить все новые лодки. «Что касается США, то у ВМС там существует твердая уверенность в том, что атомные подводные лодки являются образцом успеха, и сейчас в стране разрабатываются новые типы субмарин им на замену», — говорит Эдвин Лайман (Edwin Lyman), работающий аналитиком по ядерной политике в Союзе обеспокоенных ученых в Кембридже, штат Массачусетс.

США в этом не одиноки. Россия тоже строит четыре новых атомных подводных лодки у себя в Северодвинске, а до 2020 года может построить еще восемь. «Несмотря на бюджетные ограничения, Москва твердо намерена снова усилить свой атомный флот», — говорит Бемер. То же самое делает и Китай.

Похоже, что работы на кладбищах субмарин и на хранилищах отработанного топлива будет хоть отбавляй.