Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Мифы и ложь против реальности

Внутренний украинский кризис и внешняя российская агрессия в отношении этой страны окружены густым туманом лжи и вырванных из контекста фактов. Нижеследующий текст авторов, к которым обратилась «фабрика мысли» «Европейские ценности», все расставляет по своим местам.

© РИА Новости Илья Питалев / Перейти в фотобанкСторонник евроинтеграции стоит на баррикадах на площади Независимости в Киеве
Сторонник евроинтеграции стоит на баррикадах на площади Независимости в Киеве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Внутренний украинский кризис и агрессия России в отношении Украины окружены густым туманом лжи и вырванных из контекста фактов. Нижеследующий текст авторов, к которым обратилась «фабрика мысли» «Европейские ценности», все расставляет по своим местам. Ведущие чешские и словацкие эксперты постарались исключить из чешских дебатов об Украине самые распространенные мифы.

«Фабрика мысли» «Европейские ценности» обратилась с вопросами о ситуации на Украине к ведущим чешским и словацким экспертам, которые общими силами создали этот документ. Его главная цель — исключить из чешских дебатов об Украине самые распространенные мифы и ложь и привлечь внимание к реальным фактам.

Под текстом подписалась группа экспертов, которые давно занимаются Украиной и поддерживают с ней контакт. При этом документ не отражает позиции институтов, в которых работают эти эксперты. За его содержание несет ответственность «фабрика мысли» «Европейские ценности», который собрал авторов для совместной работы.

Реактор текста: Якуб Янда, «фабрики мысли» «Европейские ценности»

Специалисты, с которыми проводились консультации по поводу текста:

Ленка Вихова (Lenka Víchová)

Давид Свобода (David Svoboda)

Карел Свобода (Karel Svoboda)

Ондржей Соукуп (Ondřej Soukup)

Йозеф Паздерка (Josef Pazderka)

Михаел Романцов (Michael Romancov)


Ярослав Надь (Jaroslav Naď)

Вопрос № 1: Почему украинский Евромайдан не был государственным переворотом?

Сторонник евроинтеграции стоит на баррикадах на площади Независимости в Киеве


Украинское протестное движение, так называемый Евромайдан, сформировалось из спонтанного студенческого протеста против неожиданного отказа президента Виктора Януковича подписывать договор об ассоциации с Европейским Союзом. Ненасильственный и на тот момент относительно немногочисленный протест был жестоко разогнан 30 ноября специальными подразделениями украинской полиции «Беркут».

После этой жестокой расправы на Михайловской площади, куда вытеснили протестующих, были стихийно организованы первые отряды самообороны — «армии» Евромайдана, насчитывающей несколько тысяч человек. В тот же период появился мобильный отряд Евромайдана, члены которого организовали патрули на улицах, сопровождение и эвакуацию активистов, а также заблокировали административные здания и предприняли протестные выезды к семейным резиденциям президента Виктора Януковича, генерального прокурора Виктора Пшонки и других представителей государственной власти.

Уже с 1 декабря на площади Независимости собирается несколько тысяч украинцев, протестующих против жестоких действий «Беркута» и требующих отставки министра внутренних дел и наказания лиц, которые несут ответственность за эту расправу. Протестующие заняли первые административные здания в центре Киева. В тот же день происходят первые провокации перед Администрацией президента, которые закончились беспощадным избиением невинных демонстрантов. «Беркут» не щадил даже журналистов...
Через два дня демонстранты заблокировали все подъездные пути к Администрации президента и потребовали отставки правительства. Янукович молчал, а 6 декабря вылетел в Сочи, где встретился с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.

Растущее давление

Протесты, в которых уже тогда принимали участие тысячи людей, полиция пыталась разогнать еще несколько раз, но безуспешно. В центре Киева каждый день собирались все новые демонстранты — теперь из рядов широкой общественности. Согласно социологическим опросам, в Майдане приняли участие представители всех социальных слоев и сторонники самых разных политических партий, но в первую очередь украинской оппозиции. Разрастающееся протестное движение поддержали и некоторые влиятельные украинские олигархи, к которым, например, относится Петр Порошенко и Игорь Коломойский. Другие же, такие, как Ринат Ахметов и Дмитрий Фирташ, заняли нейтральную позицию или выступили на стороне президента Януковича.

