Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Заветы талибов

Еще до 11 сентября все указывало на то, что Афганистан превратился в главную опасность стабильности на планете

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Со множеством осколков, попавших ему в голову и тело, Масуд смог прожить ещё лишь несколько часов. Никто не сомневался, что убийство было организовано Аль-Каидой для того, чтобы укрепить свои отношения с верхушкой талибов и лишить Альянс его самого харизматического лидера, и это в тот самый момент, когда Аль-Каида планировала куда более крупномасштабную террористическую операцию, зная, что США, одержимые чувством мести начнут вторжение на территорию Афганистана

Ахмед Рашид (Ahmed Rashid), является на протяжении 20 лет корреспондентом Far Eastern Economic Review и лондонской газеты The Daily Telegraph в Пакистане, Афганистане и Центральной Азии. Этим текстом, написанном через две недели после нападения на Башни-Близнецы и Пентагон, он предваряет шестое испанское издание своей книги "Талибы", которая в скором времени будет опубликована издательством Peninsula. Рашид - автор нескольких книг о течениях в Исламе, о политике и экономике этой части планеты - после издания "Талибов" считается крупнейшим знатоком корней афганской проблемы. В своей книге он дает анализ причин того, что определяется им как "беспощадная ярость" режима талибов и его связей с террористической организацией Бен Ладена (bin Laden)

С 1989 года и США и Запад повернулись спиной к затянувшейся гражданской войне в Афганистане. 11 сентября 2001 года мир изменился, когда Афганистан показал свой лик жестокий и трагичный.

19 террористов-самоубийц, захвативших четыре самолета, направленных затем ими на Башни-Близнецы Международного Торгового Центра в Нью-Йорке и Пентагон в Вашингтоне, принадлежали к организации Аль-Каида, возглавляемой Усамой Бен Ладеном, базы которого расположены на территории Афганистана, в стране управляемой талибами. У них было три цели: нанести удар по миру, наследнику Холодной Войны, нанести удар в самое сердце глобализации и попытаться изменить Землю, чтобы она стала лучше и спокойнее.

Через несколько часов после этих ужасающих происшествий, президент Джордж В. Буш (George W. Bush) заявил, что США вступают в войну с международным терроризмом. "Те, кто идут с войной на США, сами выбрали свое разрушение", - сказал он 15 сентября после провозглашения чрезвычайного положения в стране. Также он заявил, что ответом будет "война без поля боя и плацдармов", и, что "конфликт будет долгим". И закончил свою речь, пообещав, что создаст международный альянс, близкий к НАТО и другим союзникам, для того, чтобы наказать Аль-Каиду и талибов.

Террористы-самоубийцы, обучавшиеся летному делу в США и Германии, принадлежали к поколению воинствующих исламистов. Это были образованные люди, представители среднего класса, с хорошей работой, семьями и невестами. И, тем не менее, они были одержимы беспощадным чувством ярости, взращивавшимся на протяжении долгих лет, позволившим им не придать никакого значения тому, что они оборвали жизнь семи тысяч человек, многие из которых были американские мусульмане, простыми и набожными.

КРАЙНЯЯ ЯРОСТЬ

В "Талибах", между прочими вещами, я пытаюсь понять как это чувство крайней ярости, так и сущность организации, сформировавшей и инспирировавшей виновников тех нападений. Но совершенно очевидно, что Аль-Каида не смогла бы спланировать и организовать нападения, если бы не владела надежной базой с коммуникациями по подготовке, финансированию и инспирации преступлений.

Длительный период игнорирования Соединенными Штатами и Западом деятельности талибов позволил им превратить Афганистан в надежное убежище для групп экстремистов - выходцев из более чем двенадцати арабских стран. С 2500 или 3000 воинов, которыми она располагает на территории Афганистана и обширной международной сетью, затрагивающей 34 страны, Аль-Каида является всего лишь вершиной гигантского айсберга. К талибам примыкают и группы исламских экстремистов из других стран - России, Пакистана, Китая, Бирмы, Ирана, Центральной Азии и многих стран Дальнего Востока, все они одновременно сражаются за интересы этой организации и ведут политическую борьбу в своих странах.

Таким образом, Афганистан превратился в центр международной террористической организации, хотя это не имеет никакого отношения к бедному афганскому народу, страдающему от засухи, голода и гражданской войны, в которой столкнулись силы талибов и Северного Альянса. Нападение 11 сентября предварялось убийством, совершенным всего двумя днями ранее, лидера Альянса - Ахмед Шах Масуда (Ahmed Shah Masud). Два молодых марокканца, прибывшие в Кабул через Брюссель - Лондон - Исламабад под видом журналистов, смогли спрятать бомбу в видеокамере. После начала интервью с Масудом они активировали детонатор и взорвались вместе с руководителем Северного Альянса.

