Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Поддержка Асада превратила Россию в дипломатическую сверхдержаву, о которой мечтал Путин

© AP Photo / Ivan SekretarevВладимир Путин выступает на пресс-конференции по итогам саммита ШОС в Уфе
Владимир Путин выступает на пресс-конференции по итогам саммита ШОС в Уфе
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Растущее вмешательство России в сирийскую гражданскую войну превратило самого крупного союзника Асада в дипломатический фактор, к которому ООН придется прислушаться. Это крупный успех Путина, превратившего свою страну в инициатора процессов на международной арене. Вдобавок мир отвлекается от вмешательства России в дела Украины.

Россия пришла Сирии на помощь в самый подходящий момент, как с тактической точки зрения — Башар Асад терпел поражение, так и в стратегическом смысле — в канун сессии Генеральной Ассамблеи ООН, на которой Владимир Путин планирует выступить речью, символизирующей победу российской дипломатии.

Президент России Владимир Путин может радостно потирать руки. Его цель по возвращению России статуса сверхдержавы и влиятельной силы на международной арене постепенно достигается. В последние недели появилось множество сообщений и фотографий, снятых спутниками, согласно которым, Россия продолжает поставлять в Сирию все новые и новые танки, самолеты, боеприпасы и современное сложное оборудование для правительственных войск президента Башара Асада. Россия также расширяет военное присутствие в районе строящейся большой авиабазы под Латакией.

С тактической точки зрения Путин выбрал идеальный момент: он поддерживает слабеющую армию Асада, теряющую территории и несущую потери в живой силе. Со стратегической точки зрения момент тоже выбран очень удачно: в канун 70-й юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В конце месяца в Нью-Йорк прибудут главы государств со всего мира. На повестке дня собрания — войны на Ближнем Востоке и миграционный кризис в Африке, который они породили.

Появившись на трибуне ООН 28 сентября после десятилетнего отсутствия, Владимир Путин придет не с пустыми руками. Он изложит свое предложение по урегулированию кризиса в Сирии, включающее диалог между Асадом и так называемой «здоровой оппозицией», то есть, «Сирийской свободной армией» и умеренными оппозиционными организациями. Он предложит сформировать коалицию по борьбе с ИГИЛ, но в таком виде, который устраивает Россию.

Растущее вмешательство России в сирийскую гражданскую войну превратило самого крупного союзника Асада в дипломатический фактор, к которому ООН придется прислушаться. Это крупный успех Путина, превратившего свою страну в инициатора процессов на международной арене. Вдобавок, уделяя внимание гражданской войне в Сирии и кризису с беженцами, мир отвлекается от вмешательства России в дела Украины. Санкции, введенные США и Европейским союзом более года назад, не смогли заставить Россию отступить, и, хотя западные страны отказываются признать оккупацию Крыма и некоторых восточных районов Украины, новая реальность формируется явочным порядком.

Медленно, но верно Путин использует растерянность Запада и изоляционистские устремления США, все еще переживающих травму оккупации Афганистана и Ирака, чтобы усилить свои позиции. Тем самым российский президент возвращает мир к противостоянию и борьбе двух блоков. Путин стремится заполнить вакуум, оставленный США, и влиять на каждую страну, которая утратила американскую поддержку целиком или частично.

Активные контакты с Египтом, Саудовской Аравией и Иорданией

Хорошим примером этому служит Египет, который при президенте Абдель-Фатахе ас-Сиси стал союзником Москвы. Россия поставляет оружие египетской армии, помогает ей в борьбе с джихадистскими террористическими группировками и продвигает проект по строительству первой в Египте атомной электростанции. Ас-Сиси приглашал Путина принять участие в церемонии открытия обновленного Суэцкого канала, но российский лидер в итоге прислал вместо себя премьер-министра. В мае и августе Путин принимал у себя президента ас-Сиси, который пообещал поддержать российские предложения по Сирии.

Чтобы приобрести влияние на Ближнем Востоке и во всем мире, Россия поддерживает активные контакты с арабскими государствами Персидского залива, включая Саудовскую Аравию, в надежде убедить их тоже принять ее инициативу по Сирии. В последнее время в России побывали лидеры многих ближневосточных государств, к которым присоединился король Иордании Абдалла II, один из главных союзников США. Он признал значимость России, когда сказал, что сирийский конфликт должен быть разрешен, и Россия играет критическую роль в объединении сил сирийской оппозиции и привлечении их к диалогу по урегулированию кризиса.