Давление на демонстрантов усиливалось. 16 января парламент Украины принял без обсуждений и с грубым нарушением парламентской процедуры пакет законов, которые впоследствии назовут диктаторскими. Электронная система для подсчета голосов «Рада» при голосовании в парламенте была отключена. Депутаты голосовали, поднимая руки. Некоторые из них впоследствии отрицали, что голосовали в поддержку этих законов. По словам украинских конституционных экспертов, эти законы нарушили сразу 12 положений Конституции Украины. Президент Янукович в тот же день их подписал.

Пакет законов, принятых 16 января, значительно ограничивал гражданские свободы и был подготовлен с сознанием того, что для подавления протестов будет использоваться силовой сценарий. Целью было запугать украинцев и дать украинской полиции, прокуратуре и судам достаточное количество средств для усмирения врагов президента. Ответ протестующих не заставил себя долго ждать. Тем более что переговоры представителей Майдана и оппозиции с президентом Януковичем закончились безрезультатно, в том числе по вопросу минимальных требований — наказать виновных в ноябрьской расправе над студентами и снять министра внутренних дел.

Незаслуженный символ Майдана

Уже на следующей неделе, 19 января, часть демонстрантов решила идти протестовать к украинскому парламенту и требовать отмены диктаторских законов. Постепенно мирная демонстрация переросла в жестокий бой. Ответственность за насильственные действия берет на себя до той поры неизвестное и неофициальное объединение крайне радикальных украинских правых сил «Правый сектор». Вопросом остается, действительно ли молодые люди с коктейлями Молотова в руках были членами этого объединения. Но так или иначе заявление «Правого сектора» принесло ему медиа-славу и обеспечило доверие украинских демонстрантов.

«Правый сектор», таким образом, несколько незаслуженно превратился в символ киевского Майдана, несмотря на то, что был лишь его малой частью. Его члены входили в одну из более 300 сотен киевской Самообороны. Пропаганде «Правого сектора» способствовали российские СМИ, для которых вооруженные люди в масках были самым лучшим образом бандеровской оппозиции, которая «свергла легитимного президента Украины и силой захватила власть в Киеве».

Оппозиционные лидеры не могли остановить эскалацию и радикализацию в своих рядах, чем себя в значительной степени дискредитировали. Результатом трехдневных ожесточенных столкновений стали пять убитых, сотни раненых и десятки задержанных. Полиция использовала все менее щадящие методы обращения с демонстрантами: все больше было унижений, неоправданно жестокого насилия и целенаправленных нападений на журналистов. Были случаи похищений, пыток и убийств в отношении участников Майдана.

21 января прямо из больницы был похищен Игорь Луценко и Юрий Вербицкий. Тело 50-летнего львовского академика и сейсмолога Юрия Вербицкого со следами пыток было впоследствии обнаружено в лесу под Киевом. В Киеве был организован полевой госпиталь, и врачи предлагали осматривать пациентов у себя дома, чтобы таким образом предотвратить похищения раненых демонстрантов из больниц.

Изменение Конституции

В столкновениях все чаще участвовали так называемые титушки, по некоторым данным, нанятые люди, которые жестоко нападали на антиправительственных протестующих и провоцировали действия полиции.

С января украинские и российские СМИ, контролируемые государством, информировали о протестах исключительно как о действиях радикалов и неонацистов на улицах. Важные факты искажались или полностью замалчивались. Напротив, в российской прессе появлялись конспиративные теории о Евромайдане как об акции, управляемой и поддерживаемой из Соединенных Штатов и Европейского Союза.

19 февраля 2014 года появились сообщения о нападениях сторонников оппозиции на правительственные здания в некоторых регионах Украины, в том числе полицейские участки и военные объекты. В западноукраинском Львове неизвестные захватили приблизительно 1200 единиц оружия (пистолеты и автоматы Калашникова, большая часть из которых пропала). Несмотря на это, нет доказательств того, что это оружие использовалось во Львове или в Киеве против полиции или государственных представителей.

Столкновения на Евромайдане достигли пика в середине февраля 2014 года, когда полиция и органы безопасности предприняли попытку окончательно разогнать Майдан. Результатом стали кровавые уличные столкновения с 18 по 20 февраля, которые унесли боле 90 жизней. Только 20 февраля полицейские снайперы буквально перестреляли 50 демонстрантов на Институтской улице. За эти три дня погибли также 17 служащих правопорядка. Эти события подняли в оппозиционном движении и в украинских элитах самую большую волну протеста. Президента Януковича начали покидать депутаты, влиятельные бизнесмены и люди из органов безопасности.