Со множеством осколков, попавших ему в голову и тело, Масуд смог прожить еще лишь несколько часов. Никто не сомневался, что убийство было организовано Аль-Каидой для того, чтобы укрепить свои отношения с верхушкой талибов и лишить Альянс его самого харизматического лидера, и это в тот самый момент, когда Аль-Каида планировала куда более крупномасштабную террористическую операцию, зная, что США, одержимые чувством мести начнут вторжение на территорию Афганистана.

Бен Ладен и духовный лидер талибов мулла Мохамед Омар (Mohammed Omar), похоже, твердо убеждены в том, что также как и моджахеды, после десяти лет войны смогли разбить войска Советского Союза, так и они смогут сделать то же самое с захватническими войсками американцев. Ярость талибов, направленная против Запада, достигла своего максимального предела еще в начале года. 19 января совет безопасности ООН принял резолюцию 1333, которая налагала различные санкции на талибов, среди них - эмбарго на оружие, арест банковских счетов в других странах и лишения их права перемещаться вне территории Афганистана.

ООН заявила, что Афганистан, находящийся под контролем талибов, является центром международного терроризма, и потребовал выдачи Бен Ладена. Талибы гневно заявили, что никогда не выдадут Бен Ладена. Наибольшее негодование у талибов вызвал тот факт, что эмбарго на оружие не было наложено на Альянс - движение, продолжавшее получать военную помощь от России, Ирана, Индии и республик Центральной Азии.

Пакистан - основной поставщик вооружения и топлива режиму талибов, оказались тогда в затруднительном положении, но обещал придерживаться санкций ООН. Тем не менее, в ежегодном докладе о международном терроризме, опубликованном 30 апреля Государственным Департаментом США, говорилось, что Пакистан продолжает оказывать поддержку талибам "горючим, деньгами, технической помощью и вооружением". В это же время Human Rights Watch опубликовала сообщения, в котором безапелляционно заявлялось, что Пакистан нарушает санкции, наложенные ООН, продолжая поставлять оружие и войска в распоряжение талибов.

С каждым разом все более обоснованные подозрения о том, что Пакистан продолжает поставки вооружения талибам, привели к тому, что Совет Безопасности принял очередную резолюцию за номером 1363 от 31 июля, согласно которой должна была быть организована наблюдательная группа, отправляющаяся на границу с Афганистаном для проверки соблюдения эмбарго на оружие. Талибы и поддерживающие их исламские партии Пакистана, ответили, что убьют каждого наблюдателя ООН, который появится на границе между Пакистаном и Афганистаном.

ПРОЛЕГОМЕНЫ.

За первые девять месяцев 2001 года произошли различные события, которые можно рассматривать как предваряющие крупнейшее нападение террористов. 5 февраля в Нью-Йорке состоялся суд над четырьмя арабами, обвиненными в связях с Бен Ладеном и в организации и проведении террористических актов против посольств США в Африке в 1998 году. 29 мая эти четверо были провозглашены виновными в 302 террористических преступлениях и осуждены на длительный срок.

В апреле, некий Ахмед Рессам (Ahmed Ressam), алжирец по национальности, был осужден за ввоз взрывчатых материалов из Канады в США, где он планировал взорвать аэропорт в Лос-Анджелесе в 2000 году. В период между январем и августом этого года, Италия, Германия, Испания и Великобритания задержали 20 алжирцев, которые, возможно, планировали проведение террористических актов на территории Европы (они поддерживали тесный контакт с Бен Ладеном и проходили обучение в Афганистане).

23 июня вооруженные силы США, расположенные на побережье Омана, были приведены в состояние полной боевой готовности, после известия о готовящемся нападении террористов. Посольства США во многих странах Африки и Персидского залива были закрыты, в то время как Вашингтон поставил талибов в известность, что они будут считаться виновными в случае совершения Бен Ладеном какого-либо нападения. В результате санкций ООН, верхушка талибов оказалась изолированной от остального мира, но это не лишило их воинственного настроя, обновив их стремление к сопротивлению давлению Запада, даже в то время, когда продолжающаяся засуха, гражданская война и разруха сельского хозяйства еще больше усложнили положение населения, вызвав очередную лавину беженцев (около миллиона человек) как в стране, так и за ее пределами.

В январе произошли серьезные столкновения между Северным Альянсом и талибами за контроль над регионом Хазарайат (Hazarajat), расположенном в центре страны и населенном хазарской этнической группой, состоящей из мусульман-шиитов и поэтому ненавидимой талибами-суннитами. Талибы отвоевали Яковланг (Yakowlang) 8 января, после чего несколько групп, защищающих права человека, предоставили доказательства расправы талибов над 210 гражданскими лицами в городе и его окрестностях.

