Вряд ли можно представить себе, чтобы с президентом России Владимиром Путиным могло бы произойти то, что никогда не забудут гости встречи в верхах СНГ в Ашхабаде в 1993 году, когда напившийся президент Ельцин стал увлеченно отбивать двумя ложками такт по лысине сидевшего рядом с ним президента Киргизии Акаева. Путин стремится соблюдать приличие.
На десятой по счету встрече в верхах Содружества независимых государств (СНГ), которая откроется сегодня, вообще все будет по-другому. По меньшей мере, за кулисами встречи будет все время маячить фигура Усамы бен Лдаена (Osama Bin Laden). Если бы не война в Афганистане, то туркменский президент Ниязов не приехал бы из своей деспотии на Среднем Востоке в Москву и на юбилей. В последнее время он не являлся на такие встречи, часто даже не извиняясь. Стареющий азербайджанец Алиев, вероятно, в очередной раз сказался бы больным. А грузин Шеварднадзе отсутствовал бы из протеста, так как российские боевые самолеты, охотившиеся за чеченскими боевиками над грузинской территорией, убили одну овцу.
Казалось, что в СНГ больше противоречий, чем того, что объединяет. Но вот сегодня впервые за долгие годы в Кремле у Путина собираются все двенадцать президентов. Действительно террористические акты в США и война в Афганистане вдохнули новую жизнь в Содружество. СНГ в качестве первого межгосударственного союза еще полтора года назад создало совместный Антитеррористический центр, подчеркивает не без гордости российский министр иностранных дел Игорь Иванов. Это обстоятельство, а также активное участие государств-членов СНГ в антитеррористическом альянсе свидетельствует, по его словам, о жизнеспособности СНГ, о том, что оно адекватно реагирует на новую ситуацию. Правда, сам Антитеррористический центр состоит в основном из его начальника - бывшего генерала ФСБ Николая Мельникова. Однако после 11 сентября на всех уровнях всех государств СНГ прошла масса представителей спецслужб, секретарей Советов безопасности и военных. По крайней мере, для пяти среднеазиатских республик и России жизненно важно, как закончится война в Афганистане. Судя по всему, все заинтересованы в долговременном присутствии в регионе США, но только до тех пор, пока те дают деньги, пока не будут доминировать в регионе и не станут превращать Среднюю Азию в театр военных действий. Путину пока удавалось удерживаться на острие лезвия бритвы.
Широким полем деятельности для СНГ является урегулирование внутренних региональных конфликтов, говорит Игорь Иванов. И, видимо, все же очень ко времени, что Путин встречается один на один или в составе небольших групп со всеми другими главами государств СНГ с целью определения перспектив Содружества еще до начала пленарного заседания. Путин мастерски использовал новую форму проведения саммитов СНГ уже на летней встрече в Сочи, что было невозможным при Ельцине. Не было по-настоящему утвержденной повестки дня, и Путин дал выговориться своим гостям в тиши и спокойствии, сидя под пальмами.
На этот раз тяжелым для Путина может быть, например, разговор с президентами Азербайджана и Армении Гейдаром Алиевым и Робертом Кочаряном. Азербайджанская пресса подробно сообщала о, якобы, имевшихся попытках армянских спецслужб принудить одного азербайджанца пытками и обещаниями совершить террористический акт в отношении сына и кронпринца Алиева Ильхама.
Однако многие наблюдатели убеждены, что СНГ предстоит еще долгая жизнь. Ведь по всему СНГ наблюдается определенных экономический рост, замечает российский премьер Михаил Касьянов. Это обстоятельство можно перевести в плоскость прагматических экономических отношений, которые пойдут на пользу всем государствам-членам СНГ. Спустя десять лет после распада СССР, девиз СНГ - прагматизм вместо большого брата.