Взрывоопасную ситуацию непосредственно перед киевской расправой 20 февраля 2014 года через день попытались урегулировать министры иностранных дел Польши, Германии и Франции, которые заставили оппозицию и правительство президента Януковича подписать соглашение по выходу из кризиса, согласно которому правительство обязалось вернуться к Конституции 2004 года (дополнения 2004 были отменены в 2010 году), объявить о досрочных президентских выборах и прекратить и расследовать насильственные действия. В переговорах принял участие также российский эмиссар Владимир Лукин, который, однако, отказался поставить свою подпись под этим договором.

И если парламент Украины сразу утвердил изменение Конституции, то президент Янукович ничего не подписал. Вместо этого в ночь с 21 на 22 февраля 2014 года он бежал с помощью российских спецслужб из страны. Обнародованные впоследствии кадры с камер видеонаблюдения в его резиденции «Межигорье» доказывают, что к побегу он начал готовиться 19 февраля 2014 года, то есть еще до киевской расправы 20 февраля 2014 года и до подписания мирного соглашения с оппозицией днем позже.

Сомнительные шаги

Сторонники евроинтеграции Украины во время митинга на площади Независимости в Киеве


Утром 22 февраля 2014 года после побега Януковича из страны несколько правительственных зданий, в том числе президентскую администрацию в Киеве, заняли демонстранты с Майдана, но все обошлось без насилия и разграбления: демонстранты лишь обеспечили безопасность зданий после сбежавших сотрудников охраны и других органов безопасности. Насилие кончилось.

Украинский парламент остался в составе, сформированном после выборов 2012 года, то есть при участии подавляющего большинства депутатов, включая членов Партии регионов Виктора Януковича, то есть парламент был по-прежнему органом, имеющим демократическую легитимность. Несмотря на это, некоторые его последующие шаги, учитывая критическую ситуацию в стране, были довольно спорными.

Одним из таких шагов было лишение Януковича звания президента, которое было одобрено 328 голосами. Но с этим были связаны сразу две проблемы: первая состоит в том, что для отставки президента, согласно Конституции, нужно было 338 голосов, и вторая, что Конституция редакции 1996 года ясно определяла, в каких ситуациях президент может быть снят с должности, однако о лишении звания или побеге за границу там не говорилось, а в случае предательства Родины необходимы были консультации с Конституционным и Верховным судом, которых не проводилось.

Еще один проблематичный момент — это работа исполняющего обязанности президента. Им стал Александр Турчинов, выбранный 22 февраля 314 голосами из 329 председателем парламента, который, согласно Конституции редакции 2004 года, в случае отсутствия законно избранного президента временно занимает его должность. Но по Конституции редакции 1996 года, теоретически по-прежнему действующей после того, как президент Янукович бежал, не подписав возвращения поправок 2004 года, этот пост должен был занять прежний премьер Николай Азаров, который тоже бежал из страны.

27 февраля 371 голосом из 372 в парламенте было утверждено правительство Арсения Яценюка. Россия устами Владимира Путина отказалась признать этот новый режим и назвала правительство Яценюка нелегитимным, марионеточным и контролируемым серыми кардиналами из-за рубежа, местными радикалами и «путчистами» на Майдане. Последних Путин обвинил в национализме, неонацизме, русофобии, антисемитизме и организации убийств и погромов.

Из описанного становится ясно, что все решения, включая перестановки на верховных политических позициях, принимались в условиях глубокого конституционного кризиса. Весь последующий путь Украины к досрочным президентским и парламентским выборам и все события в этот промежуточный период опирались только на легитимность парламента. Но ни в коем случае нельзя говорить об организованном государственном перевороте или путче, а тем более о поддержке из-за рубежа, как иногда можно услышать.