13 февраля Альянс отвоевал город Бамийян, который через некоторое время опять заняли талибы. 26 февраля, в качестве наказания и, пытаясь запугать хазар, мулла Мохамед Омар приказал своим войскам разрушить две созданные 1800 лет назад гигантские статуи Будды, которые находились в долине Бамийяна. Транспортировка динамита и танков в Бамийян вызвала широкий международный резонанс, и многие страны, среди которых были Япония, Шри Ланка и Египет, послали свои делегации к талибам с просьбой не уничтожать статуи. В различных столицах мира проводились многочисленные анти-талибские манифестации буддистов, афганцев и любителей искусства; но талибы остались глухи ко всем просьбам, и 10 марта статуи были разрушены взрывами динамита и расстреляны из танков.

ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ

Талибы также уничтожили 40 статуй из музея Кабула и старинную гигантскую статую наклоненного Будды в Газни. Талибы обвинили весь мир в том, что он добивается изоляции их режима и интересуется больше какими-то статуями, а не голодающим населением, как будто, сами они проявляли хоть минимальный интерес к печальной участи своего народа.

Разрушение Будд заставило очнуться от сна некоторые государства, которые с опаской начали смотреть на потенциальную угрозу со стороны талибов. Ахмед Шах Масуд совершил свою первую поездку в Европу в апреле. Он выступил с речью перед Европейским Парламентом в Страсбурге, был принят в Брюсселе Европейским Сообществом и в Париже министром иностранных дел Франции. Альянс укрепил свои силы после возвращения генерала Рашида Достума (Rashid Dostum), который при поддержке Турции создал военную базу на севере Афганистана с целью объединения узбекских бойцов против талибов, и Исмаил Хана (Ismail Khan) - бывшего губернатора западного Афганистана, который с помощью Ирана создал новый очаг сопротивления талибам в провинции Гхор, в западной части Афганистана.

Таким образом, летом после открытия новых фронтов Альянсу удалось поставить шах силам талибов. Председатель шуры (shura) - исламского совета - в Кабуле и номер два движения, мулла Мохамед Рабани (Mohammed Rabani), умер от рака в одном из госпиталей Карачи в прошедшем апреле. Рабани считался умеренным, сторонником начала переговоров между талибами и Масудом. Его смерть положила конец каким-либо серьезным попыткам противостояния более умеренных руководителей сторонникам жесткой линии режима, которые были полны решимости столкнуться с Западом, и в результате этого столкновения создать то, что сами они определяли, как самое чистое в мире Исламское Государство.

Талибы намеревались пойти и на эскалацию конфронтации с ООН и другими международными гуманитарными организациями, которые работали в Афганистане, они хотели апробировать новые законы, посягающие на права человека, которые вызвали недовольство со стороны многих афганцев.

19 мая талибы закрыли итальянский госпиталь в Кабуле, заставив европейских врачей спасаться бегством, после предъявления им обвинения в том, что они вступали в отношения с афганскими женщинами. Два дня спустя, талибы отказались проводить кампанию по вакцинации детей от полиомиелита, организованную ООН. 22 мая было объявлено, что все индусы страны обязаны носить на одежде знаки отличия желтого цвета в целях лучшей идентификации. Это вызвало волну негодования в мире, и через несколько недель талибы отступили, обязав индусов лишь всегда иметь при себе удостоверения личности. В Афганистане живет около 1 700 индусов и сикхов.

31 мая они запретили управлять автомобилями женщинам-иностранкам, которые в стране занимались оказанием различной помощи. Но самое серьезное столкновение талибов с международными организациями произошло, когда они отказались предоставить Международной Продовольственной Программе (РМА) ООН, благодаря которой получают питание около трех миллионов афганцев, сведения относительно того, кто на самом деле забирает хлеб из булочных РМА в Кабуле. После нескольких месяцев неудачных переговоров РМА пригрозила закрыть 157 своих магазинов в афганской столице.

Талибы попросили помощи у гуманитарных организаций арабов и мусульман, но реакция была не широкой. РМА закрыли свои булочные 15 июня, заставив тем самым талибов принять компромиссное решение два дня спустя.

13 июля они запретили пользоваться в стране Интернетом. Еще через неделю они издали другой декрет, согласно которому запрещался ввоз 30 наименований товаров, среди них - игры, кассеты с музыкальными записями и губная помада.

Столкновения между талибами и гуманитарными организациями достигли своего максимального развития 5 августа, после того как по обвинения в распространении христианства, - а это преступление, которое карается смертной казнью, - были арестованы восемь иностранцев и 16 афганцев, принадлежащих в Shelter Now International. Суд над восемью иностранцами согласно законам шариата начался 4 сентября в Верховном Суде Кабула.