Для убеждения требуется немало времени, особенно когда речь идет о союзниках США, в том числе, Саудовской Аравии, соперничающей с Ираном, который активно поддерживает Асада в координации и сотрудничестве с Россией. Министр иностранных дел Саудовской Аравии недавно сказал, что Эр-Рияд не видит для Асада места в будущем Сирии. На следующей неделе президент России будет принимать премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, чтобы успокоить его опасения по поводу поставок оружия в Сирию и возможной передачи вооружений террористам. Путин изложит Нетаньяху свою позицию и попытается убедить его в обоснованности и справедливости этого мнения. Но израильский лидер, сосредоточенный на иранской угрозе и опасающийся иранской поддержки, оказываемой Асаду, вряд ли поддержит позицию России.

На этой неделе Путин объяснил, что, если бы не оказанная Россией помощь, ситуация в Сирии была бы намного хуже, страна попала бы в руки ИГИЛ, в Европу устремилось бы больше беженцев, и положение было бы хуже, чем сейчас в Ливии. Николай Кожанов, в прошлом занимавший пост военного атташе в Тегеране, рассказал телеканалу CNN, какова российская стратегия в Сирии. По его словам, Россия не воюет за Асада, но считает, что сирийский режим играет ключевую роль в борьбе против ИГИЛ, угрозы национальной безопасности, и полагает, что, кроме армии Асада, в реальности нет другой альтернативной силы.

Россия не собирается выигрывать войну для Асада

Ключевое событие, после которого Россия стала влиятельным международным игроком, произошло два года назад, когда было заключено соглашение по химическому арсеналу Сирии, и США согласились, чтобы Россия исполнила главную роль по осуществлению этого процесса и забрала на хранение сирийское химическое оружие. Контакты по этому вопросу и соглашение с Западом поставили Россию в позицию ответственного опекуна Асада.

У России на Ближнем Востоке есть экономические интересы, она участвует в оружейных и энергетических контрактах, но Путин признает ограниченность своих сил. Асад на данный момент контролирует малую часть сирийской территории — только крупные города Дамаск, Хомс и Хаму, а также прибрежный район с портом стратегического значения Тартусом и Латакией, и ведет оборонительные бои.

Западные спецслужбы полагают, что Россия не будет выигрывать для Асада всю войну, а ограничится помощью в удержании контролируемой территории. Кожанов отметил, что Россия не собирается посылать войска на завоевание Сирии, увидев результаты американского вторжения в Ирак. Другая вероятная причина заключается в тяжелом экономическом положении России, не способной выдержать нагрузку масштабной военной сухопутной операции, особенно с учетом продолжающегося конфликта на Украине.

Безынициативность Запада стала большой победой Путина

Инициативный подход Путина проучил США и их западных союзников, утверждающих, что Асад должен уйти, и обвиняющих его в диктаторском правлении, спровоцировавшем подъем ИГИЛ. Россия, утверждает, что это американское вторжение в Ирак посеяло семена хаоса и привело к взлету экстремистской группировки, и настаивает на том, что Асад — не корень проблемы, а способ ее решения.

Запад терпит поражение, потому что выбрал дипломатию «нет». С одной стороны, он выступает против ИГИЛ, с другой — требует ухода Асада, но каковы положительные предложения Запада? Кто и как должен править Сирией? США приняли программу мобилизации сирийских повстанцев, но смогли привлечь только несколько сотен человек. «Сирийская свободная армия» тоже слаба. Третья сила, после ИГИЛ и правительственных войск, это джихадистские группировки, включая отделение «Аль-Каиды» «Джабхат ан-Нусра». Только на прошлой неделе исламисты во главе с «Джабхат ан-Нусра» отвоевали у правительственных войск провинцию Идлиб.

Асад, конечно, жестокий диктатор, но в Сирии при его правлении сохранялась стабильность и порядок. Сирийский феномен повторяется и в других ближневосточных и северо-африканских странах: после свержения таких диктаторов, как Саддам Хусейн в Ираке или Муаммар Каддафи в Ливии, наступает жуткий хаос и анархия, ведущие к распаду государств.

Безынициативность Запада, который еще в 2012 году мог сесть за стол переговоров с Асадом, но не захотел, только усиливает Россию в ее региональных и мировых устремлениях и ведет мир к столкновению блоков, подобного которому не было со времен распада СССР. В условиях миграционного кризиса, угрожающего Европе, Россия в состоянии потеснить Запад.

Последовательность Путина, оказывавшего Асаду помощь с самого начала гражданской войны, принесла свои плоды. Очень может быть, что Путин отпразднует большую победу, значение которой превзойдет конкретную ситуацию в Сирии. Заявление Путина о важной международной роли России и о том, что с ней необходимо считаться при урегулировании конфликтов, прозвучало очень отчетливо. Точно также Западу придется и улаживать украинский кризис, путем переговоров и достижения взаимопонимания с Россией, что означает уступки агрессии Путина.