Аргументы Кремля

Кремль в связи с так называемым государственным переворотом на Украине часто приводит следующие аргументы:

Несоблюдение мирного плана от 21 февраля 2014 года

Но его первым нарушил президент Янукович (он отказался подписать изменения в Конституции — см. свидетельство Радека Сикорского), и, более того, его не подписал российский эмиссар Владимир Лукин, то есть Россия формально отстранилась от этого плана. Кроме того, президент Янукович сам неожиданно бежал из страны, а большая часть его собственной политической «Партии регионов», впоследствии проголосовала за его отставку.

Бойня в Киеве, которую якобы организовала оппозиция

Расследование этого трагического события все еще продолжается, но большинство жертв, по доступной информации, погибла в результате стрельбы украинских полицейских, то есть из сектора, который находился под контролем подразделений, подчиняющихся президенту Януковичу.

Согласно следователям Генеральной прокуратуры Украины, которая ведет расследование, несколько смертельных выстрелов на Институтской улице было сделано и с другой стороны, что может свидетельствовать о том, в стрельбе принимали участие и другие лица — не только сотрудники украинской полиции.

Отмена так называемого языкового закона

18 марта 2014 года президент Путин обвинил Украину в попытке пересмотра статуса языков в стране, что, по его мнению, привело бы к нарушению прав национальных меньшинств. Он говорил о языковом законе от 2012 года, который был украинским парламентом отменен 23 февраля 2014 года после бегства Виктора Януковича из страны. И хотя это предложение нашло поддержку в парламенте, оно так и не вступило в силу, потому что ИО президента Турчинов его не подписал.

Но даже если бы он вступил в силу, ни одно языковое меньшинство не потеряло бы своих национальных прав, как о том говорил президент Путин, потому что они внесены в статью 10 Конституции. Кроме того, действующим остался закон о языках от 1989 года, закон о национальных меньшинствах от 1992 года, а также закон о ратификации Европейской хартии региональных языков и языков национальных меньшинств. Что касается Крыма, где представители русской национальности составляют около 58% населения, то там русский язык, как и язык крымских татар и украинский язык, является официальным, о чем говорится в Конституции Автономной Республики Крым.

Принятие означенного языкового закона еще в 2012 году вызвало волну критики. Согласно нему, русский язык получил преимущества в ущерб украинскому, хотя теоретически закон мог также распространяться на румынский и венгерский языки. Ведь он написан таким образом, что позволял конкретно не названным «местным властям» (закон не определял, город, район, область ли это) принимать решение о том, какой язык будет в данном «регионе» официальным. Официальным мог быть сделан тот язык, на котором говорит более 10% населения. Этот закон не предусматривал ситуацию, когда в одном регионе сосуществует несколько одинаковых по размеру языковых меньшинств, и по сути делал возможной ситуацию, когда украинскому большинству пришлось бы в языковом отношении подчиниться русскому меньшинству.

Убийство противников Майдана в Одессе

Одна из самых кровавых страниц российско-украинского кризиса была написана 2 мая. В Одессе произошли столкновения между шествующими проукраинскими демонстрантами, футбольными ультрас и членами «Правого сектора» после товарищеского матча Одесса-Харьков и пророссийской толпой. Причем обе стороны были вооружены щитами, прутьями, камнями, камнями, самодельной взрывчаткой и стрелковым оружием. Согласно сообщениям и видеозаписи, нападение было организовано и начато пророссийской стороной. Ситуация полностью вышла из-под контроля полиции.

Во время стрельбы по участникам демонстрации погибло несколько проукраинских демонстрантов. Провокации и драки переросли в преследование пророссийских активистов, которые побежали к своему штабу в Доме профсоюзов на Куликовом поле. Там, при до сих пор невыясненных обстоятельствах, произошел пожар, в результате которого погиб 31 пророссийский участник акции. Еще 12 человек погибло в ходе столкновений, 25 человек было тяжело ранено, 150 получило легкие ранения. Один из начальников одесской полиции Дмитрий Фучеджи бежал в Приднестровье и до сих пор скрывается от украинских правоохранителей.

Предполагаемые массовые погромы против русскоязычного населения Украины

Доказательств им не существует.

Вопрос № 2: Почему российский захват Крыма нельзя сравнивать с Косово?

Местный житель с флагом и российские военные рядом с украинской военной базой в деревне Перевальное под Симферополем


В конце февраля 2014 года Кремль сначала полностью отрицал, что отправил в украинский Крым свои войска, а потом все же признал их присутствие и оправдал его опасениями местного русскоязычного меньшинства за собственную безопасность, а также его правом на самоопределение (17 марта 2014 года Владимир Путин впервые официально признал, что в Крыму были российские войска, чтобы «обеспечить порядок и дать народу Крыма возможность свободного волеизъявления»).