Великое летнее наступление талибов началось 1 июня. Почти 25 000 талибов, среди которых - 10 000 не афганцев (пакистанцев, выходцев из Саудовской Аравии и Центральной Азии), атаковали несколько фронтов Альянса: на подступах к Кабулу, в провинции Тахар - на северо-востоке страны - и в Назарайате. Альянсу не удалось захватить эти территории, но они устояли, а на северном и восточном фронтах им удалось сохранить свое преимущество перед силами талибов.

В августе в докладе, направленном в Совет Безопасности ООН, ее генеральный секретарь Кофи Аннан (Kofi Annan) призвал к "глобальному сближению", целью которого будет установление мира на территории Афганистана, квалифицировав предыдущие попытки как "бесплодные" и сделав особый упор на необходимости разработки стратегии стимулирования и плана реконструкции страны. Аннан также отметил, что на стороне талибов сражается сейчас больше исламских радикалов из других стран, чем когда бы то ни было.

На протяжении всего этого политического кризиса соответственно увеличивались и страдания народа Афганистана: в 2001 году Афганистан считается страной, находящейся в самом катастрофическом положении в мире, с точки зрения гуманитарных организаций. Афганский народ составляет самую большую часть беженцев всего мира, 3,6 миллиона человек живут вне страны, из которых 2,2 миллиона - в Пакистане и 1,2 - в Иране. В сентябре были новые жертвы: 800.000 афганцев уехали со своих мест, находясь на территории страны, а 200.000 новых беженцев перешли границу с Пакистаном и 100.000 отправились в Иран.

Продолжительная засуха заставила миллионы человек уехать из сельскохозяйственных зон и перебраться поближе к городам, где организации, оказывающие помощь были неспособны предоставить им какие-либо средства из-за их нехватки и угроз со стороны талибов. В январе 100 афганцев, среди них было много детей, умерло от холода в лагерях беженцев в Герате, где проживают 80.000 человек. На севере Афганистана, где находилось около 200.000 перемещенных афганцев, люди начали есть траву, корм для скота и грызунов и продавали своих дочерей за четыре рупии, для того чтобы можно было купить пищу.

ООН забила тревогу о кризисе в сельском хозяйстве. В исследовании РМА говориться, что в 2001 году из-за засухи и нехватки посевного материала обрабатывается на 50% меньше пахотных земель, и, в то же время, пало 70% скота из-за недостатка воды и пастбищ.

В июне, ООН предупредила о возможности наступления голода и массовых смертей, которые повлечет за собой нехватка продуктов, если международное сообщество не отреагирует экстренным образом, предоставив большое количество продовольственной помощи. Но из-за угроз талибов в адрес гуманитарных организаций заставили многие страны отказаться от дальнейшей кооперации. РМА сообщили, что зимой 2001 года им придется давать продовольствие 5,5 миллионам нуждающихся, по сравнению с 3,8 миллионами в 2000 году.

Безнадежная ситуация афганцев опять превратилась в тему для дискуссий в конце августа, когда Австралия отказалась принять у себя 438 беженцев, в большинстве своем афганцев, которые были спасены норвежским грузовым судном с терпевшего бедствие у берегов Австралии пакистанского корабля. Афганцы в настоящий момент составляют самую большую группу нелегальных эмигрантов в Европе.

Экономический кризис усугубился еще больше из-за единственного случая принятия со стороны талибов условий международного сообщества: запрет на выращивание опийного мака. Цветы этого растения, переработанные в опий и героин, являлись основным источником дохода для всех воинствующих группировок страны. Мулла Омар запретил его выращивание в июле 2000 года.

ВЕЛИКАЯ УГРОЗА.

В марте 2001 года, ООН и США признали, что талибы запретили выращивание опийного мака, и многие страны обязались оказывать помощь тысячам крестьян, которые не имели ни семян, ни удобрений для того, чтобы производить альтернативные посадки. Тем не менее, продажа опия, полученного в предыдущие года, в соседние страны - Таджикистан и Иран, а оттуда - в Россию и Европу - продолжалась, только цена афганского опия-сырца возросла в 10 раз по сравнению с прошлым годом.

Еще до 11 сентября все указывало на то, что Афганистан превратился в главную опасность стабильности на планете. Засуха, гражданская война. Массовые миграции, торговля наркотиками, жесткая позиция талибов, увеличения террористических группировок на территории страны - все это должно было заставить западные державы задуматься о возможности опасного нападения.

Мир понял важность проблемы Афганистана лишь, когда солнечным нью-йоркским утром люди, раскрыв рты, смотрели, как два самолета врезаются в Башни-Близнецы. Сейчас, когда США и их союзники, в ходе сметающей все на своем пути военной кампании, выступают против талибов и Аль-Каиды, остается ждать, что ими будет разработана стратегическая политика, направленная на создание нового правительства, способного противостоять экономическому кризису, послужившему питательным раствором экстремизму и терроризму.