Позднее это привело к отделению Крыма от Украины и присоединению к Российской Федерации. Новое украинское правительство назвало этот шаг нелегитимным, нарушающим Будапештский меморандум от 1994 года и Хартию ООН, и призвало мировую общественность встать на его защиту.

ЕС и Соединенные Штаты согласились с такой оценкой событий Киева и ввели из-за аннексии Крыма против России экономические и персональные санкции. Недавно негативное отношение Запада в Москве четко повторила немецкий канцлер Ангела Меркель: «Преступная и противоправная аннексия Крыма и военная операция на Украине нанесли большой удар по (российско-немецкому) сотрудничеству».

Тем не менее российский президент и другие руководители Российской Федерации отстаивают аннексию Крыма и в этой связи постоянно упоминают Косово, как идентичную ситуацию. «Это прецедент, который наши западные коллеги создали собственным руками в очень похожей ситуации, в одностороннем порядке утвердив отделение Косово от Сербии и назвав его легитимным и не требующим согласия сербских органов. Это то же самое, что теперь делает Крым».

Но сравнение Крыма и Косово невозможно сразу по нескольким принципиальным причинам:

Отсутствие реальной угрозы и массового насилия

Отделению Косово от Сербии предшествовали ожесточенные вооруженные столкновения сторон, а также на международном уровне задокументированные преступления сербских отрядов. О напряженной ситуации в Косово долгое время консультировалась международная общественность, в том числе в Совете безопасности ООН, который в своей резолюции № 1199 от 23 сентября 1998 года заявил о серьезных опасениях в связи с «неоправданным и повсеместным применением силы сербскими сотрудниками безопасности и югославской армии, которое привело к жертвам среди мирного населения» и бегству почти четверти миллионов людей из региона.

Тогда за эту резолюцию проголосовала и Россия. Расправа над мирным албанским населением в Косово в 1998-1999 годах детально описаны в документе Международного трибунала по бывшей Югославии (ICTY) от 2001 года.

Когда правительство Сербии отказалось изменить действия своих частей в Косово, последовали удары авиационных сил НАТО, которые остановили самое жестокое кровопролитие. После этого на протяжении девяти лет Косово существовало под международным протекторатом ООН, который Россия тоже одобрила. Только в 2008 году новоизбранный парламент Косово большей частью голосов утвердил отделение от Косово и объявление независимости. Тогда Россия протестовала против этого шага, назвав незаконным нарушением территориальной целостности и суверенности Сербии.

Однако в случае Крыма никаких международными организациями задокументированных преступлений, которые предшествовали бы российскому вторжению в конце февраля 2014 года, не существует. Ни массовых убийств, ни бегства населения там не было. Ситуацию не рассматривал даже Совет безопасности ООН. Напротив Генеральная ассамблея ООН впоследствии назвала аннексию Крыма противоречащей международному праву.

Кроме того, в случае Косово имел место межэтнический конфликт. А на Украине речь идет о ценностном размежевании сторон. С одной стороны — прозападный блок, а с другой — сторонники политики Российской Федерации. Этническое разделение сторон конфликта в настоящий момент абсолютно маргинально. С обеих сторон есть украинцы, русские, грузины и многие другие народности.

Приравнивая Крым к Косово, Россия ставит себя в абсурдную ситуацию: если в случае Косово она долгое время следовала одной линии, согласно которой внешняя сила не может нарушать территориальной целостности страны даже в случае кровопролития, то в случае Крыма, согласно России, напротив, это возможно даже без представления доказательств подобных насильственных акций.

Несоблюдение международных соглашений и правил

В 1994 году три государства, являющиеся постоянными членами Совета безопасности ООН, гарантировали Украине территориальную целостность в обмен на отказ от советского ядерного арсенала. Гарантами так называемого Будапештского меморандума выступили США, Великобритания и Россия.

Кроме того, недавно провозглашенная, но не признанная на международном уровне Крымская Республика сразу же после референдума заявила о присоединении к Российской Федерации, которое вскоре после это российская Дума и Путин одобрили. Более того, Министерство иностранных дел РФ предложило Совету безопасности ООН одобрить резолюцию, гарантирующую нейтралитет Украины. Однако киевская дипломатия решительно отвергла этот план. В области международного права это было бы беспрецедентным решением.

Против легитимности референдума свидетельствует и отсутствие на них международных наблюдателей. И хотя Москва утверждает обратное, биография мнимых наблюдателей говорит сама за себя. Российское агентство ИТАР-ТАСС опубликовало мнение главы миссии якобы международных наблюдателей, поляка Матеуша Пискорского: «То, что мы видели в Крыму, ничем не отличается от плебисцита в любой другой европейской демократической стране». При этом Пискорский является известным антисемитом и бывшим редактором неонацистского журнала «Odala». Другие члены этой «наблюдательной миссии» причисляют себя к радикальным движениям из разных регионов Европы.

Международные гарантии территории

После распада Югославии Косово стало автономной областью Сербии, но его сохранение внутри этого государства четко не оговаривалось ни в одном международном соглашении. Напротив, 30 ноября 1991 года Украина провела всенародный референдум, на котором 92% украинцев (в том числе 56% жителей Крыма) поддержало выход из Советского Союза. Более того, целостность территории новой Украины четко гарантировалась так называемым Будапештским меморандумом от 1994 года, по которому территориальную целостность украинской территории гарантировали США, Великобритания и Россия.

Захват территории российскими войсками

Переговоры украинских военных с представителями самообороны Севастополя на территории аэродрома "Бельбек"


Объясняя присутствие своих войск в Крыму с 27 февраля 2014 года, Россия ссылается на договор с украинским правительством от 1997 года, позволявший РФ иметь в Крыму на базах Российского Черноморского флота до 25 тысяч военнослужащих. Более того, Россия утверждает, что даже во время инкриминированного периода не превысила это число.
Однако в случае аннексии задействованы были не военнослужащие Черноморского флота, а, напротив, российские специальные силы, которые в Крыму проводили операции, полностью противоречащие украинским законам и Конституции. Сразу после своего вхождения в Крым 27 февраля 2014 года российские военнослужащие в масках заняли и заблокировали автономный крымский парламент и прямо участвовали в замене крымского премьера, смене автономного правительства и парламента и отторжении Крыма от Украины. Таким образом, Россия без серьезных и доказуемых причин активно спровоцировала в Крыму кризисную ситуацию, которой воспользовалась для получения этой территории под свой контроль.

Прямое участие российских органов в обострении ситуации в Крыму и его незаконном отторжении от Украины подтверждается и рядом конкретных свидетельств, в частности интервью вице-премьера крымского автономного правительства Рустама Термигалиева российскому изданию «Ведомости».

«Я не хочу отвечать на вопрос, кто это организовал, но хочу сказать, что роль крымских элит в этих процессах вторична».

«Оглядываясь назад, можно сказать, что однозначно очень серьезно аналитически была продумана вся эта операция. Здесь, в Москве, в Кремле кем-то была продумана. Я, конечно, впечатлен тем, как тонко были вычислены психотипы всех участников этого процесса и, самое главное, было понимание общественного мнения на полуострове. Если мы понимаем с вами, что все это имело определенную режиссуру, то режиссеру нужно поставить пять с плюсом».

Несоблюдение прав других национальностей

Если в Косово в период отделения от Сербии 88% населения составляли албанцы, то ситуация в Крыму в 2014 году в национальном отношении была намного более дифференцированной. И хотя этнические русские составляли там большую часть населения, доля других народностей на полуострове достигала 40%. Согласно переписи 2001 года, в Крыму проживало 2,3 миллиона человек, из которых 58% — русские, 24% — украинцы, 10% — крымские татары, а остальные были белорусами, армянами, евреями и пр.

Являясь частью Украины, Крым обладал гарантированной большой автономией с собственным правительством, парламентом и особым статусом Севастополя как базы Российского Черноморского флота. Русское сообщество было сильным, но русская национальность еще не означала в Крыму одобрения отторжения от Украины. Напротив, только три депутата автономного крымского парламента, где работало 100 депутатов, потребовали перед самой аннексией Крыма присоединения к России (партия «Российское единство» — в общей сложности 4% голосов).

Еще после правительственного кризиса в Киеве в середине февраля бывший тогда премьером Крыма Анатолий Могилев признал новое украинское правительство, а настроения на полуострове были неоднородными. Только после прибытия российских солдат без знаков отличия 27 февраля 2014 года и под сильным российским давлением ситуация в Крыму начала обостряться и меняться. Сразу по приезде российские войска заблокировали автономный крымский парламент и прямо участвовали в его изолировании от окружающего мира, в свержении премьера Могилева и его замене на пророссийского Сергея Аксенова, а также во всех последующих событиях, которые привели к отторжению Крыма от Украины.

Незаконное проведение референдума


Россия часто старается отстоять легитимность крымского референдума, используя пример Косова. Но в случае Косово имела место совершенно другая проблематика, а Крым, что парадоксально, был отторгнут на основании механизма, который Россия давно критиковала. Подробное объяснение было опубликовано на сервере Open Democracy. Главной разницей между Косово и Крымом является тот факт, что Косово не было отторгнуто другим государством, а в Крыму, в свою очередь, не было случаев насилия по отношению к гражданскому населению.

Во время самого референдума в Крыму присутствовало лишь минимальное число международных наблюдателей. ОБСЕ и ЕС отказались отправлять своих наблюдателей по причине нелегитимности референдума согласно международному праву. Пророссийские же источники, напротив, сообщали об международных наблюдателях, которые подтвердили референдум. Но проблемой остается тот факт, что на это у них не было никакого мандата.

В начале этого года нелегитимность референдума подтвердил и российский агент и бывший командир пророссийских повстанцев на Украине Игорь Гиркин. По его словам, россияне собрали крымских депутатов против их воли и заставили одобрить всенародное голосование. «Поддержки органов власти в Симферополе я не видел», — сказал Гиркин. Еще одним фактом, говорящим о нелигитимности референдума, является и исчезновение оппозиционных активистов и журналистов, критикующих российскую аннексию Крыма в период проведения самого референдума.

Вопрос № 3: Какие существуют доказательства того, что российские войска, их соединения и техника воюют в Восточной Украине?

Точно так же, как Кремль не раз отрицал присутствие своих регулярных частей в Крыму, он делает в случае Восточной Украины. Но, в отличие от крымского варианта, Кремль не допускает присутствия своих солдат даже тогда, когда доказательства их присутствия неопровержимы. Самым частым российским контраргументом являются заявления о том, что все это добровольцы, участвующие в «гражданской войне», военнослужащие в отпуске, или о том, что доказательств присутствия регулярных российских войск и персонала в Восточной Украине нет.

«(Мы) не смогли обнаружить и „доказательств“ этому по конфигурации орнамента из темных пятен на фотографиях, размещенных послом США на Украине Джеффри Пайеттом в его Twitter», — сказал представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков о нескольких спутниковых снимках, доказывающих присутствие российских военных систем на украинской территории. Некоторые российские СМИ публикуют информацию о присутствии западных спецслужб на Украине, но все бездоказательно.

Профессионалы, а не добровольцы


Несмотря на упорные усилия Кремля скрывать за своими заявлениями факты, список и характер убедительных доказательств российской поддержки сепаратистов, присутствия регулярных российских соединений и использования российской техники стал уже настолько велик, что каждую российскую попытку опровержения приходится возводить на уровень официальной переговорной позиции Кремля.

Кроме того, в середине мая текущего года спецслужбам Украины удалось взять в плен вооруженных людей, которые на допросе сознались, что являются военнослужащими армии Российской Федерации. «Я, Александров Александр Анатольевич, сержант, третья гвардейская отдельная бригада специального назначения, находящаяся при городе Тольятти. Командир бригады — полковник Щепель Сергей Анатольевич», — сказал один из допрошенных солдат. На востоке Украины бригада якобы действовала с 5 марта этого года. И хотя Москва признала, что это ее граждане, она отказалась признать, что они действующие военнослужащие Российской Федерации.

Если говорить об идентифицируемом оружии, то это техника, которая находится на вооружении армии Российской Федерации и, напротив, не используется армией Украины. Речь о конкретных беспилотниках, системах ПВО, артиллерийских радарах, современных танках и другой тяжелой военной технике. Поставки этой техники, будь то с экипажем или без, осуществлялись самое позднее до середины июня 2014 года, как свидетельствует анализ издания «Armádní novinу», который подтверждает сообщения Украины и НАТО того времени. В основном с осени поступает настолько сложная техника, что ее использование требует обслуживания профессионалами, а не группой добровольцев.

Здесь необходимо подчеркнуть, что поставки начались в момент первых военных успехов так называемой антитеррористической операции и наращивались в течение лета. Несмотря на это, украинская армия смогла продвигаться так, что в первой половине августа подавление мятежа казалось вопросом нескольких недель — максимум месяца. В тот период, вероятно, начался первый трансграничный удар российских военных сил, который загнал украинцев в оборону.

Уважаемая британская организация Королевский Объединенный институт оборонных исследований (Royal United Services Institute — RUSI) со штаб-квартирой в Лондоне в своем докладе от марта 2015, основанном на детальном анализе подтвержденных фактов, заявляет, что с середины прошлого года в боях на Украине приняли участие 42 тысяч российских военнослужащих из 117 воинских подразделений Российской Федерации, переброшенных за российско-украинскую границу и обратно или участвовавших в обстреле украинской территории из России. Первые разведывательные подразделения регулярной российской армии, согласно этому докладу, проникли на восток Украины в середине июля 2014 года. Переброска большего количества российской техники и кадров началась в конце августа (около 3,5 тысяч солдат), а в конце декабря 2014 года их численность достигла примерно 10 тысяч военнослужащих. Многие из них шли на Украину под давлением командования.

Дело Дебальцева

Пророссийские ополченцы рядом с неразорвавшейся ракетой «Ураган» в Дебальцево


Подобная операция с пересечением границы и участием в боях имела место в феврале 2014 года в боях за город Дебальцево. Как в августе, так в феврале россияне после завершения операции выводили свои основные подразделения и передавали контроль над ситуацией местным командирам.

Данные об участии российских воинских подразделений в боях на востоке Украины, кроме НАТО, подтверждают и немецкие и американские разведки, а также другие источники, в том числе ОБСЕ и доклады Верховного комиссара ООН по правам человека от февраля 2015 года: «Продолжающееся присутствие большого числа сложной военной техники и иностранных военнослужащих, в том числе солдат Российской Федерации, напрямую влияет на ситуацию с правами человека на востоке Украины».

В упомянутом докладе лондонского института RUSI также говорится, что российские солдаты, по приказу своего командования, сначала направляются на военные учения к украинской границе, а опознавательные знаки на их технике превентивно замазаны. Перед отъездом их официально увольняют со службы, но они продолжают ее нести под руководством своего командования. Те, кто отказывается выполнять приказы, получают дисциплинарные и иные наказания. Конкретные примеры приводятся в недавнем сообщении агентства Reuters.

Участие военнослужащих регулярной российской армии в боях в Восточной Украине подтверждают и российские журналисты, рассказывающие о реальных случаях в боях за украинское Дебальцево и в окрестностях Донецка. С этими рассказами перекликаются и свидетельства российских матерей тех солдат, которые погибли за последний год, а их семьи не получили никакой официальной информации о причинах их смерти: чаще всего им сообщалось, что они погибли на военных учениях вблизи границы с Украиной.

Доклад RUSI и расследование российского сервера РБК также выявили определенные российские воинские подразделения, участвующие в боях в Восточной Украине. Независимо от RUSI к таким же выводам пришел и американская «фабрика мысли» Atlantic Council.

Некоторые другие российские воинские подразделения даже обстреливали с собственной территории позиции украинской армии в Донбассе, как то отмечается в анализе Bellingcat, или участвовали, работая с приборами наведения, в июньской операции, когда был сбит самолет МН-17 над Восточной Украиной. Тогда погибли 298 пассажиров и членов экипажа — граждане Нидерландов, Австралии, Малайзии и других стран.

В недавно опубликованном материале «Путин. Война», авторами которого стали убитый российский оппозиционный политик Борис Немцов и его коллеги, делается предположение, что за первые 10 месяцев поддержки войны на востоке Украина Россия потеряла примерно 53 миллиарда рублей (2,3 миллиарда долларов). Из них 21 миллиард рублей ушел на зарплаты российским военнослужащим, 25 миллиардов — на финансовую поддержку пророссийских сепаратистов и 7 миллиардов рублей — на ремонт и сервис военной техники.